Двухтомник учителя технологии Шубаркудыкской школы-гимназии № 1 Нурлана Джакибаева – это свод его педагогического опыта за 30 лет.
Нурлан Саулебаевич профориентирует учащихся настолько действенно, что, выбрав специальность, они работают именно по ней. Три десятилетия подтверждают данный факт.
– Воспитанники нашей гимназии трудятся в сферах педагогики, культурологии, филологии, бизнеса, прикладного искусства и других, – рассказывает учитель. – Их успехи множат мои радости и служат примером воспитанникам нынешним.
В первом томе монографии «Мектептегі технологияның теориялық негіздері» («Теоретические основы школьного предмета «Технология») сведена история трудового воспитания и дисциплины начиная с деятельности классика Яна Амоса Коменского (конец XVI века). Список основоположников педагогической мысли, их теоретические и практические изыскания о воздействии труда на воспитание подрастающего поколения, выявлении их наклонностей продолжают деятели эпохи классицизма Руссо, Песталоцци, реформатор Оуэн, русские педагоги Ушинский, Чернышевский, основоположник казахской педагогики Алтынсарин, поздний классицист Абай, многогранный исследователь Уалиханов, корифеи советского периода Луначарский, Макаренко, Байтурсынов, Аймаутов, многие другие. Нурлан Саулебаевич приводит в исследовании и опыт современников – Алжанова, Сембаева, академика Волкова и, что весьма ценно, Сейтжана Салиева – коллеги, с которым работает бок о бок, педагога-новатора, ныне директора Шубаркудыкской школы имени Кереева.
В первом томе – семь разделов теоретических изысканий, второй том – об организации научной деятельности школьников. Здесь представлены проекты воспитанников Нурлана Джакибаева по 14 направлениям. В книге учитель приводит дидактические, психологические, методические, практические и учебно-производственные обоснования педагогического эксперимента, который ведется в Шубаркудыкской школе-гимназии на протяжении 30 лет на пришкольном участке.
– У нас плодоносят 45 яблонь, груш, слив разных сортов, в вегетационный период высаживаем овощи, картофель. Урожай реализуем в родном селе, а доход выплачиваем как зарплату участникам производственного эксперимента, – рассказывает Нурлан Джакибаев.
– Ваша экспериментальная площадка очень напоминает коммуну Василия Макаренко, описанную в его «Педагогической поэме»…
– Да, это моя любимая книга, а Антон Семёнович – мой кумир. Ну если у Макаренко получилось воспитать достойных граждан из беспризорников, то мои ученики организованные, вполне благополучные, мне не приходится их социализировать, а сразу включаю в процесс.
– Ваш двухтомник зарегистрирован?
– Да, в департаменте юстиции области. Авторское свидетельство я получил еще в 2019 году. Теперь дело за рецензией министерства образования и науки республики. Если оно одобрит монографию, то опыт можно предложить учителям технологии. я желаю коллегам испытать радости, которые приходят с достижениями моих воспитанников. Никто из них, получив красные дипломы самых солидных казахстанских вузов, не уехал из страны, все трудятся в различных сферах. Живущие на земле предков, работающие по их технологиям, они приумножают благополучие родины. Я упорно придерживаюсь традиций отечественной педагогики в противовес навязыванию западных образцов.[divider]
От автора. Есть резон не просто предложить монографию Нурлана Джакибаева для ознакомления учителям технологии, но и переформатировать ее в учебник – дело за МОН РК. Остро стоит вопрос тиражирования двухтомника – нужны меценаты.
И еще один важный пункт. Всегда погруженный в учебно-производственный процесс, работающий без выходных и каникул на протяжении 30 лет, учитель технологии Шубаркудыкской школы-гимназии № 1 так и не нашел время похлопотать о повышении учительской квалификации (педагоги поймут). И это при том, что к нему едут учиться со всех уголков республики («АВ» от 22.08.2019 года, «Сохраним для потомков»). Между тем с его подачи в ЮНЕСКО зарегистрирован такой национальный компонент, как казахское кожевенное искусство.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото автора