Малика Дуйсенбаева, дизайнер в четвертом поколении, в интервью «АВ» рассказала, почему, будучи дипломированным экономистом, стала модельером, востребованным не только в Казахстане, но и за рубежом.
Актюбинский дизайнер Малика Дуйсенбаева, победительница проекта «100 новых лиц Казахстана» 2021 года в направлении культуры и спорта, привела казахскую национальную одежду в мир высокой моды. Каждая ее модель – эксклюзивна, а вышитый орнамент несет глубокую философию казахского народа. Дизайнер стала в том же году лауреатом Казахстанской Национальной премии «Народный любимец года» в номинации «Fashion деятель года».
– Малика, почему вы решили заняться дизайном казахской национальной одежды?
– Швейное мастерство в нашей семье передается из поколения в поколение. Вся философия национальной одежды заключается в этнических узорах. Моя мама Рысты Дуйсенбаева – творческая личность. В молодости она работала в общепите в управлении железной дороги, была заведующей столовой. В 1991 году перестал существовать Союз ССР, и вся экономика великого и могучего рухнула в одночасье, мама занялась кройкой и шитьем национальной одежды. Этому ремеслу в свое время ее научили бабушка и мама.
Когда мама пришла к этому осознанно как к бизнесу, к ней поступил первый заказ – казахская диаспора из США заказала национальную одежду. Вот с того момента мы начали изучать культуру и историю казахских нарядов, глубже вдаваться в значение орнамента. У меня три экономических образования, выросла до главного бухгалтера одной из крупных компаний страны. Со временем поняла, что в качестве бухгалтера расти уже некуда, далее ведь как потолок деятельности – должность финансового директора, и все. К тому же знания швейного ремесла передаются у нас из поколения в поколение – это уже в крови. Бабушка по линии отца была известной мастерицей.
В какой-то момент я поняла, что дизайн и пошив национальной одежды смогут не только приносить доход, но и позволят самореализоваться на пользу общества.
– Каких направлений вы придерживаетесь в своей работе?
– Первое – это традиционная национальная одежда, второе – современное миксовое с национальной стилистикой. Естественно, модернизация костюма будет идти всегда, но в любом случае надо знать историю казахов, свои корни.
– Вы помните свой первый созданный костюм?
– Конечно. Костюмы я создавала всегда, так как помогала маме. Поступил заказ на детский костюм. Даже не знаю, откуда во мне взялась эта техника, но я начала что-то придумывать. Это был 2010 год. Хотя ранее я просила маму закрыть данный бизнес. Потому что процесс трудоемкий, занимающий много времени, ведь ты работаешь практически круглосуточно. Это не восьмичасовой день в офисе. Мне стало жалко маму. Я ей говорила: «Отдыхай. Буду приносить тебе те же самые деньги». Однако оказалось, что дело по большому счету не в деньгах. Я этого не понимала сначала. Творить и получать деньги – две разные вещи.
У мамы была механическая вышивальная машинка. После поступления первого заказа я села за нее и начала создавать узоры, чему меня никто не учил. Даже не знаю, откуда во мне это взялось.
Впоследствии я уже знала и могла обосновать каждый элемент орнамента. Чтобы повысить квалификацию, глубже изучить культуру пошива национальной одежды, в том же 2010 году поехала в Китай к этническим казахам. Побывала в Алтайском крае у живущих там казахов, которые бережно сохраняют обычаи и традиции предков, в том числе и в стиле одежды. Многому научилась у тамошних мастериц-рукодельниц – они обучили секретам вышивки, которые, к сожалению, ныне позабыты.
Свой первый заказ я выполнила для участницы одного конкурса. Конкурсантка заняла первое место плюс бонусом получила премию за лучший национальный костюм.
– Получается, это и ваша премия?
– Да (смеется).
– А когда вы открыли свою профессиональную творческую мастерскую или ателье? Как вообще правильно назвать вашу дизайнерскую кухню?
– Для меня абсолютно не важно название. Важно то, что мы создаем. Могу назвать Студией моды, Домом моды или ателье. Официальное название «Дом моды Малики Дуйсенбаевой». Открылись в 2010 году. Взяли в аренду небольшое помещение, и сразу же пошли заказы. Тогда еще национальная одежда не была так актуальна, как сейчас. Меня спрашивали, что означает, например, колпак, тот или иной узор. Немногие знали, что такое головной убор саукеле. А его надевают только невесты. Мне стало очень интересно все это рассказывать. Невест уговаривала, чтобы во время обряда қыз ұзату они обязательно надевали саукеле. Здесь скрыта глубокая философия.
