Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Настоящее богатство казахов


Все детство, юношество и зрелые годы он провел в седле, о животноводстве знает не из книг, а на собственном опыте и из того, чему его научил отец. Этому учит и своих сыновей.
Ладно, – махнул рукой отец в сторону четырех кляч, еле стоящих на ногах. Их ему выделили из совхозного табуна в виде пая. – Руки-ноги целы, как-нибудь сами себя прокормим.
Он не обижался, но все же надеялся, что его заслуги перед родным колхозом, которому он отдал большую часть своей жизни, будут оценены по достоинству. Знатного чабана, депутата Верховного совета СССР Маркабая Жартыбаева уважали и знали не только в Байганинском районе, но и в области, и даже стране.
Но в 1990-е, когда дело дошло до распределения скота и имущества хозяйства, ему достались всего эти четыре лошади, возраст которых по человеческим меркам давно уже перевалил за пенсионный. Маркабай спорить и требовать не стал, потому что, как всегда, надеялся только на себя.

Потомственный животновод
Сейчас его дело продолжает сын, 50-летний Танат Жартыбаев. Он живет в селе Карауылкельды Байганинского района. Двое его сыновей, а всего у него пять детей, вместе с ним пасут скот.
В свое время они по настоянию отца получили высшее образование. Старший, Жансерик, по специальности инженер-механик, младший, Аманбек, – инженер-автодорожник. Оба уже женаты.
Танат Жартыбаев родился в селе Оймауыт. Отец Маркабай и мама Раш вырастили 13 детей, всю жизнь пасли скот, позже переехали в Карауылкельды. Отца за добросовестный труд и, как сейчас сказали бы, за активную гражданскую позицию избирали депутатом Верховного совета СССР, мама воспитывала детей, вела домашнее хозяйство, помогала мужу. Танат с детства работал рядом с отцом.
Хозяйство, что в местечке Кызылтан Культабанского сельского округа, создал отец. Ждал до последнего, надеялся, что большой колхоз, специализирующийся на животноводстве, сможет выстоять на ветру перемен. Но все пошло прахом буквально за несколько лет… Потому в 1997 году глава семейства, как многие его земляки, создал свое крестьянское хозяйство «Маркабай».


Дело наших предков
– Это единственное, к чему мы все приучены с детства, – рассказывает Танат. – Сначала помогал отцу, а в 19 лет уже сам пас табун из 150 колхозных лошадей, знал повадки каждой из них.
Пасти коней – дело нелегкое. Это не овцы, которых можно легко сбить в кучу. Каждая из лошадей имеет свой норов и слушается только жеребца-вожака.
– Особенно трудно приходилось зимой, когда задували бураны, – вспоминает табунщик. – В те времена волки собирались на охоту стаями не менее 20-30 матерых самцов и самок, вот тогда было по-настоящему страшно. Нет ничего хуже голодного хищника, которого не останавливает ничего, кроме пули, но еще страшнее, когда на охоту выходит волчица. Она нюхом чует и выбирает самых слабых из табуна. Стая кружит вокруг до тех пор, пока не растерзает хотя бы пару лошадей.
А нас всего пара табунщиков на 700-800 голов. Не спали сутками, охраняли поголовье и отбивались от волков. Не всегда получалось сохранить табун в целости. У хищников отличное чутье, поэтому они нас брали измором, от их воя пробирала дрожь. Такой у них был прием.
Стоило кому-нибудь из нас от усталости прикорнуть в седле, они буквально молниеносно бросались на выбранную ими жертву, вспарывали брюхо или горло и сразу отступали, зная, что их добыча уже никуда не уйдет.
Помощи ждать было неоткуда. Мы ведь пасли скот в степи, в отдалении от чабанской точки связи не было. Из колхоза к нам добирались на гусеничных тракторах и только раз в месяц, чтобы привезти продукты и горючее для генератора.

