Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Намаз в тайне от родителей

Специалисты назвали главную причину отравления сознания от догмы.

Пагубность радикальных идей

Квалифицированные теологи, религиоведы и психологи провели встречи с местными жителями по проекту Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития. Мероприятия были направлены на укрепление традиционных, культурных и семейных ценностей казахстанского общества, предупреждение распространения религиозного экстремизма среди женской части верующего населения.
В течение нескольких дней члены республиканской информационно-разъяснительной группы (РИРГ) беседовали с учителями и учащимися колледжей, школ, с волонтерами. В Актобе посетили женский клуб «Шолпы», выезжали в Алгинский, Мугалжарский, Байганинский районы. В Шубаркудыке Темирского района также провели встречи с представителями деструктивных религиозных течений.
Как сообщили в центре «Ансар», слушателей проинформировали о сути государственной политики в сфере религии, направленной на мирное взаимодействие, сосуществование всех конфессий и этносов, культуре и духовном наследии народа Казахстана. Подчеркивали пагубность деструктивных псевдорелигиозных и радикальных идей.
– Особое внимание лекторы уделяли вопросам духовно-нравственной составляющей религии, повышению роли и социального статуса современных женщин. Помимо этого, рекомендовали, каким образом можно противостоять влиянию деструктивных религиозных объединений, – отметил руководитель отдела ИАЦ «Ансар» Сансызбай Улкабай. – Эксперты проводили также индивидуальную разъяснительную работу с теми, кто подвержен влиянию нетрадиционных религиозных течений. Проводили психолого-религиоведческие консультации с представительницами женского жамагата. В ходе лекций слушатели имели возможность задать интересующие вопросы и получить квалифицированные ответы.

О никабе и двоеженстве

В составе делегации была теолог Назгуль Данаева из Западно-Казахстанской области. За четыре дня она встретилась с разными аудиториями верующих женщин в Актобе, Кандыагаше, Алге, Бестамаке. Специалист выделила жамагат Кандыагаша как самый активный: пришедшие задавали много вопросов, порой сложных. В открытой беседе стало известно, что в первую очередь их волнует черное одеяние, в том числе ношение никаба, а также нежелание стать второй женой.
– Объяснила им, что черный траурный цвет во все времена носили только вдовы. Подобные вопросы задавали почти на каждой лекции в вашем регионе. Что интересно, активно включались в диалог студентки и старшеклассницы, – рассказала теолог. – Им по 15-16 лет, они не учились в медресе, нет никакого религиозного образования, но задавали вопросы вполне взрослых женщин. Многих интересовали никаб и двое­женство. Почему это их волнует в таком юном возрасте? Кто их заинтриговал? Улица или родители? Есть над чем задуматься. Не носят платки, но вопросы поступали, как от приверженцев ДРТ. В Кандыагаше мы охватили около 70 школьниц. Некоторые признались, что тайком от родителей читают намаз. Девчонки спрашивали, насколько это правильно: молиться без ведома взрослых. И как поступать, если они против поста. Верующие не понимают, почему девушек не пускают в учебное заведение в платках. Кто-то просил мои контакты, чтобы позже обратиться лично.
По словам Назгуль Данаевой, поднимались вопросы, касающиеся казахских обычаев и традиций.
Теолог советует мамам наладить тесный контакт с дочками, чтобы знать, с кем они дружат, что их интересует. Равнодушие нередко приводит к трагическим последствиям. В учебных заведениях должны быть бдительными кураторы и классные руководители. Чтобы молодежь не следовала за нетрадиционными религиозными течениями, в эту борьбу нужно включиться всем обществом.
– Основной механизм формирования иммунитета против деструктивных течений – это усиление просветительской работы, – подчеркнула эксперт. – Молодой человек не в одночасье становится членом радикальных группировок. Кто-то таким образом восполняет духовную пустоту, кто-то желает улучшить материальное положение. Каждому из них не хватило истинных знаний. Молодые должны остерегаться сомнительных связей, доверять информации только из официальных источников.
На наш вопрос Назгуль Данаева ответила, что у жамагата в Уральске религиозная грамотность низкая.
– Конечно, нельзя сравнивать с тем, что было лет десять назад, когда женщин-устазов не было даже в мечетях. В те годы я работала в центральной мечети Уральска. Помню, к нам пришло шестьдесят женщин в парандже. Мне, начинающему юному специалисту, стало нехорошо от увиденного. Начала беседовать с ними, задавать вопросы, выяснила, что многие ходят в черном одеянии по указу мужей, не знают сути ислама. Впервые услышали такие понятия, как «парыз» (обязательно), «уажип» (желательно), «сунна» (действие и слова Пророка). Но из года в год становится все больше сильных теологов, религиозная ситуация нормализуется.
На встречах в нашем регионе она убедилась, что здесь наблюдается стремление к знанию.
– Мы у себя с трудом собираем людей на семинары, – добавила теолог. – Представительницы нетрадиционных религиозных течений в Уральске не спешат на просветительские курсы, живут обособленно. Не знаю, в чем причина этого. Приходится стимулировать их подарками в виде благотворительных пакетов. Не имею представления, как у вас налажена организационная работа, но аудитории были полными, нас принимали, слушали. Западно-Казахстанской области предстоит еще работать в этом направлении, будем перенимать ваш опыт. Я специально спросила об этом в одном из Актюбинских колледжей, директор ответила, что теологи – частые гости. Администрация только приветствует профилактическую работу, предпринимает шаги, чтобы молодежь не сбилась с правильного пути.

