Глобальные перемены ждут наших школьников в этом году. Осенью первоклассники начнут учиться по новым стандартам. Постепенно, в течение трех лет, обновленная программа будет внедрена во всех классах. Резонансными стали вопросы трехъязычного образования, перехода
к пятидневной учебной неделе и введения единой школьной формы. О том, какие изменения ждут детей и когда они наступят, читайте в нашей Главной теме.
По новому стандарту
«Мы сегодня обсуждаем будущее наших детей и внуков», — сказала заместитель Премьер-Министра РК Дарига Назарбаева на совещании в Правительстве. Депутаты Парламента РК, представители министерств и эксперты сферы образования обсуждали проекты государственных общеобязательных стандартов.
Ранее Указом Президента страны была утверждена государственная программа развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. В ноябре 2012 года утверждена Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. Сегодня в 117 школах страны ведется преподавание на трех языках. Принят государственный общеобязательный стандарт начального образования, в 30 пилотных школах начата апробация обновленных учебных программ. Опыт Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ) транслируется в систему среднего образования страны.
Рабочей группой разрабатывается проект «Обновление содержания образования», предлагающий новые стандарты на основе успешного опыта НИШ. Переход к новым стандартам будет осуществляться поэтапно. С нового учебного года на них перейдут ученики первых классов, в 2017 — вторых, пятых и седьмых классов. Полный переход планируется осуществить в 2019 году. С 1 сентября в первых классах общеобразовательных школ вводится пятидневная учебная неделя.
С начала этого года разрабатывается вопрос о введении обязательной школьной формы, он будет утвержден до начала учебного года после согласования с заинтересованными госорганами.
О том, какие нововведения уже приняты в нашей области и какие реформы ожидаются, рассказывает руководитель отдела управления образования Гульжан Кулыбекова.
— С сентября 2015 года первые классы тридцати школ страны учатся по новым программам, новым учебникам, критериальной системе оценки знаний, используя опыт Назарбаев Интеллектуальных школ. В нашей области к апробированию программы приступили средняя школа-гимназия № 9 и школа в поселке Жанаконыс. С 2016 года по обновленной программе будут учиться все первоклассники страны. Много вопросов у родителей возникло по поводу пятидневной недели. По разработанному стандарту первоклассники теперь будут учиться до 1 июня, учебный год продлили всего на одну неделю.
По словам руководителя отдела, в первых классах будут введены новые предметы – искусство, которое объединит уроки технологии и изобразительного искусства, русский язык в казахских классах, казахский язык в русских классах. Английский язык уже третий год преподается во всех школах.
— В экспериментальном порядке преподавание на трех языках было введено в пяти школах — № 9, школе-интернате для одаренных детей имени М. Кусаинова, Шалкарской
№ 8, Эмбенской № 1 и Кандыагашской школе-гимназии № 3. В них естественно-научный цикл (биология, география, химия, математика, информатика) преподается на английском, история Казахстана и казахская литература — на казахском языках, — продолжает Кулыбекова.
В области работает 19 учителей, заочно окончивших дополнительные курсы по трехъязычному преподаванию. Перед педагогическими вузами страны ставится задача подготовить специалистов, в совершенстве владеющих тремя языками.
— С 5 класса планируется ввести элективный, то есть обязательный предмет по выбору учащегося, по робототехнике. Учителя информатики пройдут дополнительные курсы, школы будут оснащены необходимым оборудованием, — поясняет Кулыбекова.
Урок по программе НИШа
Большинство родителей с некоторой опаской встретили новость о трехъязычном обучении, которое вводится с нового учебного года в первых классах. Одна из знакомых мам переживает, справится ли ребенок с нагрузкой, осилит ли школьную программу на трех языках и, самое важное, хватит ли на всех квалифицированных учителей-полиглотов начального звена?
Опасения женщины не беспочвенны. Ежегодно в областном центре в первый класс идут почти 8,5 тысячи детей. Это 314 классов. Соответственно, столько же требуется и педагогов, которые должны в совершенстве владеть казахским, русским и английским языками. Достаточно ли их у нас? Этот вопрос вызывает некоторые сомнения. А ведь именно от квалификации и знаний педагога будет зависеть, насколько дети усвоят школьную программу.
В городском отделе образования нас успокоили, заверив, что в полиязычных учителях не возникнет дефицита, а обновленная программа доступна школьникам.
