Корреспондент «АВ» вышел в полицейский рейд. Он принял участие в задержании нарушителей на железнодорожных путях, увидел, как проводятся проверки поездов дальнего следования, и с удивлением узнал, что на вокзале можно легко поиграть в азартные и запрещенные законом игры.
Стой! Кто идет?!
Нарушений на территории железной дороги и в зоне ответственности транспортной полиции немало. Они реальны, масштабны и, судя по статистике трагических происшествий на путях, требуют безотлагательных мер. Только в прошлом году двое подростков получили тяжелые травмы, оказавшись под колесами поезда. Еще один несовершеннолетний, переходивший железную дорогу в запрещенном месте, погиб.
На прошлой неделе три офицера полиции во главе с майором Айгуль Ержановой вышли в рейд в районе участка железнодорожного пути за зданием ЛУВД. И сразу увидели, что несколько человек, не обращая внимания на людей в форме, пытаются пройти по рельсам на другую сторону. Инспекторы остановили нарушителей и разъяснили последствия их неправомерных действий. Затем они препроводили их в ЛУВД для составления протокола.
— Мое участие в таких рейдах оправданно, — объясняет старший инспектор группы ювенальной полиции, майор Айгуль Ержанова. Она уже более 13 лет работает в правоохранительных органах. – Из-за близости к этому участку железной дороги колледжа и школы в основном правила нарушают молодые люди.
По ее словам, рейды проводятся ежедневно, но не дают большого эффекта. В определенные часы незаконный переход приобретает почти массовый характер. Каким образом можно это предотвратить? Наверное, профилактическими мерами. Полицейские посещают учебные заведения, объясняют всю опасность таких действий, приводят реальные примеры трагических случаев, раздают брошюры и читают лекции. Но полностью эту проблему решить не удается.
— Поражает отношение молодежи к собственной жизни, — делится Айгуль Ержанова. – Понимая, что находятся на опасном для их жизни участке, подростки в наушниках совершенно не замечают, что происходит вокруг.
Между тем каждый нарушитель обязательно доставляется в ЛУВД, где составляется административный протокол и на него накладывается штраф в размере более 6 000 тенге. Но эта мера не действует. Так, за первые пять минут нашего рейда инспекторы задержали более 10 человек, решивших сократить дорогу с риском для жизни. Все они были препровождены в управление, где заплатили штраф за пренебрежение к собственной безопасности.
Как впоследствии сообщил инженер по охране труда и технике безопасности Актюбинского филиала АО «НК «КТЖ» Алмат Сайемов, в городе всего пять официально разрешенных, оборудованных наземных переходов через железную дорогу.
— Они устанавливаются там, где необходимо, и увеличить их количество мы пока не можем, — посетовал инженер. – Но их недостаточно, и частично это связано с движением скоростного поезда «Тальго»: с его запуском переходы через пути стали намного опаснее.
Международные нормы
— Нами обслуживается участок железной дороги протяженностью более 1 300 километров, — вводит меня в курс дела лейтенант полиции Айтурган Елеусизов, который встречал проходящий через Актобе поезд сообщением Москва-Ташкент. – Выявляются разного рода правонарушения, начиная от распития спиртных напитков в общественных местах и заканчивая незаконной миграцией, кражами и провозом наркотических средств. Группы в составе двух сотрудников сопровождают пассажирские составы от станции к станции. В поездах имеются и так называемые «купе доверия», где всех, кто хочет обратиться за помощью, принимают сотрудники полиции.
Лейтенант Елеусизов, которого знают многие проводники, внимательно осматривает переходы, тамбуры, туалеты, служебные купе. Пассажиров крайне мало, но инспектора это не расслабляет. Он оглядывает пустые полки, о чем-то вполголоса переговаривается с официантами вагона-ресторана, делает какие-то замечания проводникам. На этот раз, кажется, все благополучно, хотя, как обмолвился лейтенант, бывает всякое.
— Зачастую приходится иметь дело с гражданами другого государства, и мы должны вести себя с ними в соответствии со всеми международными нормами, — объясняет Елеусизов. – Но в определенных случаях надо проявлять твердость. Приходится сталкиваться не только с случаями незаконной миграции и мелкими правонарушениями, но и с серьезными преступлениями, например с наркотрафиком.
Незаконные доходы
Транспортная полиция следит за соблюдением правопорядка не только на территории железной дороги, но и на вокзалах. Одна из проблем стала настоящей головной болью для представителей ювенальной полиции ЛУВД — игровые автоматы в здании вокзала Актобе.
— Их установка незаконна, а игры в них относятся к категории азартных, запрещенных законодательством, — поделилась Айгуль Ержанова. – Все дело в том, что они привлекают большое количество несовершеннолетних. Из-за страсти к играм они не только пропускают занятия в школах, но и стоят у аппаратов до глубокой ночи. К нам обращаются за помощью родители, а мы ничего не можем пока с этим поделать. Стоит лишь убрать их в одном месте, как они через очень короткое время появляются в другом. На актюбинском вокзале они появляются периодически, поэтому приходится отслеживать ситуацию круглосуточно.
Я решил выяснить причину бесконечного возрождения игровых автоматов у начальника железнодорожного вокзала Актобе. Оказалось, что сейчас он существует за счет средств, поступающих от сдачи в аренду мест под терминалы, киоски, отделения банков, частных касс. Немалый доход приносят арендаторы помещений технических служб, кафе, столовой.
— Не скрою, такая проблема есть, — признала начальник вокзала Муслима Косанова. – Недобросовестные арендаторы находят лазейки, чтобы обманным путем заключить договор. К примеру, в заявлении указывается просьба на установку лотерейных терминалов, а на самом деле ставится игровой автомат. Отличить их по внешнему виду трудно. Бывали случаи, когда полиция, изъяв аппарат на экспертизу, возвращала его потом на место. Некоторые договора заключаются напрямую с аппаратом нашего руководства в Астане, и мы вынуждены выполнять условия соглашения.
Ответ руководителя, честно говоря, привел в недоумение и озадачил. В голове как-то не укладывалось, что такое солидное учреждение официально предоставляет возможность мошенникам зарабатывать.
Вот, наконец, полицейские завершают обход вокзала. Каких-либо нарушений они в этот день не выявили. Рейд по участку железнодорожных путей, проверка прибывшего поезда, вокзала и примыкающей к нему территории заняли большую часть рабочего дня, а дел у них еще много. Для них это обычный рабочий день, и закончится он, как призналась Айгуль Ержанова, еще не скоро:
— Много времени уходит на профилактику. Будем опять объяснять, предостерегать, просить. Даже если один из десяти подростков осознает проблему, это поможет снизить количество трагических случаев.
— Через нашу область проходят поезда многих соседних государств. Это накладывает особую ответственность на сотрудников полиции, работающих на железнодорожной линии, — отмечает начальник ЛУВД области, полковник полиции Сарыбай Сарсенов. – Мы обслуживаем 38 станций, 46 разъездов, 13 вокзалов и 1 международный аэропорт.
Санат РАШ