Главное – не количество, а качество
Это была суровая школа жизни, и Танат, к его чести, прошел ее достойно. Может, оттого сегодняшние трудности преодолевает с легкостью, а их, как и у всех животноводов, хватает.
– Слава Всевышнему, отец за свою жизнь собрал пусть небольшой, но собственный табун лошадей и отару овец. Его хозяйство стало для нас стартовой площадкой, – продолжает Танат. – Сейчас у нас около 50 лошадей, столько же голов крупного рогатого скота, 600 овец.
Мы специализируемся на скаковых лошадях. Это настоящие вольные животные, выросшие в естественной среде. Сразу замечу, что разводим их не для удовлетворения личных амбиций, а чтобы продолжить наши, казахские, традиции коневодства и сохранить преемственность поколений. Подрастающее поколение имеет право и должно знать все о деле предков.
Например, мы все лето проводим в степи вместе с сыновьями, специально для этого купил юрту. Дети должны на собственном опыте понять, что такое жизнь степняка. Это целый мир, целая философия.
Танат не сторонник увеличения поголовья. Лишний скот он каждую осень продает, на вырученные средства приобретает корма и технику. Мясо и скот реализует на рынках Актобе, покупатели из Актау приезжают сами.
В этом году дети решили продать более 60 овец и уже продумывают пути сбыта. Земли в хозяйстве хватает. В местечке Кызылтан 4,5 тысячи га, но в этом году Танат приобрел еще 7 тысяч га на родине отца, в Оймауыте, и хочет перегнать туда весь табун. Сено КХ заготавливает в достаточном объеме – около 15 тысяч тюков. Сначала косили на старой, арендованной, технике, позже в лизинг приобрели новую.
– Заготавливаем не только сено, – делится Танат. – Осенью косим и жусан. К слову, именно в это время года полынь полезна для скота. Вот таким тонкостям обучаю детей.
Корма для проведения благополучной зимовки приобретают в Актобе и соседних регионах. Из-за природных катаклизмов поголовье не всю зиму пасется на пастбище, потому предусмотрены коровники и кошары.
Овцы в хозяйстве «Маркабай» породы меринос, но шерсть девать некуда, Танат складирует ее рядом с помещениями для скота. За несколько лет образовалась внушительная гора ценного, но невостребованного сырья.
– В свое время приобрели эту породу, занимаемся ею, потому что может пастись в ограниченном пространстве, – объясняет животновод. – Едильбайская порода, которую много веков разводили казахи, для этого не предназначена. Раньше казахи кочевали с места на место, и для этой породы овец нужны обширные пастбища, постоянная смена дислокации.

Своя позиция
Есть у Таната и свое мнение насчет особых пород лошадей.
– Что такое порода? Слово «селекция» казахам не было известно до недавнего времени. Но как только поголовье табуна превышало отметку в 20 тысяч, менялась и порода лошадей. Это была природная селекция, своеобразный естественный отбор.
Я не против того, чтобы у нас возрождались старые породы настоящих казахских лошадей, как мугалжарская. Но ведь на них свет клином не сошелся. В степи издавна паслись миллионы лошадей самых разных пород. Происходил естественный отбор, и породы лошадей, приспособленные для определенного климата, возникали сами собой.
Есть в хозяйстве и ряд проблем, но их характер, скорее всего, системный. К примеру, дефицит работников. Связан он с тем, что молодежь не хочет работать в степи.
– Если человек хочет работать, он всегда найдет чем заняться. У нас работы хватает, пусть приходят пасти скот, только лениться не надо, платим по 150-200 тысяч тенге, еда и жилье бесплатные, – говорит Танат.
Кстати, дефицит кадров – это одна из причин того, что животноводы сокращают поголовье скота. Проблема и в том, что для получения субсидий нужно покупать на стороне (в соседних областях) производителей – самцов-кошкаров с соответствующим паспортом. А через два года нужно закупать свежих производителей.
Но если ты хочешь выращивать самцов-производителей, тогда в субсидиях отказывают. А ведь каждый баран-производитель стоит немалых денег. То же самое касается быков-производителей и племенных жеребцов.
– Печально, что не уделяют должного внимания труду скотоводов, – сетует Танат Жартыбаев. – Раньше после весеннего окота устраивался сабантой, отмечались лучшие чабаны, коневоды, механизаторы. Большим почетом пользовались чабаны, получившие хороший приплод скота.
И это было правильно, ведь животноводство – это единственное дело, которое нам завещали предки. Именно оно позволяет зарабатывать миллионам казахстанских семей, которые продолжают дело отцов и дедов. Газ, нефть и другие невозобновляемые ресурсы в конце концов закончатся. А скотоводство кормило наших предков, кормит нас и сейчас. Так что оно и есть самое настоящее богатство казахов.
Санат РАШ,
Байганинский район

Колонка "Взгляд"