— Трехъязычное обучение в первом классе не подразумевает, что детям станут преподавать все предметы сразу на трех языках. Да, школьная программа претерпела некоторые изменения, но все уроки, как и раньше, будут преподавать на языке обучения. Если это школа с государственным языком обучения – то на казахском, с русским – на русском. Уроки же по английскому, казахскому и русскому языкам будут вестись по усовершенствованной методике, — пояснила директор городского научно-методического центра Жания Мухамбетова.
К примеру, английский язык в начальных классах школьники станут изучать более углубленно. В пятом классе перейдут к изучению терминологии по-английски. С тем, чтобы уже в старших классах они смогли спокойно изучать предмет на английском.
Изменится и подход к изучению казахского языка в русскоязычных школах и русского языка в казахоязычных. Новая методика прошла апробацию в Назарбаев Интеллектуальных школах и позволит учащимся качественнее осваивать и лучше воспринимать язык изучения.
По учебникам Кембриджа
Учитель английского языка в школе-гимназии № 21 Жанат Улукпанова в 2004 году взяла экспериментальный пятый класс, в котором ввели трехъязычие. Ученикам преподавали биологию и математику на английском языке. По словам педагога, дети быстро вникли в новый для них процесс обучения и легко восприняли предмет. К тому же обучение на английском естественного и точных предметов открывает для них большие преимущества при выборе вузов по окончании школы.
— Английский преподают с первого класса. В четвертом учащиеся уже изучали лексику и терминологию. Дети получили солидный багаж знаний перед тем, как перейти к изучению математики и биологии на английском, — разъясняет Жанат Улукпанова. — Замечу, что школьники быстро адаптировались к новому процессу обучения, привыкли воспринимать информацию на иностранном языке. Трудностей при этом не возникало. Многие выпускники экспериментального класса по окончании школы смогли поступить в КИМЭП, КБТУ и другие вузы, где основной язык обучения — английский.
По словам языковеда, большую роль в освоении предметов на иностранном языке сыграли учебники, по которым занимались дети. В 21-й школе учебную литературу закупали в Турции и Кембридже за счет государства.
Педагоги сели за парту
Учителя начальных классов и английского языка, музыки и искусства сейчас проходят ускоренные курсы по обновленной программе в филиале Национального центра повышения квалификации «¤рлеу» Института повышения квалификации педагогических работников области.
— Мы не обучаем учителей языку. Педагогов знакомят с новой методикой и обновленной программой, по которой с первого сентября они начнут учить детей. Курсы краткосрочные, длятся от одной до трех недель. До 12 августа пройдут их более двух тысяч педагогов области. В роли слушателей у нас молодые учителя и педагоги с большим стажем работы. Ограничений в возрасте нет. Такие курсы мы организовали и в районах. Наши тренеры уже занимались с учителями Алгинского, Байганинского, Иргизского, Мартукского, Темирского и Шалкарского районов, — комментирует ситуацию директор филиала НЦПК Шолпан Кубенова.
Курсы по повышению квалификации учителей по обновленному содержанию образования проводятся и в центре педагогического мастерства. Таким образом, планируется обучить более трех тысяч педагогов области.
Учитель нового формата
В гуманитарном колледже с нового учебного года начинают экспериментальный проект по подготовке кадров, свободно владеющих тремя языками. Это будут учителя начальных классов, которые смогут изъясняться и преподавать на казахском, русском и английском языках, — поясняет директор колледжа Ералы Нургалиев.
На новую специальность можно поступить по гранту. Требования к абитуриентам – знание двух языков. Даже если учащийся не будет знать английского, он сможет выучить иностранный язык в стенах ссуза. В группу планируется набрать до 50 человек.
— У нас 95 процентов студентов – казахоязычные. Многие из них при поступлении не знают даже русского языка. Как правило, это выпускники сельских школ. Они с легкостью осваивают языки уже в процессе учебы. По окончании колледжа они изъясняются на русском и английском. Это большой плюс. Многие из них потом возвращаются работать в свои аулы, — рассказывает он.
С 2005 года в колледже готовят учителей иностранного языка для начальных классов. Английский язык введен в программу обучения специалистов и дошкольного воспитания. Ежегодно здесь выпускают почти сто учителей.
