Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Нa высоких нотах камерной музыки

Народные и песни известных композиторов, романсы, арии из опер, оперетт в исполнении начинающих артистов и профессионалов высокого уровня – такими были два потрясающих вечера в филармонии имени Г. Жубановой. А аншлаг показал: актюбинцы академическую музыку не просто любят, но и вполне подготовлены к ее восприятию.

Креативный подход

Камерная музыка в рамках проекта Operalia Актюбинской филармонии – это тщательно составленная программа, в том числе с приглашением вокалистов из других концертных учреждений.
Справедливости ради заметим, что актюбинские вокалисты – специалисты широкого профиля: им всем по плечу и народное произведение, и академическое. Добавим сюда драматический талант, сценический опыт, и получится то, ради чего люди не пропускают филармонические концерты.
Айгуль Ургеншбаева, Аманжол Утемуратов, Гаухар Саламас, Бэджа Калмыков, Оразгали Сагитжанулы, Гульфия Жумабаева, Жанболат Жумагазин, Манзура Сапарова – это имена вокалистов из Актобе. В первый вечер выступали только они. Его назвали камерным еще и в силу количества слушателей и небольшого пространства: кресла были расставлены прямо в холле вокруг рояля, артисты находились на расстоянии вытянутой руки от публики.
У рояля в первый вечер трудились отличник культуры РК, директор филармонии Дина Ниязова и давно признанный актюбинскими меломанами Олжас Мухтаров. Впервые на серьезную программу с участием профессионалов пригласили учащегося музыкального колледжа имени А. Жубанова Аяна Кайырова, и он не просто не подвел, но еще заслужил аплодисменты.
– Концерт потряс, – не удержался от восторга профессор ВАК, ветеран МИСиС Асылбек Толешов, в нынешнем семестре читающий лекции в АРУ имени К. Жубанова. – Конечно, во время приезда на родину посещаю филармонию имени Газизы Жубановой (я тоже родом из Мугалжарского района) и приятно удивляюсь всякий раз. Открытием первого февраля были пианисты, а второго – камерный оркестр под управлением Али Ермекбаева.
Одним из пунктов вечера стоит назвать вручение грамоты от министра культуры и информации РК Аиды Балаевой настройщику музыкальных инструментов, единственному в своем роде актюбинцу Аркадию Самохину.

Влюбленный в русскую культуру

Подарком второго вечера были бас из Сеула Енсон Ли, баритон из Астаны Азамат Желтыргузов и тенор из Ташкента Бекзот Садыков. И если Азамата мы знаем хорошо и любим давно, то с учетом шквала аплодисментов после выступления каждого о двух других стоит
рассказать подробно.
Солист Сеульского оперного театра Енсон Ли приехал в Актобе с младшим сыном, 10-летним Иреком.
– Я горжусь тем, чем занимаюсь, и хочу показать сыну, что делаю и как публике нравится моя работа. Пусть знает, что все требует усердия, а концерты – лишь вершина айсберга, – не скрывает цели дальновидный отец. – Будет ли артистом Ирек, неважно. Он сам определится с выбором. Старшего Исайю я также возил с собой, и сегодня он актер.
От кого из родственников унаследовал голос, не знаю. После подростковой мутации появился бас, в 16 лет уже пел в ансамбле. Педагог сказал, что голос у меня редкий и я обязан стать певцом. С 17 лет начал учиться, и процесс этот длится уже сорок лет. Из любви к немецким композиторам мечтал учиться в Германии, но для начала решил поездить и послушать разных вокалистов.
Услышав «Из-за острова на стрежень» в исполнении Евгения Нестеренко, понял, что хочу петь, как он, поэтому у меня диплом консерватории имени Чайковского и московская вокальная школа. Сначала учился у Людмилы Нам, потом у Петра Глубокого. По окончании вуза три года работал в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, отсюда и владение русским языком.
Любимые композиторы Енсона – Петр Чайковский и Дмитрий Шостакович, а любимая партия – Гремина из оперы «Евгений Онегин», которая была включена в программу вечера Operalia. На вопрос о популярности академических жанров в Южной Корее мы получили такой ответ:
– Не очень популярны. Максимум сорок процентов граждан тяготеют к опере. Жанр традиционной корейской музыки – минъе – популярен, но рулит в стране кей-поп! В Казахстане я не первый раз, в Актобе – впервые. Впечатление? Выйдя из самолета, почувствовал, будто это моя родина. Уже есть планы для следующих визитов. Я в восторге от Казахского камерного хора, с которым познакомился во время их приезда к нам. Хоровое искусство корейцы любят, но ваш хор – нечто особенное. Это не просто высочайший профессиональный уровень, но новый мир хорового искусства. Считаю, исполнительная власть должна сделать все, чтобы коллектив гастролировал по миру, неся казахские музыкальные традиции во все страны, на все материки.
Горжусь медалью Александра Пушкина, которую мне вручили в России, ведь она – результат моей привязанности к русской культуре, ее активной пропаганды. После смерти Людмилы Валентиновны я давал в Сеуле концерты ее памяти. Кстати, мой педагог родилась на Капчагае и похоронена там же.
На актюбинской сцене Енсон исполнил корейские песни, арии из популярных опер, но наибольшие аплодисменты сорвал за песню Абая «Көзімнің қарасы».


