О дружбе народов и национальной идентичности, о соприкосновении культур и критике рассуждает в беседе с корреспондентом «АВ» экс-заместитель председателя АНК Сергей Вишняк.
Так сложились звезды
Мы встретились с Сергеем Вишняком в небольшом уютном кафетерии в магазине «Энергия», чтобы поговорить в непринужденной обстановке за чашкой кофе. Управляющий делами ТОО «Динар-электромаш», экс-заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, депутат областного маслихата оказался хорошим собеседником. Многие его знают по работе и по общественной деятельности. И все же было очень интересно поговорить по душам, ближе узнать человека, для которого дружба народов и многонациональный социум не абстрактные понятия.
— Помнишь слова из советской песни «Гимн демократической молодежи мира»: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!..». Эти строки — суть моего воспитания. Я здесь живу уже в пятом поколении, если брать по линии папы. Мои папа, дедушки, прадедушки и прапрадедушки рождены на актюбинской земле, а именно на территории современного Мартукского района. Сам я родился в Актюбинске 1 октября. Это День пожилых людей, а в советское время эта дата являлась началом финансового года. К тому же по знаку Зодиака я — Весы. Хотя я как христианин и не должен в это верить, но говорят, что данный факт накладывает свой отпечаток. Весы — это уравновешенность и толерантность. Что называется, звезды сошлись, — улыбается мой собеседник.
Соприкосновение культур
Отец Сергея Вишняка из деревни Нагорное (сейчас пос. Саржансай), а мать из аула Кумсай. Примечательно, что в Нагорном тогда проживало русскоязычное население и только одна или две казахские семьи. А в казахском ауле Кумсай с точностью до наоборот жила лишь одна русская семья. Два этих поселения находились недалеко друг от друга, их разделяла только река Илек.
— Оба моих деда были кузнецами. Кузница стояла на берегу Илека со стороны Нагорного. Мамин отец из казахского аула, а папин — из русской деревни. Так и познакомились по кузнечному делу мои деды. Частенько они работали вместе, — вспоминает Сергей Вишняк.
Все лето маленький Сережа проводил на природе у дедушек и бабушек. Половину лета в казахском ауле у маминых родителей и вторую половину — в русской деревне у папиных. Приходилось бывать и на отгонных пастбищах.
Там он познакомился с жилищем, бытом и кухней казахской семьи, которая находилась далеко от населенного пункта. Впоследствии возил туда и своего сына, чтобы тот посмотрел, как живут чабаны в гармонии с природой. Как они обходятся малыми средствами цивилизации и при этом живут в чистоте и правильно воспитывают своих детей. Наверное, многим было бы полезно пожить в единении с природой.
— Наверное, отсюда моя любовь к казахскому национальному антуражу и обычаям, от орнамента и песен до понятий, кто такой младший сын в семье или келин (сноха). Как кудалар (сваты) должны относиться друг к другу. Вообще, само понятие родства. И мама моя, и дедушка с бабушкой безупречно говорили на казахском языке. К сожалению, меня казахскому языку не научили. Но представь деликатность людей. Когда я приезжал в аул Кумсай, со мной все разговаривали на русском языке. И старики, и девочки постарше, которые водили меня за ручку на озеро или за коровами, — рассказывает собеседник.
Деревенский интернационал
— Мой дедушка Аким, мамин папа из Кумсая, когда я пошел в секцию борьбы, спросил меня: «А зачем ты пошел на борьбу? Если ты не умеешь плавать — ты не утонешь, потому что не полезешь в воду. Будешь уметь драться, тебя потянет в драку, вместо того, чтобы решить спор словом. Этого делать нельзя. Ты ведь понимаешь, что в этой стране нас очень мало. Ты не имеешь права ни с кем повздорить, поругаться». Он имел в виду всех людей любой национальности. На что я ему возразил, что в СССР проживает почти 300 миллионов человек. На что он ответил: «Нет, в Казахстане нас мало».
Почему-то у него еще тогда Казахстан ассоциировался как отдельная республика. Дедушка Аким не уставал повторять, что здесь любой может оказаться родственником, соседом, другом, сослуживцем. Например, ты обидишь какого-нибудь мальчика, а его папа знаком с твоим папой. Дед меня всегда убеждал, что здесь срабатывает принцип, когда через четыре рукопожатия можно быть знакомым и с первым секретарем ЦК партии, — продолжает Сергей Вишняк.
Так и оказалось: в родне у Сергея Викторовича настоящий интернационал — казахи, корейцы, татары, украинцы, молдаване, немцы, греки.
Если же говорить о селе Нагорное, то в свое время там тоже царил настоящий интернационал. Представители каких только этносов там ни жили!
Сергей Вишняк вспоминает, что, кроме русских, казахов, украинцев, белорусов, литовцев, татар и молдаван, в Нагорном проживали румыны, греки, итальянцы, финны, чехи. Это отголоски Гражданской войны и военной интервенции 1917-1922 гг. На территории молодого советского государства присутствовали многочисленные экспедиционные корпуса — чешские, финские и так далее, которые впоследствии назовут белочешские, белофинские и тому подобное. Нелегкая занесла их на Дальний Восток, в Сибирь, в Казахстан. Но путь возвращения на родину у многих пролегал именно через Казахстан, где их и останавливала Красная Армия. Кто-то пускал корни здесь или оставлял после себя потомство. Это классический закон жанра.
