Сотрудники инспекции финансового контроля по Актюбинской области в минувшем году проверили более 500 государственных учреждений, финансируемых из республиканского и местного бюджетов, и 206 хозяйствующих субъектов. В них была обнаружена масса нарушений. По словам начальника ведомства Нуртая Князова, государству был нанесен ущерб на сумму свыше 15 миллиардов 488 миллионов тенге.
— Характерно, что основные нарушения допущены на объектах, входящих в социальный комплекс, – в учреждениях и на предприятиях образования, здравоохранения, культуры и спорта. На них приходится 70 процентов всех нарушений. Здесь участились хищения денежных средств, выделенных на заработную плату. Причем эти хищения совершают бухгалтера путем завышения сумм, зачисляемых на картсчета работников.
Вот пример: в 2009-2010 годах главный бухгалтер средней школы с. Милы Айтекебийского района Самат Акдилдин перечислил на счета четырех учителей 115,3 тысячи тенге, которые они вернули ему наличными. Еще трое, также наличными, вернули ему деньги в сумме 236,4 тысячи тенге. Бухгалтер школы-сада в Заречном Шарипа Байтуганова пошла по другому пути, используя родственные узы. Всего за неполных восемь месяцев она похитила 2201,3 тысячи тенге, перечислив их на счет дочери, которая трудилась в этом учреждении сторожем.
Бухгалтер казахской средней школы № 38 Ирина Уринбасарова тоже работала по крупному: на свой счет она перечислила 166,5 тысячи тенге, другому бухгалтеру 324,1 тысячи, а 236 тысяч были перечислены работникам якобы по ошибке.
Хищением занимались не только в школах и детских садах. Занимались и те, кто по должности своей должен был контролировать работу подведомственных организаций. Так было в Айтекебийском районном отделе образования. Главный бухгалтер этого учреждения Зейнеш Алдамжарова отправляет на свой счет 765,7 тысячи тенге, а на карточку мужа, работающего сторожем, – 885 тысяч тенге.
— Создается такое впечатление, что хищением занимаются только работники образования…
— К сожалению, не только. Распространены нарушения, связанные с проведением тендеров по государственным закупкам с использованием трансфертов, выделенных из республиканского бюджета по целевому назначению. К примеру, денежные средства, направленные на реконструкцию сетей и сооружений водопровода села Карабутак: Айтекебийский районный отдел строительства перечислил подрядчику ТОО «КазДосК» 30 688,8 тысячи тенге за еще невыполненный объем работ.
В течение года мы провели 159 проверок на предмет соблюдения законодательства о государственных закупках, при этом выявили нарушения на сумму 4 358,4 миллиона тенге. По заданию правоохранительных органов проведена проверка еще 54 объектов, из них в 29 выявлены нарушения на сумму 749,6 миллиона тенге.
Всего контролем было охвачено 562 открытых конкурса, в 43 из них выявлены нарушения, в 1729 случаях нарушалось проведение закупок способом запроса ценовых предложений. В этот период поступило 45 обращений от потенциальных поставщиков, которые жаловались на действия конкурсных комиссий. При этом факты, изложенные в жалобах, подтвердились, попутно были выявлены другие нарушения, не указанные в обращениях.
Проведенный анализ показал: заказчики и организаторы конкурсов при проведении тендеров допускают многочисленные нарушения законодательства, в результате которых победителями объявляются те заказчики, конкурсные заявки которых должны были быть отклонены.
По итогам наших проверок по соблюдению законодательства о государственных закупках 144 должностных лица привлечены к дисциплинарной, а 36 – к административной ответственности. Кроме того, на последних наложены штрафы в общей сложности на сумму 4,8 миллиона тенге.
При проведении электронных закупок организаторы отклоняли предложения потенциальных поставщиков, не выставивших на сайте файл с типовым договором. Ведь ценовое предложение является формой выражения согласия осуществить поставку товара, выполнение работ и оказание услуг с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора о государственных закупках.
К примеру, Междуреченская средняя школа Мартукского района неправомерно отклонила ценовое предложение ТОО «Микрон» на поставку офисной техники. Также поступили шесть школ Алгинского района, отклонив ценовое предложение ИП «Радченко» на поставку товаров на общую сумму 5 982 тысячи тенге. По итогам наших проверок бухгалтерам школ объявлены выговоры.
Нарушение при проведении государственных закупок способом запроса ценовых предложений для реализации и уничтожения конфискованного имущества совершил и администратор судов Актюбинской области. Закупки проведены с нарушением на сумму 2,7 миллиона тенге. Актюбинский юридический колледж отклонил предложение ИП «Аяпов М» на поставку продуктов питания на сумму 48 413,6 тысячи тенге.
При проведении электронных закупок управление координации занятости и социальных программ также неправомерно отклонило ценовое предложение ТОО «Dial–medintercom» на поставку кресел-колясок. Причина – не соответствует техническим требованиям, хотя при способе запроса ценовых предложений такое отклонение не предусмотрено.
Проверено обращение ТОО «ТемпТоргСтрой-НС» на неправомерные действия конкурсной комиссии ГУ «Управление строительства». Конкурсная комиссия отклонила заявку данного ТОО, как несоответствующую конкурсной документации. Проверка показала, что комиссия не применила критерии условной цены ко всем поставщикам, принявшим участие в конкурсе. Конкурс был признан недействительным.
Таких примеров можно привести много. По итогам контрольных проверок в 2010 году в правоохранительные органы мы передали 91 материал. В результате контроля к административной ответственности привлечены 81 должностное и 2 юридических лица. На них наложено административное взыскание на общую сумму свыше 10 миллионов тенге.
— Какие еще есть механизмы у вашего ведомства для улучшения ситуации с коррупционными правонарушениями?
— Инспекция финансового контроля подает иски для отмены итогов государственных закупок и возмещению ущерба, причиненного государству. В 2010 году в специализированный экономический суд Актюбинской области подано девять исков, из которых семь были удовлетворены. По этим искам к суду привлечен 41 ответчик, по семи удовлетворенным искам итоги конкурсов по государственным закупкам были отменены, а 30 договоров о государственных закупках и одно дополнительное соглашение, заключенное с нарушениями законодательства, признаны недействительными. Уилский отдел образования подавал апелляционные жалобы об отмене решений специализированного экономического суда, однако коллегия областного суда отклонила их. Соответственно в суде было доказано, что процедуры государственных закупок, проведенные с нарушением законодательства, незаконны, и принятые решения конкурсных комиссий недействительны.
Практика показывает, что нередко в состав конкурсных комиссий включаются некомпетентные специалисты. Многие нарушения допускаются из-за незнания ими существующих законов. В конечном счете из-за этого страдают заказчики, отменяются итоги проведенных конкурсов, в результате – несвоевременно сдаются в эксплуатацию объекты. Вот к чему, например, привело нарушение законодательства при разработке и утверждении конкурсной документации при проведении государственных закупок на установку пожарной сигнализации в 17 школах Кобдинского района – итоги конкурса были отменены, а договора признаны недействительными. Так что законы надо знать и уважать их.