Известие о трагической кончине Бахытжана Жумадилова прозвучало как гром среди ясного неба. Образ одного из самых узнаваемых и любимых солистов первого знаменитого казахстанского ВИА «Дос-Мукасан» — веселого и по-мальчишески озорного — никак не соответствовал страшному содержанию печальной вести.
И первое, что я одновременно почувствовал в тот момент — это чувство горького сожаления и… вины. Но обо всем по порядку.
…В июне 2007 года, в День казахстанской журналистики, акимом нашей области был организован традиционный прием работников СМИ. Приятным сюрпризом стало выступление ВИА «Дос-Мукасан», который находился в это время в Актобе в рамках гастрольного тура в честь 40-летия со дня создания коллектива.
Церемония награждения и поздравительные речи сопровождались выступлениями артистов, среди которых, конечно, выделялся Бахытжан Жумадилов. Он, что называется, «зажигал» — звезда не только пела, но и успевала танцевать в журналистском кругу, комментировать происходящее, фотографироваться с желающими. И в том, что все мероприятие прошло в довольно непринужденной обстановке, во многом была и его заслуга.
В паузе между выступлениями автор этих строк, представившись, попросил Бахытжана Жумадилова дать интервью нашей газете. Он охотно согласился, назначил встречу в своем номере гостиницы «Актобе» и дал номер своего сотового телефона. На следующий день мы встретились. И вот какая у нас получилась беседа.
Дос-Му-Ка-Сан
— Бахытжан, сначала о создании вашей группы…
— Только не группы. Мы — ВИА! Вы, наверное, помните тот бум, который сопровождал их появление в СССР? Вокально-инструментальные ансамбли создавались везде, и их популярность была оглушительная. Была такая и в Алма-Атинском политехе. А рождением ансамбля считается 1 августа 1967 года, когда четыре студента ССО выступили на сцене Дома культуры, построенного своими руками в Баянаульском районе Павлодарской области. Названия у ансамбля еще не было и командир стройотряда венгерских студентов предложил вот эту знаменитую комбинацию из начальных букв имен ребят — Досым Сулеев, Мурат Кусаинов, Камит Санбаев и Саня Литвинов. Все просто!
— А когда появились в ансамбле вы?
— Года через три. ВИА «Дос-Мукасан» уже становился известным в Алма-Ате студенческим коллективом — выступал на праздниках, съездил в Венгрию по обмену, стал победителем городского фестиваля «Студенческая весна-1969». Я тогда был солистом другого ансамбля — «Прометей». Наш ВИА, кстати, занял на фестивале второе место. А в 1970 году в моей жизни случилось переломное событие. Помню, в коридоре ко мне подошел Досым Сулеев и сказал: «Есть разговор». Мы уединились и он предложил мне перейти к ним — им нужен был солист. Так я стал участником ВИА «Дос-Мукасан».
— Не обиделись ли ваши товарищи по «Прометею»?
— Поначалу да. Но мой шаг не был предательством, и они это потом поняли.
От Германии до Ямайки
— Все большие успехи «Дос-Мукасаном» были достигнуты при вас?
— Да, и я горжусь этим. Мы еще несколько раз становились победителями «Студенческой весны». А в 1973 году, представляя нашу республику на Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей эстрадной песни в Минске, мы заняли второе место. На первом были «Песняры» во главе с Мулявиным. Позади остались «Ялла», «Самоцветы», «Поющие гитары». Сама Александра Пахмутова вручила нам приз жюри «За лучшую обработку советской песни». И это притом, что мы еще были самодеятельным, а не профессиональным коллективом!
В том же году «Дос-Мукасан» участвует в Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, где представляет весь Советский Союз. Мы стали там обладателями Золотой медали фестиваля. Для нас это было сродни олимпийской золотой медали!
— Как состоялся переход в профессионалы?
— В 1974 году «Дос-Мукасан» стал лауреатом премии Ленинского комсомола Казахстана. В коллективе произошли большие перемены. Досым Сулеев, Камит Санбаев, Меирбек Молдабеков поступили в аспирантуру, Шарип Омаров перешел на комсомольскую работу. С их уходом «Дос-Мукасан» в составе руководителя Мурата Кусаинова, солистов Нуртаса Кусаинова, Багдада Айдарханова, Аскара Жанкушова и меня по приглашению Министерства культуры Казахской ССР перешел на профессиональную стезю в «Казахконцерт». Переход дался трудно. Если самодеятельным артистам многое прощалось, то здесь пришлось «пахать». Причем начинали с азов. Целый год мы репетировали, занимались вокалом.
— И успехи пришли?
— Начались гастроли по СССР. Уровень был очень высокий. На гастролях выступали вместе с Магомаевым, Кобзоном, Серкебаевым.
— В материальном плане проблем не было?
— Нет. За концерт мы получали 25 рублей. В месяц — по 800-1000 рублей выходило. В то время это было сопоставимо с зарплатой замминистра финансов!
— Сбылась ли мечта всех советских людей: съездить за «бугор», то есть на Запад?