Ели траву на чужбине

Назгуль Данаева с 2019 года участвует в работе по реабилитации женщин, прибывших из Сирии в рамках операции «Жусан». По словам теолога ОФ «Аманат-Ақжайық», в ЗКО прибыло самое большое их количество – около 30.
– Понимаете, это же тридцать человек с отравленным сознанием. Одна бездумно последовала за мужем, другая решила получить образование за границей. Мало кто понимал, что едет в горячую точку. Но все-таки были женщины, выехавшие с конкретной целью: они не хотели находиться в стране, где не все мусульмане. Там, в Сирии, желали создать халифат и жить только по канонам шариата. О настоящей цели поездки знали только один-два человека – их лидеры. Главная причина такой ситуации – религиозная неграмотность. Большинство из возвращенных не имели высшего образования, мало того, некоторые даже школу не окончили. Выучив всего один хадис и один аят, с подачи мужей возомнили себя набожными, считали, что они на истинном пути Аллаха. Хотя не понимали, для чего поклоняются Богу. На чужбине столк­нулись с разными трудностями. С их слов, они не воевали, а только спасались от военных действий. Рассказывали, что ели траву, когда не было еды, часто не было воды. С детьми прятались от пуль в окопах, которые сами же и копали голыми руками, потому что не было лопаты. Кто-то остался без мужа в первый же день на территории Сирии. Невозможно спокойно слушать подобные страшные истории.
Не могу сказать, что эти женщины реабилитированы на все сто процентов. Сколько квалифицированных специалистов с ними работает, но у них в подсознании лежит спящая бомба, – продолжила эксперт. – Они видели войну: кровь, смерть, их сердца очерствели. Боже упаси, конечно, но если в будущем что-нибудь случится, некоторые из них могут «проснуться». За короткий срок невозможно поменять взгляды человека.
По словам эксперта, несколько вернувшихся до этого прошли специальное обучение, где осваивали методику общения. Специалисты не раз оказывались в ступоре, когда девушка вроде по всем параметрам шла на поправку, стала полноправным членом общества, но в один момент кардинально менялась и снова начинала говорить о прежней жизни. Некоторые отказываются от медицинских услуг, тем самым хотят показать, что не подчиняются законам. В то же время в обязательном порядке требуют помощь от государства.
– Сколько многодетных женщин, в том числе вдов, ждут очереди в детский сад, но они не требуют ничего, – отметила Назгуль Данаева. – А прибывшие по программе «Жусан» ставят условия, чтобы немедленно устроили в садик ребенка, выпрашивают другие льготы. Грозятся, что в противном случае не придут на наши мероприятия. До сих пор некоторые не ведают, зачем вернулись в Казахстан. На занятиях все записывают, заучивают традиции, стихи казахских поэтов, учат историю. Как сказала выше, многие толком не учились в школе, не знают и не почитают казахские обычаи. Привлечь необразованных в ряды ДРТ намного легче. В целом неучи – это и есть их целевая аудитория.
Делаем все, чтобы вернуть их жизнь в нормальное русло. Преподносим лекции красочными словами, художественными образами, с точки зрения этики, но полностью они наши доводы не воспринимают. Разве что побаиваются закона. Когда говорим об уголовной ответственности, у женщин появляется страх, что их закроют как изменников родины или преступников. Начинают твердить, что читают намаз по ханафитскому мазхабу, любят свою страну и вернулись, потому что тосковали по родине. Какое-то время демонстративно носят белые платки, а потом замечаем, что они возвращаются в салафизм.

Положительный эффект

Несмотря на сложности, за три года кропотливой работы две трети женщин из этой категории адаптированы к светским ценностям. Многие полноценно перешли в мазхаб. Шесть женщин Назгуль Данаева привела в университет исламской культуры Нур-Мубарак в Алматы. Они посетили сакральные места, в том числе мавзолей Кожи Ахмета Яссауи.
– Наши землячки увидели, что юноши и девушки учатся в одном месте, что все заняты учебой, кто носится с учебниками, кто – с ноутбуком. Теперь они начали сознавать, что ислам – это не только ношение платка. Заметила в их глазах стремление к знаниям, – сказала о результатах специалист.
Теолог работает с ними до сих пор. Уверена, что надо и дальше поддерживать оступившихся.
– Нельзя их отправить за решетку с вердиктом, что невозможно реабилитировать. При желании человек будет меняться. Они вернулись на родину, и необходимо адаптировать их. Да, не буду скрывать, иногда теологи устают от них, а они – от нас. Поэтому где-то стоит менять методы, может, приглашать специалистов из других городов, но останавливаться нельзя, – завершила беседу специалист.
Абат КАРАТАЕВ

Фото ИАЦ «Ансар»

Колонка "Взгляд"