Даулет АБЕНОВ, кандидат исторических наук, доцент АРГУ имени К. Жубанова:
— Я с большим удовольствием прочитал труд Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». До этого Президент выступал с подобного рода статьями в рамках программы «Рухани жаңғыру». Эти выступления не просто отдельные статьи, в совокупности это национальная идея.
«Семь граней Великой степи» детализируют его прежние идеи.
Статья возвращает нам историческую память. Елбасы приводит такой, казалось бы, обыденный факт, который многим современным казахам ни о чем не говорит. В местечке Ботай, на территории нынешней Великой степи ученые нашли уникальное захоронение 2000 лошадей. Поскольку сами животные не могли собраться туда по собственной воле, можно сделать вывод, что это были одомашненные лошади. Приручение животных нельзя рассматривать только с позиции хозяйственных нужд, это особый культурный код кочевого мира.
Ученые сходятся во мнении, что коневодство и всадническая культура зародились именно на территории Великой степи. Наши далекие предки сделали революционный переворот, предложив миру новое средство передвижения, а также мобильную форму ведения военных действий.
Этот переворот, как отмечает Нурсултан Назарбаев, был совершен в планетарном масштабе. Великое значение совершенного давно забылось. Более того, многие народы, никогда не видевшие лошади, воспользовались плодами этого открытия и приписывают заслуги себе. В том числе и народы Европы, куда наши степняки пришли как завоеватели.
Это лишь один штрих из фундаментальной и содержательной статьи «Семь граней Великой степи». Президент предлагает научному миру пищу для размышлений: «История Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по отдельным ее фрагментам».
Великая степь дала миру многие предметы материальной культуры, и многое, без чего немыслима жизнь современного общества, было в свое время изобретено в наших краях. Нам «помогли» забыть об этом. Наша задача — вернуть то духовное и культурное богатство, которое принадлежало нам. Об этом постоянно напоминает Президент в своих статьях и Посланиях народу Казахстана. Без этого, он считает, мы не можем вырастить подлинных патриотов.