Потому учитель, владеющий тремя языками, – это не проблема, — отмечают в городском отделе образования. Нет дефицита и в педагогах английского языка. Все школы сельского округа и города Актобе сегодня укомплектованы ими.
— У нас есть хороший результат на примере учащихся НИШ, КТЛ и школы-гимназии № 21, которые практикуют трехъязычное обучение. Как показывает практика, их дети легко усваивают уроки на русском, государственном и английском языках. Трехъязычное образование вводится поэтапно, и ему предшествует хорошая подготовка. Сомневаться в нововведении или бояться его не стоит, — заверяет Жания Мухамбетова.
Трудности перехода
Мнением по поводу продления каникул и о том, в каком возрасте лучше начинать изучать иностранный язык, поделилась психолог Ирина УКРАИНЦЕВА.
— Психологами давно доказано, что изучение иностранного языка с раннего возраста хорошо влияет на память ребенка, на грамотность его речи, интенсивно развивает мышление. Но вопрос о том, когда необходимо начинать изучать иностранный язык, до сих пор является спорным.
Одни психологи считают, что учить его нужно с пятилетнего возраста, так как в период с 5 до 10 лет лучше всего усваиваются слова. Другие утверждают, что до 5 лет ребенок уже должен знать 45-50 иностранных слов и продолжать их изучение.
В то же время давно доказано, что в 3 года мозговая активность малыша в несколько раз выше, нежели у ребенка постарше. Повышенная активность и функциональность головного мозга сохраняются до 10 лет.
И все же каждый ребенок развивается индивидуально. Поэтому и в дошкольном, и в раннем школьном возрасте не стоит сажать его за учебник, чтобы вы-учить язык. Авторитарный метод всегда формирует отвержение к предмету изучения.
Учащиеся первого класса в силу психофизиологических особенностей, скорее всего, не смогут изучить сразу три языка, если, конечно, лингвисты не продумают и не разработают программу их изучения. Несмотря на то, что сейчас в наших школах действует трехъязычное образование, к сожалению, не все выпускники в совершенстве владеют этими языками.
Я думаю, что первоклассникам все же сложно будет усваивать обновленную программу.
Что касается продления каникул. Для того, чтобы учиться до июля в наших климатических условиях, скорее всего, каждую школу нужно обеспечить кондиционерами. С другой стороны, дополнительный выходной день в субботу за счет продления учебного года – не совсем рациональное решение. Зачем рушить то, что было продумано и не одним днем проверено.
В наших школах слабая материально-техническая база. Перенимая зарубежный опыт, нужно учитывать, что во многих странах ученики занимаются только в одну смену, а наши школы переполнены, есть даже трехсменные.
Уже сейчас мы видим, что нет результативности. Учащимся сложно усваивать программу, многие из них не мотивированы на учебу при современной нагрузке. Что будет, если нагрузка увеличится, можно только догадываться.
Школьная форма как основа кластера
Не знаю, задумывался ли кто-нибудь, насколько экономически выгодным для страны может быть введение единой школьной формы. Ведь на ее основе можно создать целый кластер.
Возьмем сырье. Хлопок у нас выращивается в достаточном количестве в южных регионах. По статданным, урожай «белого золота» в стране составляет порядка 300 тысяч тонн. Но беда в том, что в Казахстане перерабатывается лишь малая его часть, а большая уходит на экспорт.
А если ввести в стране единую школьную форму и сделать ее пошив государственной монополией, то разом решилось бы несколько проблем. Во-первых, получила бы развитие текстильная промышленность. Во-вторых, снизилась бы безработица. В-третьих, с успехом бы реализовалась программа импортозамещения.
По статистическим данным, в общеобразовательных школах страны знания получают около 2,8 миллиона учеников. В среднем, чтобы подготовить свое чадо к началу нового учебного года, родители тратят более 10 тысяч тенге. Получается, что суммарно расходуется около 28 000 000 000 тенге. И вся эта огромная сумма уходит на покупку импортной одежды. Согласитесь, сейчас трудно найти на рынке текстильную продукцию с лейблом made in Kazakhstan.
При введении государственной монополии на пошив школьной формы вся эта сумма стала бы работать на экономику Казахстана, а не Китая, Турции или Кыргызстана, откуда и идет к нам школьная форма, не всегда высокого качества. А ведь во время нынешнего кризиса как раз-таки отток капитала оказался одним из решающих факторов падения курса тенге.
