С 2010 года государство дало нам Карту в руки, с которой и в дороге не затеряться, и на рынке свою нишу найти легче. Да только не все понимают уникальность такого шанса или боятся, что не справятся. Заветные мечты остаются нереализованными, а люди с предпринимательской жилкой запоздало сожалеют, что не воспользовались такой возможностью. Мы хотим рассказать о тех, кто не побоялся трудностей и по «Дорожной карте бизнеса-2020» нашел свою нишу.
Директор мясоперерабатывающего комбината (МПК) «Silla» Азамат Бурушев уверен: усилить позиции предприятия на рынке помогла «Дорожная карта бизнеса-2020». Вернее, одно из ее направлений – субсидирование процентной ставки. Благодаря помощи государства мощность предприятия увеличилась почти в два раза, а 100 его работников выпускают до 120 наименований продукции, которая уже полюбилась потребителям Актобе, Астаны, Алматы, Атырау, Костаная и Шымкента.
Теперь вместо 5 тонн колбасных изделий и полуфабрикатов в сутки здесь могут выпускать до 10 тонн.
МПК был введен в эксплуатацию в ноябре 2008 года. Необходимое технологическое оборудование марки «Schaller» (Австрия) закупили при содействии АО «КазАгроФинанс» (КАФ).
— Тот объем, который был запланирован при запуске комбината с связи с срасширением рынка сбыта стал недостаточным, — вспоминает директор. — Но нет худа без добра, новое оборудование позволило создать 10 новых рабочих мест.
Потому задумались об открытии второй линии. Без широкого ассортимента на серьезный рынок выходить было опрометчиво и рискованно.
— Мы начали искать оптимальный вариант решения проблемы, а тут «Карта» сама к нам в руки, — рассказывает Азамат Бурушев. – В начале года мы увидели рекламный ролик о возможностях, предоставляемых ДКБ-2020. Тогда пришли в региональный филиал ФРП «Даму» и отделы предпринимательства города и области, где нам все подробно рассказали и объяснили.
Так как производство входило в список приоритетных направлений программы, фонд «Даму», банк-партнер и МПК заключили договор о субсидировании процентной ставки по банковским кредитам.
— Нарбанк выдал нам кредит на сумму 125-миллионов тенге под 14 процентов годовых за счет собственных средств. Но никто из нас не оказался внакладе, — объясняет Азамат Бурушев. – 7 процентов из них банку обязалось выплачивать государство, и лишь 7 процентов – мы сами. На 100 миллионов мы приобрели оборудование, 25 — ушли на оборотные средства.
— Я не скажу, что все далось легко, но и ничего сложного нет, — делится опытом руководитель комбината. – Нужно просто внимательно изучить документы, серьезно отнестись к делу и иметь сильное желание добиться конечного результата.
Пока проект проходил все стадии (а на это ушло месяца три) – от одобрения заявки на РКС до утверждения в Министерстве экономического развития и торговли — Бурушев и его команда налаживали связи с поставщиками.
Сейчас в обновленных цехах комбината производят до 8 тонн колбасных изделий и мясных деликатесов. Мясо в основном закупают у местных товаропроизводителей, недостаток восполняют за счет импортируемого из Аргентины и Бразилии.
Вся продукция от эконом до элит-класса прошла сертификацию на ISO 9000 и 2200 (впервые в области) в НаЦЭкС. К слову, право соответствовать этим международным стандартам здесь доказывали целых 12 месяцев.
— Мы не расслабляемся и всегда помним о том, что зайти на рынок неимоверно тяжело. Потому работаем над собой ежедневно, — заключает Азамат Бурушев.
Ляззат ЕГИБАЕВА