— Еще как! Мы побывали более чем в 20 странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В профессиональном плане важным было незабываемое полугодовое гастрольное турне на теплоходе «Казахстан» по странам Латинской Америки в 1975 году. Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Ямайка и другие страны дали нам не только новые впечатления. Дело в том, что на теплоходе помимо нас были и ВИА из разных стран. Мы и сами выступали, и учились у американской, гавайской, латинской школ инструментальной музыки и вокала. И когда по приезде в Алма-Ату мы дали свой первый после турне концерт, все наши друзья-музыканты дружно отметили заметно возросший уровень — инструментальную импровизацию, новое звучание голосов.
— Сколько длился этот период вашей жизни?
— Десять лет. В 1984 году я ушел из «Дос-Мукасана». Честно говоря, не думал, что смогу. Стал замдиректора «Казахконцерта».
— А потом?
— В 90-е годы, как и многие, вынужденно занялся бизнесом. Пять лет прожил в Стамбуле, возглавлял турецко-казахскую компанию. Потом вернулся в Алматы, вложил немалые заработанные деньги в ресторанный бизнес, но, увы, безуспешно.
Возрождение
— А как возникла идея вернуть на сцену прежний состав «Дос-Мукасана»?
— Ансамбль существовал всегда. За все годы в его составе побывало 35 человек. Все они поддерживали славу ансамбля. Мурат Кусаинов оставался всегда в музыке. У него была студия «Ауен». В 2000 году ансамбль пригласили на День Победы в Жанаозен, и Мурат решил созвать старых друзей и выступить вместе. Мы — Досым Сулеев, Шарип Омаров, Мурат Кусаинов, Александр Литвинов, Меирбек Молдабеков, Нуртас Кусаинов и я — стали репетировать. Представляешь, Шарип Омаров даже в кровь стирал свои пальцы!
И вот концерт. Зрители в восторге: звучат наши старые добрые песни в исполнении «оригинала», пусть постаревшего и погрузневшего, но очень близкого, потому что «Дос-Мукасан» — ансамбль молодости не одного поколения. После концерта нас не выпускают из зала! Мы даем еще один концерт, при этом колонки выносят и на улицу, потому что все зрители в зал не уместились. После концерта по пути в аэропорт мы решили: нас еще рано «хоронить». Так и поем с тех пор. С 2000 года даем по 50-60 концертов в год. Почему-то чаще всего мы приезжаем в Актобе. Ваш город нам близок еще и потому, что у нас в ансамбле в свое время была замечательная солистка Курманай Омарова из Иргиза. Помните песню «Сағындым сені»? Так как Курманай, никто ее не пел. К сожалению, ее сейчас уже нет.
— Расскажите о праздновании 40-летия ансамбля.
— Как такового празднования, наверное, не будет. После окончания тура по всем областям думаем дать большой концерт с участием звезд советской эстрады — Антонова, Пугачевой, Кузьмина, Толкуновой, Пьехи, «Ялла», «Самоцветов» — тех, с кем выступали вместе не один год. Думаю, что если получится, то это будет большой праздник!
Душа народа
— В чем, вы считаете, секрет успеха «Дос-Мукасана»?
— В том, что талантливые музыканты брали талантливые народные произведения, талантливо делали аранжировку, инструментальную обработку и доносили их до зрителей. Рад, что и я поучаствовал в этом. А еще музыканты и сами написали много хороших песен, которые до сих пор поют в народе, и будут еще петь многие годы.
— В чем вы видите значение народной музыки?
— Это душа нашего народа. И исполняя народные песни, мы воспитываем любовь к казахскому искусству, песне. А по большому счету мы воспитываем патриотизм.
— Не могу не спросить об отношении к западной культуре…
— Я не собираюсь ее отрицать. Конечно, в ней есть и хорошее. Другое дело — засилье псевдокультуры. У меня как-то в Алматы спросили: «Неужели вы думаете, что можете противостоять этому засилью?» Я сказал: «Представьте себе селевой поток с гор. Он пройдет и все разрушит, оставит грязь и камни. Потом на этом месте будет трудно взрастить семена. Поэтому нельзя спокойно взирать на происходящее, надо противостоять этому засилью».
* * *
…Это интервью так и не было опубликовано при жизни Бахытжана Жумадилова. Кто тогда мог знать, что оно появится в нашей газете при таких трагических обстоятельствах…
ИЗ ДОСЬЕ «АВ»
Бахытжан ЖУМАДИЛОВ, солист легендарного ансамбля «Дос-Мукасан»
Родился в 1947 году в селе Жаланаш Алматинской области.
Учился на архитектурном факультете Казахского политехнического института.
С 1971 года — активный участник ансамбля «Дос-Мукасан», солист, автор многих песен, сценариев, аранжировок.
В 1975 году совместно с М. Молдабековым им была написана самая первая песня — «Қайдасың» («Где ты»), мгновенно ставшая популярной. Позже написаны стихи к песням «Ты — моя мечта» (муз. М. Кусаинова, 1975 г.); «Это — ты» (муз. Д. Сулеева, 1976 г.); «В сердцах — Гавана» (муз. А. Жанкушукова, 1978 г.); «Уходит любовь» (муз. Т. Сарыбаева, 1980 г.); Б. Джумадилов явился автором сценария первой в истории казахстанской музыки рок-оперы «Жерұйық» (автор либретто — К. Мырзалиев, композитор — Т. Мухаметжанов).
Его последний концерт в составе «Дос-Мукасана» прошел 1 марта 2010 года.
Трагически погиб 4 марта 2010 года.
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