Жантас Максутов
Учеба должна быть в радость
Акшолпан ИЗТЛЕУОВА, заведующая Алгинской районной детской библиотекой им. И. Мамбетова:
— У всех учащихся, я считаю, должна быть единая удобная школьная форма. Было бы хорошо, если бы на костюмах или платьях присутствовали элементы казахских национальных орнаментов. Форма казахстанских учеников, на мой взгляд, должна иметь свои отличительные особенности.
По поводу введения пятидневной недели я бы высказалась против. Тем более если это будет осуществлено за счет каникулярного времени. Конечно, хотелось бы провести лишний день с ребенком, но, я думаю, ученики не успеют одолеть школьную программу, обучаясь пять дней в неделю. Может быть, следует сделать корректировки по учебной нагрузке, по предметам.
Мне нравится, что поднимается вопрос трехъязычия в школе. Если в начальном звене уроки по изучению нового языка будут проходить в игровой форме, а учитель сможет интересно, наглядно преподнести материал, то дети с удовольствием будут говорить на трех языках одновременно. Только бы занятия не усложнялись, не было бы завышенных требований, не загоняли бы детей в угол, заставляя их успевать по всем предметам.
Новое – хорошо забытое старое
Айгуль ДЮСЕНОВА, президент ОЮЛ «Ассоциация неправительственных организаций Актюбинской области»:
— Как мама девятилетнего школьника считаю, что введение единой школьной формы — хорошая идея, учитывая неравное социальное положение нынешних детей. Форма дисциплинирует. Она должна быть удобной, сшитой из качественных, натуральных тканей, в соответствии с разработанными стандартами.
За пятидневную учебную неделю я голосую двумя руками. Потому что два выходных позволят нашим детям побыть в семье, заняться совместным досугом, отдохнуть за городом. К сожалению, шестидневная неделя не дает такой возможности, даже в выходной день дети вынуждены учить уроки. Единственная просьба — не забирать у них время каникул. Думаю, можно перейти на пятидневку, сократив количество уроков или заменив отдельные уроки занятиями на факультативах и в кружках.
Я за введение трехъязычия, главное, чтобы уроки преподавались на качественном уровне. Хотя многие мои знакомые считают, что раннее изучение иностранного языка тяжело дастся детям. Возможно, английский язык, как и раньше, должен изучаться с 5 класса. На мой взгляд, советская система оправдывала себя. Благодаря ей в нашей стране трудится целое поколение образованных, интеллигентных людей. Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое, потому, думаю, не стоит менять систему образования коренным образом.
Гульсым НАЗАРБАЕВА,
Айжан ШАУКУЛОВА
Считаю, что школьную систему образования давно и кардинально надо менять. Воспоминания об успехах советского образования мешают применить современную и передовую модель. Полностью поддерживаю переход на 5-ти дневную школьную неделю. Кроме того, считаю обязательным и своевременным разработку программы обучения в школах без бумажных учебников. Надо думать о завтрашнем дне. Прогресс развивается очень стремительно – нужно держать руку на пульсе и своевременно обновляться. Бумажные документы, бумажные книги безвозвратно уходят и этому бессмысленно сопротивляться.
Что касается языков, то на мой взгляд, делить детей на разные лагери вредно и даже опасно. У нас в стране два языка: государственный и межнационального общения. А ведь у нас не две нации, а свыше 100! Еще английский язык, который уже де-факто правит наукой, культурой и цивилизацией в целом. Как можно не принять этого, но хотеть быть высококультурной и цивилизованной страной? Дети должны воспитываться с садика на двух языках, как минимум! А в школах на трех. Причем с первого класса. Я всегда придерживался этой идеи — моя дочь ходила в казахскую группу детского сада, дома чаще говорим на русском, активно обучаем английскому, поэтому для нее трехъязычие давно стало привычкой. Она может свободно общаться на любом из трех языков, так что по личному опыту – это очень даже реально!
Ну, а вопрос единой школьной формы даже обсуждать нечего. Единая форма – это очень хорошо. Возможность выделяться доходом или ограждать себя от других детей религиозным одеянием пользы образованию не приносят. В школу ходят именно для образования, а не демонстрации финансового состояния родителей или их вероисповедания.
Андрей Кудеев