Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Наследник БМВ

Житель Актобе восстановил советскую бронетехнику и пользуется ею вполне в мирных целях.

На закрытии минувшего сезона члены местного клуба байкеров обратили внимание на необычный мотоцикл. Загадочный байк не был похож на иномарку, в то же время и на советский транспорт. Они-то и позвонили в редакцию, сообщив координаты владельца раритета. Двадцатитрехлетний Денис Фоминов приобрел мотоцикл М-72 1960 года выпуска у одного из актюбинских старожилов за приличную сумму. По его словам, любой раритет чем древнее, тем дороже. Но тут же признается, что в байк-клубе, с членами которого он активно сотрудничает, есть и другие старые мотоциклы.

— В основном, конечно, у многих свежие иномарки, но у одного есть «Ява», — рассказывает Денис. — Парнишка купил его у одного деда, и чешская техника не претерпела никаких изменений. Из раритетов есть также восстановленная «Иж Планета» неизвестного года выпуска, поэтому на ней по улицам города не ездят.

С документами на М-72 у Дениса Фоминова все в порядке, но где бы он ни остановился, вокруг его байка сразу же собирается толпа.

— Он мне достался в таком же виде, разве что двигатель был другой, — рассказывает мотолюбитель. — Его прежний владелец восстановил раму, ходовку и внешний вид. Собрать-то собрал, но не ездил.

Денис решил модернизировать байк. Сейчас он устанавливает автомобильный генератор с ременным приводом и полностью реставрирует мотор. Также поставил дополнительную подножку.

— Планирую заменить седло и немного удлинить вилку, для этого потребуется небольшая токарная работа. Хочу довести до идеала и планирую уже в этом сезоне выезжать на нем, — говорит Денис.

Что касается скорости, то, по его словам, «рвет» М-72 неплохо. По техническим данным байк реально «вытянет» 120 километров в час, а с люлькой — 90.

— Конечно, не сравнить с иномаркой, но для своих лет ездит в пределах нормы. Но для меня главное не скорость. У меня есть свой автомобиль, а мотоцикл для души, — признается Денис Фоминов.

До этого у него был «Хонда-джаз» (практически уменьшенная копия «Чоппера»), не совсем старый, но тоже единственный в городе. Любовь к мотоциклам у Дениса с детства. Будучи школьником он любил картинг. Сейчас, к сожалению, данный вид спорта понемногу вымирает: тренер-фанат решил сменить место жительства.

Кстати, Фоминов восстанавливает еще один мотоцикл. Правда, от него в гараже у Дениса стоит только рама, подаренная родственниками. И в какой раритет рама со временем преобразится, остается только догадываться.

Абат КАРАТАЕВ

 

Справка «АВ»

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 года производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Также крупной серией выпускался до 1960 года на заводах ГМЗ (Горький), КМЗ (Киев), «Красный Октябрь» (Ленинград) и ИМЗ (Ирбит). Различий в конструкции (и даже в эмблемах) у мотоциклов М-72, изготовленных на всех заводах, не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колеса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Всего было выпущено 8 500 мотоциклов.

Каждый М-72 являлся потенциальным носителем стрелкового оружия, поэтому в Красной Армии классифицировался как бронетехника.

На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и в обратную сторону. Так же в очень ограниченном количестве в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым минометом.

Колонка "Взгляд"