Дорожники обещают, что к концу сезона от Тамды Алгинского района до Кандыагаша Мугалжарского района запустят движение транспорта по новой дороге.
К мобилизационным работам подрядчики приступили еще глубокой осенью, как только был подписан контракт. Всю зиму складировали необходимые инертные материалы, в марте завезли спецтехнику и вагоны для вахтового поселка, а со второй декады апреля начались строительно-монтажные работы. Сейчас обустраивают вахтовые поселки. Скоро привезут и установят заводы по производству асфальта и бетона. Согласно контракту проект в рамках программы «Нұрлы жол» рассчитан на 31 месяц. Несмотря на это, подрядчиков обязали завершить строительство раньше срока, при этом особое внимание уделяя качеству.
— Не успел растаять снег, строители активизировались. Сейчас снимается почвенно-растительный слой, который складируется отдельно. Его не будут использовать в строительстве, а по окончании работ сделают рекультивацию, — сообщил директор Актюбинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов.
Всего на протяжении участка возведут 18 мостовых сооружений, установят 66 водопропускных труб, построят два ДЭУ и ДЭП для обслуживания дороги. Часть железобетонных изделий будут поставлять актюбинские ТОО «Стройдеталь» и завод «ЖБИ-35». Предприятия производят водопропускные трубы, квадратные дюбинги для скотопрогона и другие детали для строительства мостов. Щебень и другие песчано-гравийные смеси также завозят из местных карьеров, в том числе из Мугалжарского района. Для удобства доставки инертных материалов подрядчики арендовали железнодорожные тупики в местных разъездах и станциях, расположенных недалеко от ремонтных работ.
[box type=»shadow» ]Протяженность участка автодороги от Актобе до границы Атырауской области составляет 319 км. Первые 17 километров (220-237 км) дороги сданы в эксплуатацию в 2018 году. В этом году должны сдать дорогу от Кандыагаша до границы Атырауской области.[/box]
Пятиступенчатый контроль
Качество будет тщательно проверяться, вплоть до используемых в строительстве материалов, начиная с лабораторий подрядчиков. Технический надзор будет вести южнокорейская компания Dongsung Engineering Co., Ltd совместно с субконсультантом ZS Engineering LLP (Казахстан). Авторский надзор за ТОО «Инженерный центр «Астана» и ТОО «ПИ «Костанайдорпроект». Контрольные действия будут вестись также по линии Национального центра качества дорожных активов и от лица заказчика — нацкомпании «КазАвтоЖол».
[box type=»shadow» ]Кто за что в ответе
Контракт по реконструкции участка Актобе — Кандыагаш, 11-100 км автодорожного коридора «Центр — Запад» подписан 24 ноября 2020 года в АО «НК «КазАвтоЖол». Проект включен в госпрограмму инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы. Работы будут выполнять подрядные организации ТОО СП «СинеМидасСтрой и «Тодини Конструциони» (11-52 км) и СП «ТОО Акжол Курылыс»/ ООО «АзВирт»/ «ТОО АссанаДорСтрой» (52-100 км).
Сумма контракта: 11-52 км — 39,7 млрд тенге, 52-100 км — 22,7 млрд тенге.[/box]
Местные жители — в приоритете
11 марта подписан меморандум между акиматами Алгинского и Мугалжарского районов, Актюбинским областным филиалом АО «НК «КазАвтоЖол» и подрядными организациями ТОО «СинеМидасСтрой», ТОО «АссанаДорСтрой» о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам обеспечения трудовых прав и приема работников на дорожное строительство. Согласно подписанному меморандуму на сегодня в Мугалжарском районе приняты на работу 25, Алгинском — 18 человек. Работы только начались, и со временем потребуется дополнительная рабочая сила. Каждая подрядная компания обязуется привлечь до 400 работников.
— Компаниям удобно нанимать местных жителей, — поясняет Марат Махамбетов. — Для них будет организован развоз от населенного пункта до объекта. К примеру, кроме строителей, понадобятся повара и другие специалисты. Работы будут идти в дневную и ночную смены, а размер зарплаты начинается от 150 тысяч тенге. Естественно, в зависимости от сложности работы и квалификации оплата труда будет только повышаться.
— Мы принимаем все заявки от социальных служб двух районов. Как только появится возможность, будем привлекать работников, — говорят в подтверждение этого руководители предприятий.
Слово за исполнителями
— Сразу после подписания контракта мы занялись бумажными делами и разрешительными вопросами, а также содержанием дорог на своем участке, — рассказывает заместитель руководителя проекта ТОО «СинеМидасСтрой» Рахат Шарипов. — Помимо этого, построили новый железнодорожный тупик, куда складируем инертные материалы. Из-за погодных условий к строительным работам приступим чуть позже. Пока идет мобилизация техники и оборудования. В первую очередь установим лабораторию, которая проверяет каждый шаг наших действий. За свой труд мы даем гарантии. Также обустраиваем вахтовый поселок со столовой и офисом, который находится в Алге. Скоро и сами переедем в вахтовый поселок. Всего в ходе проекта трудоустроим 350-400 человек по линии центра занятости в рамках подписанного меморандума.
По словам руководителя проекта ТОО «АссанаДорСтрой» Виталия Процентова, за зиму они завезли более 100 тысяч кубов щебеночных материалов. Спецтехники у компании достаточно, но недавно дополнительно закупили новую. Всего будет задействовано более 100 единиц транспорта и 400-450 работников. Определены места дислокации, в ближайшее время начнется монтаж асфальтобетонного завода. Но до этого запустят бетонный завод.
— На сегодня на 15 километрах снимаем растительный слой для подготовки земляного полотна, — сообщил Виталий Процентов. — На объекте предусмотрены 31 труба и три моста, для них заготавливаем железобетонные конструкции. Объект серьезный, но особых трудностей я не вижу. По просьбе заказчика взяли на себя обязательства завершить в этом году одну полосу от Тамды до Кандыагаша (33 км) без верхнего слоя и пустить по ней движение. Для этого будем работать в две смены. Последний слой сдадим на третий год.
Бестамак защитят от шума и скоростей
Обновленная автомобильная дорога будет первой технической категории Б с четырехполосным движением.
По середине и краям будут установлены барьерные ограждения.
На трассе до Бестамака установят фонари, освещение будет и на мостах. Объездная дорога Кандыагаша протяженностью 18,2 км отнесена ко второй технической категории. Автодорога объедет Алгу слева, Кандыагаш — справа. Для этого в Алге построят транспортную развязку, два моста через реку Илек при въезде и выезде, а также путепровод через железную дорогу. Кстати, отремонтируют подрядчики дороги и внутри Алги, по которым раньше проходила республиканская трасса. После того, как построят объездную дорогу, их передадут в местное коммунальное хозяйство.
Вместе с тем дорога будет проходить через село Бестамак. По нормативным требованиям запрещено прокладывать дорогу через населенные пункты, так как скоростной режим по проекту — 120 км/час. Здесь предусмотрены все меры
безопасности: в трех местах будет действовать светофорная регулировка, установят ограничивающие знаки скорости внутри аула до 60 км/час. Также предусмотрены разделительная полоса, шумозащитные стены с двух сторон и второстепенные местные дороги с каждой стороны по 4,5 метра. Затем будет прокладываться тротуар. В целом охват составит 38 метров.
— Делаем все четко по плану, чтобы не создавать неудобства жителям Бестамака, — заверил представитель АО «НК «КазАвтоЖол».
Абат КАРАТАЕВ
Фото Айдоса Канапиева