Инициативы Агентства РК по делам государственной службы направлены на реализацию задач, поставленных Президентом страны на формирование человекоцентричной и сервисной модели госаппарата.
Системный анализ в целях совершенствования процессов оказания госуслуг выявил 40 государственных услуг, не доступных на портале электронного правительства, из них благодаря реакции Агентства восстановлена работоспособность 14 услуг, по остальным 26 видам ведутся соответствующие работы. Автоматизировано 16 госуслуг, устранены противоречия в нормативных правовых актах по 10 госуслугам.
Об этом сказал председатель ведомства Дархан Жазыкбай в ходе коллегии по итогам прошлого года.
В Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» перед АГДС была обозначена цель стать полноценным институтом стратегического HR. Во исполнение данного поручения проделана большая подготовительная работа и в прошлом году в структуре Академии государственного управления при Президенте РК создан Институт по управлению человеческими ресурсами. Он будет работать по пяти основным направлениям, предусматривающим HR-аналитику, талант-менеджмент, оценку компетенций, вопросы тестирования и сопровождения информационной системы «e-Qyzmet».
Большие надежды возлагаются на Президентский молодежный кадровый резерв. На участие в третьем отборе подали заявки свыше 30 тысяч человек, что демонстрирует его высокую популярность. Благодаря возможности прямого назначения более сотни выпускников вузов назначены на низовые должности на районных и сельских уровнях без участия в конкурсах, а также триста опытных специалистов привлечены на государственную службу из частного сектора. В текущем году впервые в региональные резервы кандидаты будут отобраны по семи отраслевым направлениям.
Успешно реализован пилотный проект новой системы отбора на государственную службу по системе «e-Qyzmet» в шести госорганах. Отмечается положительная динамика увеличения количества участников в конкурсах. На одно место в среднем претендовали 4,6 кандидата, рост по сравнению с предыдущим годом в 2,7 раза. В текущем году планируется поэтапное масштабирование проекта в госорганах.
Принят ряд законодательных инициатив, направленных на создание благоприятных условий на государственной службе. Введены ротационные выплаты для госслужащих, ротируемых в другой регион. Утверждены Правила применения гибкого графика и дистанционной работы. Регламентировано соотношение руководящего и исполнительного составов, внедрен институт контрактных госслужащих.
На коллегии также напомнили о мерах по защите прав государственных служащих. В частности, проведен мониторинг рабочего времени в 513 госорганах, в результате 23 госслужащим предоставлены дополнительные часы отдыха, 53 получили компенсацию.
Кроме того, Агентство позаботилось о достижении у госслужащих баланса между карьерой и семьей. Благодаря реализованной инициативе определенная категория госслужащих в прошлом году получила возможность работать по гибкому графику. Данные меры положительно сказались на эффективном использовании рабочего времени госслужащих. Если в 2022 году гибкий график был использован 835 госслужащими, то в 2023 году – уже 3 024.
Агентство, реализуя контрольные функции, основной упор делает на защиту прав граждан и государственных служащих. В данном контексте проведена масштабная работа по привлечению в состав Советов по этике в регионах журналистов и активных представителей общественности.
В отчетный период проведено 195 заседаний Советов по этике, на которых рассмотрено более 1 300 вопросов. 62% из них носили профилактический характер. По итогам года 96% рекомендаций Советов исполнены, что является высоким показателем эффективности.
В регионах уполномоченные по этике провели обширную разъяснительную работу. В результате более 26 тысяч граждан и госслужащих получили персональную консультацию.
Особое внимание уделяется профессионально-личностному развитию государственных служащих. Начато продвижение принципов и идеалов «Адал азамат» и формирование новой культуры управления.
Отдельный аспект – это контроль за качеством оказания государственных услуг. В 2023 году проведено 498 проверок, выявлено 66 тысяч нарушений законодательства. По итогам проверок 898 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 365 – к административной.
Отмечена эффективность проактивного формата дистанционного мониторинга за соблюдением прав услугополучателей, не дожидаясь их жалоб. В регионах посредством информационной системы выявлено более 11 тысяч нарушений законодательства. В целом восстановлены права 360 казахстанцев.
Установлено, что 104 госуслуги реализуются неполноценно. То есть их получателям приходится неоднократно обращаться в госорганы для получения конечного результата. Для исключения волокиты рекомендовано 110 услуг оказывать в проактивном формате, а 75 – по принципу одного заявления. Разработаны предложения по сокращению 35 комиссий и 13 элементов согласования.
На основании рекомендаций Агентства Правительство поставило перед госорганами задачу, в настоящее время начата работа по совершенствованию и оптимизации процессов предоставления государственных услуг.
На коллегии стали известны результаты дебюрократизации государственного аппарата. В результате совместной с госорганами работы подготовлено более 550 кейсов. Реализация 152 рекомендаций требует принятия решений на законодательном уровне.
Важно отметить, что в 2023 году Агентством проведено более 396 проверок, выявлено свыше 13 тысяч нарушений. По итогам проверок дано 345 рекомендаций и предписаний об отмене противоправных действий, 97,9% которых полностью реализовано. Благодаря решениям, принятым в результате контрольных мероприятий, защищены права 191 гражданина.
Дархан Жазыкбай подчеркнул, государственная служба – это общественное доверие, требующее ставить верность интересам страны, законам и нравственным принципам выше личной выгоды. Поэтому к этическим принципам госслужащих предъявляются столь высокие требования.
Разработаны комментарии к Этическому кодексу государственных служащих, нацеленные на правильное понимание его норм в практическом применении. К тому же в связи с критикой и недовольством со стороны общества за посещение госслужащими игорных заведений в прошлом году в Этический кодекс были внесены изменения, направленные на стимулирование госслужащих не посещать подобные места.
Сара ТАЛАН