Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Настоящий казах

Адильбек Сарин (в центре) и воспитанники школы «Ер Едіге»

В 2018 году в Казахстане учрежден День домбры. В первое воскресенье июля на разных площадках проходят концерты домбровой музыки с привлечением мастеров исполнительского искусства. «АВ» регулярно публикует материалы о домбристах и их мастерстве, а сегодняшняя Главная тема добавит подробностей о сакральном для казаха предмете. Не зря поэт Кадыр Мырзалиев сказал: «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра».

Семь школ
Все инициируется и продвигается людьми, и музыка – не исключение. Семь школ народной казахской музыки – не просто имена, передаваемые из поколения в поколение, а кюи, востребованные сквозь
столетия.
В 2014 году домбровый кюй был внесен ЮНЕСКО в сокровищницу нематериальных ценностей человечества, значит, наша задача – не только гордо нести эту миссию, но и развивать традицию.
В числе экспертов «АВ» – профессор кафедры домбры КазНУИ (Астана) Турар Алипбаев. Он не просто один из современных корифеев-домбристов, а уроженец села Жабасак Айтекебийского района и частый член жюри различных состязаний домбристов в нашей области.
– Основателями школ считаются Курмангазы, Даулеткерей, Абыл, Оскембай, Казангап, Таттимбет, Сугур, но это не совсем полный перечень имен, – рассказывает Турар Байдусекович. – Так как все домбыраши представляют разные регионы, то и сами школы называются западная, восточная, Арка, южная и так далее. Внутри школ есть свои разветвления.
Самыми яркими представителями западноказахстанской нужно назвать Курмангазы, Даулеткерея и Казангапа. Основателем восточноказахстанской школы является Байжигит, Жетысу – Кожеке Назарулы и Байсеркеулы, аркинской – Таттымбет и Тока, каратауской – Сугир, сырдарьинской – Мырза Токтабо-
латулы, Альшекей Бекпенбетулы и Досжан Куракулы. Отдельно – седьмой – выделим мангыстаускую школу, в которой сильно влияние туркменских музыкальных традиций.
Необходимо отметить, что казахи исторически также проживают в Китае, Монголии, на Алтае. Их исполнительское мастерство формировалось под влиянием местных традиций, но база все-таки та,
откуда корни.
По сведениям Ахмета Жубанова, школу Курмангазы (қара қазақ) представляют семь учеников – Дина, Мамен, Ергали, Кокбала, Мендыгали, Менетай, Конаш. Видными представителями школы Даулеткерея (төре мектебi) являются Мусарали, Аликей, Салаваткерей, Бактыгерей.
Увы, их творчество едва изучено, и чем дальше по времени, тем ниже вероятность исследования. Если иметь в виду, что сегодня искусство игры на домбре развивается и совершенствуется виртуозами, то вряд ли когда-либо будет глубоко изучаться творчество великих
предшественников.
Известно, что наш регион прославлен кюйши Казангапом, чье наследие активно пропагандируется. В числе его последователей – наши современники Жумабай Жансугуров, Нурболат Жанаманов, Абдулхамит Раимбергенов, Жайлау Асылханов и другие.
Обязательно вспомним Садуакаса Балмагамбетова, при жизни имевшего славу ожившего Казангапа. Кстати, родина последнего – Акбауыр в Приаралье (сегодня относится к Шалкарскому району), поэтому кызылординцы его тоже считают своим, и даже тамошний музколледж носит его имя.

«Күй — ғұмыр» назывался концерт Турара Алипбаева, который он дал с оркестром имени А. Жубанова в феврале
нынешнего года в Актюбинской филармонии

Токпе, шертпе…
Какие бывают кюи? По эмоциональной направленности они делятся на токпе и шертпе. Первые носят характер драматический (скорее, динамичный героический), их родина – западные земли, Тарбагатай, Арка, Алтай. Авторы – Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Сейтек, другие.
Мелодии шертпе отличает лиричность, основателем считается Таттымбет, последователи – Сугир, Байжигит, Тока, Дайрабай и т. д.
– Сегодня в профессиональной среде наблюдается тенденция не подразделять мелодии на токпе-шертпе, а называть по месту происхождения – западный кюй, восточный, Арка или по имени родоначальника: в традициях Сугура, Курмангазы, Даулеткерея…
Рассказывая о Кызылорде, Турар Алипбаев уточняет, что в соседнем регионе особенно развито и востребовано искусство жыр, и тут самое время рассказать о школе жыршы в Актобе.