— Нина Денисовна, директор школы в Нагорном, была действительно полиглотом. Могла мальчика-чеха приструнить по-чешски, маленькому чеченцу сделать замечание на его языке, юному греку что-то сказать на греческом, — говорит собеседник.
Традиционные ценности
Сергей Вишняк считает себя консерватором в плане духовных ценностей и к навязываемым западной культурой моральным нормам.
— Я исповедую именно консервативные ценности. Общество должно быть традиционным, опираясь на что-то свое, древнее. В нашей стране — на казахскую культуру и ментальность. У нас сейчас замечательная концепция. Раньше была Ассамблея народов Казахстана. Потом, правильно сориентировав общество, Президент предложил название «Ассамблея народа Казахстана». Это соответствует и моей ментальности. Мы все — казахи, одна нация. Только есть этнические казахи и неэтнические. Других нет. Лично я так различаю для себя. Тот, кто считает себя гражданином Казахстана, так и должен себя ощущать. Я патриот, но… агрессивный патриот. Если где-то что-то не так, буду критиковать, пытаться исправить. Но никому чужому это делать непозволительно. С грязными руками и сапогами нечего к нам лезть. Мы сами разберемся у себя, внутри страны. Я не приемлю внешнюю критику. Сам никогда не пытаюсь осуждать другие страны за их внутреннюю и даже внешнюю политику, пока она не касается нас, — рассуждает Сергей Вишняк.
По его словам, критика должна быть всегда конструктивной, а не просто оголтелым отрицанием всего происходящего. Критикуя, всегда необходимо предлагать свое решение, но не навязывать его, не слыша других, беря горлом.
Единство, братство и идентичность
На мой вопрос о том, что нового намечается или уже происходит в АНК, собеседник ответил:
— Ну, смотри. Есть определенная программа. Она же не может меняться, лишь бы поменяться? Понятие «дань моде» — это не про Ассамблею. АНК — это блюститель сформулированной идеологии братства, единства и, самое главное, выработки казахстанской идентичности. Президент, предложив название «Ассамблея народа Казахстана», авансом признал все этносы одним народом. И тут же призвал работать над выработкой идентичности. На Ассамблее народа Казахстана можно проверить, как воспринимается всеми идентичность, потому что в АНК представлены все этносы. Близки ли мы к понятию идентичности или есть какие-то шероховатости? Не зря Ассамблее придается конституционный статус, она делегирует своих представителей в Мажилис Парламента. АНК — это по-хорошему консервативный орган, опирающийся на традиции. Нужны новые технологии, но идеология должна быть традиционной и проверенной временем. Ничего нового: все люди — братья. Недаром наша модель межконфессионального и межэтнического согласия стала одним из мировых брендов Казахстана.
Миру вашему дому!
Казахстан занимает 9-е место в мире по территории (чуть более 2,7 миллиона квадратных километров). В республике проживают чуть более 18,1 миллиона человек (83-е место). Плотность населения — 6,6 человека на квадратный километр. Согласитесь, негусто. По этому показателю наша страна занимает лишь 184-е место в мире.
— Нас не так много в этой стране, как говорил мой дед. И это так и есть. Огромная протяженность внешних границ, охранять которые — трудная задача. Еще большая задача — осваивать просторы нашей страны. Поэтому без мира в доме — никак. Держать всю нацию в едином дыхании, чтобы все смотрели в одну сторону и шагали в унисон, без дружбы всех этносов нельзя. Нация строительства у нас одна — казахстанская, а этносов очень много. Мы все вместе празднуем Наурыз, Новый год, мусульманские и христианские праздники, — отмечает Сергей Вишняк.
В ТОО «Динар-электромаш», управляющим делами которого является собеседник, работают представители 19 национальностей. Есть даже люди, переехавшие в недалеком прошлом со своей исторической родины. Крымские татары из Крыма и болгарин из Болгарии. Кстати, последний в одном из интервью СМИ сказал: «Болгария — солнечная страна, но не согрела. А здесь я живу под шаныраком, и мне в любое время года тепло».
Интернациональные браки в коллективе не редкость. В основном это казахи — русские, казахи — украинцы. Есть даже татары — немцы. Как замечает собеседник, это представляет интерес в плане обсуждения, как проводить свадьбу или назвать ребенка. Особый интерес вызывает общение интернациональных сватов — кудалар. И люди не таятся, а открыто обсуждают. Знают, что никто не посмеется, не поиздевается, а главное, не осудит.
— И ты понимаешь, при такой многонациональности нет ассимиляции одной культуры с другой. В этом вся уникальность Казахстана. Наш народ — это как наурыз коже. Вкусно? Да. Но, вкушая это блюдо, ты можешь различить ингредиенты: вот изюм, вот мясо, вот крупа и так далее. А все вместе — это прекрасный вкус. Каждый ингредиент вносит свой привкус в общий вкус, не теряя при этом свое характерное после-вкусие, — заключает Сергей Вишняк.
Беседовал Владимир БУРЬЯНОВ