Всем Динам по серьгам

По сложившейся традиции свой день рождения пианистка Дина Ниязова проводит на сцене. Дина Амангазиевна не изменила традиции и возглавив филармонию. А есть ли более позитивное переживание, чем шквал аплодисментов тех, кому адресован твой труд?
Поздравительные адреса юбилярше от имени акима области Асхата Шахарова вручила руководитель управления культуры, архивов и документации Алтынай Юнисова, от акима Актобе Азамата Бекета – его заместитель Асет Оралбаев.
Приятным сюрпризом вечера стали подарки тезкам артистки. Их Дина Ниязова вручила трем Динам, сидящим в зале.


Гражданин Казахстана

Да, узнать, что ведущий солист Государственного академического Большого театра имени А. Навои и Государственного академического театра оперетты Узбекистана Бекзот Садыков – гражданин РК, было удивительно. Тем более что обладатель уникального тенора еще и приглашенный солист Санкт-Петербургского театра оперетты. Кстати, и НАТОБ имени Абая тоже.
– Я родился и вырос в Таразе, здесь же окончил музыкальную школу, – говорит Бекзот о себе. – Получив диплом Ташкентской консерватории, творческий путь начал в Шымкентском театре оперы и балета. В 2017-м стал лауреатом Романсиады – сначала в Шымкенте, потом в финале в Москве.
На вопрос о таланте артист рассказал о пристрастии к пению еще с дошкольного возраста:
– В детском саду уроки музыки были любимыми, и педагога это радовало. В школе пел всегда. Привычка переросла в профессиональную необходимость учиться. До сих пор занимаюсь со своим педагогом, доцентом консерватории, заслуженной артисткой Узбекистана Ольгой Александровой. Более 50 лет она была ведущим меццо-сопрано театра имени Навои. Учусь у всех певцов, которые нравятся. Любимый – принц оперы Франко Корелли, любимый композитор – Джакомо Пуччини и многие представители эпохи реализма, а любимая партия – Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы».
Актюбинская публика ликовала и одаривала аплодисментами гостя из Ташкента, будь то песня русского композитора или ария из классической оперы.

Надеемся на новые встречи

Солиста Астана Опера и завкафедрой сольного пения КазНУИ Азамата Желтыргузова в нашем городе любят давно. Первое его выступление в Актобе состоялось в 2006 году в качестве конкурсанта «Жубановской весны», ставшего одним из лауреатов.
– Да, в Актобе бываю по два-три раза в году, – говорит Азамат. – Ваш слушатель особенный, в зале чаще всего аншлаг. Думаю, заслуга в этом команды Дины Ниязовой и их предшественников. Творческие коллективы, солисты тоже заслуживают высшего балла. Один хор чего стоит! А чтобы артисты не разъезжались, исполнительная власть должна создавать им выгодные условия, в первую очередь я имею в виду зарплату и жилье.
На вопрос о любимом композиторе собеседник назвал Чайковского, Рахманинова, Шумана, любимые партии – Абая из одноименной оперы Хамиди и Жубанова, из Чайковского – Роберто из «Иоланты» и Евгения Онегина, а также Ричарда из «Пуритан» Беллини.
На днях гость дал в Караганде сольную программу, составленную из романсов Чайковского в честь
его 185-летия.
– Думаю, в Актобе ее тоже привезу. Нынешний год богат на юбилеи. К Чайковскому добавим 180-летие Абая, 215-летие Шумана, 110-летие Свиридова. У Свиридова есть поэма в песнях «Отчалившая Русь» на стихи Есенина. До конца года планирую выступить со всеми программами в этой филармонии.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Абылая КОЙШИНА

Колонка "Взгляд"