Звуки двух струн
Преподаватель народного отделения музыкального колледжа имени А. Жубанова Алихан Зейнелов известен как виртуозный домбрист. Именно его вместе с Айкыном Сейтековым и Танатом Саденовым пригласил Димаш Кудайберген в концертное турне. Аудитории в 19 000 и 10 000 слушателей не могли поверить, что из двух струн можно извлечь звуки, рвущие душу таким восторгом.
– Мы играли только этническую музыку, сопровождая песни «Дүрдараз», «Дайдидау» и «Елім меңің», – рассказывает Алихан. – Вроде бы играть на домбре привычно, но и в Лондоне в 2017-м, и в Нью-Йорке в 2019-м эмоции зашкаливали. Во время выступления в Астане на «Арнау» перед 45-тысячной аудиторией было не менее волнительно.
В класс домбры музыкальной студии при колледже, где сейчас работаю, поступил в девять лет. Для меня домбра – образ жизни. Пока учился, инструмент меня кормил: на тоях зарабатываешь хорошо.
Очень благодарен своему педагогу Талапу Хамзину, которого считаю одним из лучших домбристов Казахстана. Он и мой друг Жумабек Кадыркулов являются представителями мангыстауской школы, и у них я перенял эту манеру. Обывателю трудно объяснить, в чем особенность этого стиля, но такие понятия, как интервал и звучание, доступны каждому. Глубже все понять помогают концерты в филармонии, которые, считаю, пропускать нельзя.

Отец всех кюев
Известно, что инструмент, похожий на домбру, имеется у многих народов, причем не только у тюркских. Когда домбра появилась у казахов, вряд ли кто ответит, но кюй «Ақсақ құлан» считается одним из самых древних, дошедших до нас. Время его создания – эпоха правления Чингисхана, авторство приписывается батыру и кюйши Кетбуге.
Сюжет легенды основан на гибели Жошы (Джучи), любимого сына Чингиса. Известно, что за плохую новость гонца могли казнить, поэтому о смерти Жошыхана на охоте от рогов разъяренного Хромого кулана правителю боялись сообщить. А сделать это нужно было до семи дней после происшествия.
Тогда мудрый и храбрый Кетбуга выстругал из березы домбру, натянул на нее струны, пришел к Чингисхану и упал перед ним на колени. Предчувствуя, владыка, мрачно спросил: «Чего ты хочешь, великий певец?». Кетбуга сыграл так, что хан все понял: как сын поехал на охоту, как ему повстречалось стадо пасшихся куланов, как молодой хан охотился на них…
Вожак умело уводил потомство от погони, но Жошы настигал стрелами куланов, кобылиц, малолетних жеребят. Люди на конях нагоняли диких животных, стреляли по ним из луков. Не жалея себя, Хромой вожак развернулся, бросился на царевича и скинул его на землю. Так погиб ханский сын…
Улы жыршы закончил играть, не произнеся ни слова, но Чингис- хан понял все: домбра передала топот скачущих коней, тревогу куланов за жеребят, силу и мудрость Хромого кулана, оберегающего косяк. Особенно трагично пела она, когда вожак напал на царевича…
Долго молчал хан, а потом молвил: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели сына. Я все понял, слушая домбру. Ты достоин смерти за черную весть, но так как ты не произнес ни слова, пусть будет наказана домбра. Залейте ей горло свинцом!».
Благодаря Улы жыршы никто из людей не пострадал. Домбру залили горячим свинцом, и с тех пор на ее плоской стороне появилось отверстие.