– Если открыть портфолио Малики Дуйсенбаевой, что в нем можно увидеть? Какие достижения?
– Первым моим успехом стала победа на конкурсе «Платье года Казахстана» в 2016-м с платьем «Тумар», после которого от нашей страны я участвовала в 2017 году в Сербии на «Dress of the World», где получила Гран-при. В финале участвовало 25 платьев от модельеров из 85 стран. На конкурс я повезла «Тумар» и второе платье – это образ красавицы Айши Биби. В нем использовали дорогую ткань кристалон, ленточную вышивку. Для национального колорита вместо традиционных узоров добавили лоскутное шитье. Эта техника используется в корпе обычно, но у нас она нежнее. Все это декорировали кристаллами Сваровски. Платье создавали вместе с мамой.
– После таких побед, наверное, планку опускать уже как-то не комильфо?
– Конечно, уже не хочется после победы на «Dress of the World» возвращаться на областной или республиканский уровень. Участвовала в 2021 году в Международном конкурсе в «Кутюрье года» в Санкт-Петербурге.
– Насколько мне известно, вы как владелица национального бренда «Асыл қазына» в группе деловых женщин и политических деятелей приглашены Посольствами РК во Французской Республике и в Королевстве Бельгия в Париж и Брюссель. С 7 по 9 марта этого года в зданиях Посольств Республики Казахстан в этих странах пройдет показ этнической дизайнерской одежды.
– Да, я единственная, кто будет представлять Казахстан. Изначально на меня вышла наша землячка, организующая в Европе показы моды Fashion Week на платной основе. Для участия в показе надо сделать взнос в размере 10 тысяч евро. Естественно, это бьет по карману. Любые расходы на поездки для показа наших коллекций я беру на себя. Для меня важно показать национальную культуру и популяризировать ее среди других стран. Но 10 тысяч евро – это неподъемная сумма, я столько не заработала. И тут сүйінші: приходит письмо от Чрезвычайного и Полномочного Посла РК во Французской Республике, в котором сказано, что дипломатическое ведомство проведет отдельное мероприятие – показ моей коллекции непосредственно в здании Посольства РК. Будут присутствовать французские женщины-политики, бизнес-
вумен. Мероприятие посвящается женщинам Казахстана. И единственным представителем нашей страны буду я. Аналогичное предложение поступило и от Посольства РК в Королевстве Бельгия.
– Вы заинтересовали и Европу.
– Люди изучили портфолио, поверили мне. Представлять нашу страну на мировой арене – это большая ответственность. Ведь в моей одежде целая философия казахского народа. Многие отечественные мастерицы шьют национальную одежду, но не все могут донести все значение орнамента.
– А сколько у вас работ?
– Более тысячи, все они эксклюзивные и неповторимые. Даже если я захочу еще раз создать подобное, у меня это не получится. Как у художника.
– Мы говорим о дизайнерах, кутюрье как о художниках, а это так и есть. Что нужно, чтобы стать таковым? Зов души или что-то еще?
– 10 процентов – это талант, а 90 процентов – это труд. Бесталантливых людей не бывает! Если найдешь свое направление, то станешь успешным.
– Сейчас к вам заказы из-за рубежа поступают?
– Конечно. Держим связь с диаспорами США, Европы, Объединенных Арабских Эмиратов.
– Не было ли у вас мысли перейти от эксклюзивных, штучных моделей а-ля высокая мода к массовому производству? Тот же Ив Сен-Лоран наладил выпуск одежды в массовое производство, доступной для всех вне зависимости от возраста и материального состояния.
– Ко мне неоднократно приходили и приходят знакомые и говорят, мол, почему ты не запустила массовое производство. Конечно, об этом надо задуматься в плане бизнеса. Но почему-то меня туда не тянет. Да, бизнес – это тоже труд.
Моя дочь Диляра Айтмухамбетова тоже дизайнер, окончила с красным дипломом академию моды в Алматы. Так что в нашей семье и в пятом поколении есть продолжатель традиции, любимого дела. Она более современная и, скорее всего, займется массовым выпуском одежды.
– Спасибо за интервью!
Владимир БУРЬЯНОВ
Все фото из личного архива Малики Дуйсенбаевой