Мультимодальный логистический хаб на территории аэропорта Алия Молдагулова станет транзитным узлом для международных грузоперевозок.
«Наша страна является важнейшим звеном между Европой и Азией. За прошлый год объем перевозок грузов по территории страны превысил миллиард тонн… Стратегическая задача – стать ведущим авиационным хабом на Евразийском пространстве».
Из Послания Президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА
«Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию»
Развитие авиационной инфраструктуры остается одним из приоритетов транспортной политики Казахстана. В рамках реализации Послания Президента ведущие аэропорты страны – Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе – развиваются как современные мультимодальные центры, предоставляющие полный спектр логистических услуг.
Что из себя будет представлять логистический хаб нашего города, какие инвестиции планируется вложить в реализацию масштабного проекта, сколько создадут рабочих мест на эти и другие вопросы в интервью «АВ» отвечает председатель правления АО «Международный аэропорт Алия Молдагулова» Д. Малиев.
Интеграция в международные маршруты
— Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет проект мультимодального хаба?
— Давайте начнем с того, что представляет из себя аэрохаб. Это крупный узловой аэропорт, служащий центральной точкой для пересадки пассажиров и перемещения грузов между рейсами одной или нескольких авиакомпаний. Например, летит самолет с Гуанчжоу в Париж. И летит самолет из Стамбула в Актобе. Здесь разгружается и обратно может возвратиться пустым. Но гуанч-
жоуский рейс взял на борт также и груз для Стамбула. Он производит посадку в Актобе, разгружает его и следует далее в Париж. А самолет рейсом из Турции возвращается в Стамбул уже не пустым, а с грузом, который оставил борт из Гуанчжоу. То есть наша задача – это создание таких условий для авиакомпаний, чтобы они могли корректировать маршруты и при этом экономить денежные средства. В приоритете рассматривается именно финансовая составляющая.
В Послании 2022 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» наш Президент отметил: «Для эффективной интеграции в международные маршруты важно предоставлять полный спектр логистических услуг. Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе должны стать мультимодальными центрами, оказывающими конкурентоспособные и качественные услуги по аккумулированию и распределению грузов».
Комплекс под одной крышей
— Что для этого нужно в первую очередь?
— Современная складская инфраструктура. Это не просто склад в том понимании, что стоит какой-то ангар с амбарным замком. Нет. Это целый комплекс, когда под одной крышей находится несколько складских помещений с разными температурными режимами и другими микроклиматическими условиями. Есть грузы, которые необходимо хранить при определенных положительных температурах. Каким-то требуется режим, допустим, до минус 10, другим — до минус 15-20 градусов. Для животных, растений или срезанных цветов необходим тот или иной режим вентиляции.
Предусмотрены помещения для хранения денежных средств и ювелирных изделий с повышенным уровнем безопасности, а также склады для лекарств. Все это представляет собой целый комплекс.
— Какая площадь отводится под складской комплекс и кто будет его возводить?
— Комплекс на 15 тысяч квадратных метров построит турецкая компания S Sistem Lojistik. В дальнейшем управлять им будет совместное предприятие этой компании с АО «Казпочта». Турецкая сторона является инвестором, а Казпочта выступает гарантом. Почему в качестве гаранта выбрано данное казахстанское АО? Потому что это единственный оператор со стопроцентным государственным участием, который осуществляет e-commerce на территории Казахстана. На складе также предусмотрено сортировочное помещение. Для чего это нужно? Грузы бывают разные. Допустим, кто-то заказал стул, а кто-то — ручку. Все это идет по конвейеру, который сортирует по габаритам.
— То есть в автоматическом режиме с использованием искусственного интеллекта?
— Конечно. Вся информация системой считывается со штрих-кодов. Она подает сигнал, и открывается та или иная лопасть на конвейере, груз попадает в тот или иной сегмент сортировочного агрегата. Основная работа, естественно, будет выполняться с помощью искусственного интеллекта.
— Сколько средств планируется инвестировать в создание складского комплекса? Какое количество рабочих мест будет создано?
— 19 миллиардов тенге, или 35 миллионов евро. 20 миллионов евро будет направлено непосредственно на строительство комплекса и 15 миллионов евро – на закупку оборудования. Будет создано 200 рабочих мест.
Авиатопливо по мировым стандартам
— Буквально на прошлой неделе анонсировалось начало реализации инвестпроекта по созданию современного топливозаправочного комплекса на территории аэропорта Актобе. Расскажите об этом подробнее.
— Второе и, пожалуй, самое главное, что нужно для развития аэропорта как мультимодального хаба – это постоянное наличие авиатоплива по низкой цене. Как мы можем обеспечить стабильное наличие авиакеросина по низкой цене? У нас на территории аэропорта есть свой склад ГСМ. Мы предложили компаниям-поставщикам арендовать и реализовывать авиатопливо. Но так, чтобы не было никаких серых схем. Мы привлекаем авиакомпании. Предположим, на нашей территории авиационное топливо реализуют три-четыре арендатора. Мы даем их контакты представителям авиакомпаний. Дальше они уже сами договариваются между собой. В итоге авиаперевозчик получает топливо по цене, которая его устраивает. Это конкурентный рынок.
Мы сейчас столкнулись с дефицитом объемов топлива. Но самое главное, что весь мир уже постепенно уходит от традиционных видов авиакеросина: ТС-1 и РТ. Сейчас для привлечения иностранных авиакомпаний в первую очередь нужно
топливо марки Jet A-1. В рамках проекта по созданию авиационного хаба планируется строительство современного топливозаправочного комплекса. Его инфраструктура будет адаптирована под заправку воздушных судов не только отечественными марками топлива — ТС-1 и РТ, — но и Jet A-1, что позволит выйти на новый уровень обслуживания и соответствовать мировым стандартам. Переход на топливо Jet A-1 — стратегически важный шаг, который откроет новые возможности для интеграции Казахстана в глобальную авиационную систему. Кроме того, создаст основу для дальнейшего внедрения экологически устойчивых и инновационных видов авиационного топлива.
— Кто ведет строительство и сколько в него инвестировано?
— Топливозаправочный комплекс возводит компания «КазМунайГаз-Аэро». В проект будет вложено пять миллиардов тенге. Планируется создание около 50 рабочих мест. На стартовом этапе ведутся инженерно-геологические работы, цель которых — детальное исследование состава грунта и уровня грунтовых вод. Эти данные необходимы для обеспечения прочности и долговечности будущей инфраструктуры. После завершения изысканий начнется активная стадия строительства.
И в конечном итоге два вышеуказанных проекта в синергии дадут сильный импульс для развития аэропорта Актобе как аэрохаба, учитывая наше географическое положение и развитое железнодорожное сообщение.
Есть еще третий проект – специальная экономическая зона, которая расположится на площади 450 гектаров от аэропорта в сторону жилого массива «Бауырластар». Все проекты реализуются благодаря активному участию руководства области.
— Спасибо за интервью!
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото Куандыка Тулемисова