Приглашает домбра пати
В честь Дня домбры филармонией имени Г. Жубановой организован концерт сводного оркестра из 1 000 музыкантов.
Как рассказал и. о. директора филармонии Айбек Кемал, 100 человек – профессиональные инструменталисты, 800 – простые горожане, хорошо владеющие главным казахским инструментом:
– Большинство из этих восьмисот – учащиеся детских музыкальных школ и колледжа имени Жубанова. Мы ждем земляков 2 июля, в 10.00, на часовой концерт на площади у монумента «Қазақ еліне мың алғыс».
Особый жанр
Школа жыршы «Ер Едіге» при областном Центре народного творчества (ОДНТ) открылась в 2021 году. Руководит ею Адильбек Сарин. Человек увлеченный, он охотно рассказывает о своем детище:
– С 1992 года я мечтал о таком кружке, а тут сразу школа! Нашли меня директор ОЦНТ Лейла Омарова и руководитель управления культуры, архивов и документации Алтынай Юнисова. Они радеют за национальные виды искусства, и это совпало с пристрастием тогдашнего руководства региона.
Название родилось коллегиально. Батыр Едиге – личность выдающаяся, своим его считают не только казахи, но мы вот так решили привязать его к себе.
16 марта 2021 года преподаватель народного отделения колледжа имени Ахмета Жубанова Нурпеис Абилхасанов привел ко мне Самал Медеубаеву и Бакыт Арыстангалиеву, которые тоже интересуются этим жанром. Сегодня Самал знает десять дастанов, а это 10-12 часов пения без остановки, а Бакыт – три дастана, много кисса и терме. Сейчас обе девушки выпускаются из колледжа и едут поступать в консерваторию имени Курмангазы.
Как я увлекся жанром? Наверное, с этой привязанностью нужно родиться. Я из Шалкара, искусству жыра и терме обучался в РДК у ныне покойного Сауелхана Демеубаева. Потом были два года жыр-терме студии Бахтыгерея Сандыбаева при университете Жубанова, музыкальный факультет этого же вуза.
Помимо учеников названной школы, занимаюсь дастанами о жизни пророков Юсуфа, Аюпа, Ибрахима и Нуха. Из 600 страниц «Адамзаттың асыл тәжі» уже освоил больше половины (примерно 360). Добавится жыр в репертуар школы «Ер Едіге».
Вообще, в этом жанре два направления – героическое и назидательное. Мы делаем упор в основном на местных авторов и героев: «Қарасай Кази», «Ер Едіге», «Айман-Шолпан», «Кобыланды», «Нарқыз», «Асау-Барақ», «Намыс», «Аккенже», «Қыз Жібек».
Знакомство с воспитанниками Адильбека Сарина состоялось накануне Арафата. Ребята провожали Самал и Бакыт, о которых наверняка скоро узнает страна, потому девушкам предоставили возможность выступить первыми. Как и положено жыршы, пели они долго, хотя это были терме и кисса (сокращенный вариант жыра).
– Домбристы ко мне приходят уже готовые, я их отбираю, – продолжил жырау Адильбек Сарин. – Нынешний курс окончили 40 учеников, 25 из них, образно выражаясь, в седле держатся крепко. Почему картина не стопроцентная, потому что бывает, родители приводят…
Но иногда получается, как у 12-летнего Казбека Хамитова. Его привела мама, но после года обучения мальчик понял, что ничего, кроме жыра, ему неинтересно. Домбру освоил ранее в ДШИ имени Казангапа.
Человек творческий, Адильбек Сарин мыслит образами:
– Народ все извлекает из природы. Я сравнил бы терме с рекой, народные песни – с озером, кисса и жыр – с безграничным океаном, куда вливается много вод. Но без домбры ни один жанр не имеет жизни. Наверное, как вода течет по земле, так и мы без домбры – ничто.
Мне домбру в руки лет в пять-шесть вручил отец Мухидулла, он и был первым учителем. У нас в родне все домбристы.
Поют все и у Бакыт Арыстангалиевой. Ее мама Рыскуль Еспембетова рассказывает, что женщины рода унаследовали дар от бабушки
Натипы:
– И мама моя Лиза очень хорошо пела. Да в каждом шалкарском доме было именно так.
Бакыт говорит, что ее интересует только жыр, все свободное время она уделяет этому жанру и домбре:
– И кобызом владею, он тоже нравится. Думаю, и его со временем освою хорошо.
Песня Адама
За небольшой срок работы у школы «Ер Едіге» появились свои новшества и традиции. Например, жырау шай по субботам. За такую возможность руководитель школы признателен ресторану «Сарқыт»:
– Мы собираемся здесь с декабря прошлого года и проводим время в очень комфортных условиях. Ребятам – практика, а городу – возрождение жанра. Появились посетители, которые приходят в заведение именно по субботам,
когда мы поем.
В следующем учебном году расширяем набор: из Хромтау приедет второй преподаватель Естай Утеулиев.
Еще очень горжусь нашим жыром на три голоса. Это ноу-хау замдиректора колледжа имени Ахмета Жубанова Жениса Елемесова. Когда мог возникнуть этот жанр? Думаю, в ту пору, когда Адам оплакивал свое изгнание из рая. Разлученный с Евой, он сорок лет ходил по свету и вопрошал ко Всевышнему в жанре жыр: «О где ты, моя любимая?».

Над Главной темой работала Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"