За этот неполный год областная инспекция транспортного контроля проверила 40 железнодорожных составов, или 581 вагон. Выявила свыше 140 нарушений, от эксплуатации отстранено 50 пассажирских вагонов. В один из рейдов вместе с сотрудниками ведомства вышел корреспондент «АВ».
«Необходимо в кратчайшие сроки завершить трансформацию КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию».
Глава государства Касым-Жомарт Токаев,
Послание народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана»
Самый ходовой поезд
Над выбором направления железнодорожного состава мудрить не пришлось. С главными специалистами инспекции Асхатом Издыбаевым и Батырбеком Урумбаевым мне был предложен самый ходовой вариант – маршрут Актобе – Алматы. В летнее время на эти поезда наблюдался настоящий ажиотаж. Но сегодня населенность (именно такой термин официально используют транспортники) составляет всего 84%. По крайней мере, такие цифры на момент отъезда из Актобе нам предоставила начальник поезда Жанна Сейтказинова. Понятно, что кто-то сядет в поезд по пути, но все равно летнего спроса на билеты уже нет.
По инструкции проверяющие могут зайти в любой состав, на любой станции на территории нашей области. Для большего эффекта инспекторы должны появиться внезапно, чтобы проводники не сумели подготовиться. Однако наш рейд неожиданным, конечно, не назовешь, тем более со станции отправления. Да и практически все проводники знают проверяющих в лицо.
Впрочем, мы несколько сгущаем краски, потому что у инспекции нет широких полномочий. Максимум, что они могут сделать – наложить штраф на юридическое лицо, в данном случае – на АО «Пассажирские перевозки».
– Наша задача – не найти и наказать, а выявить и устранить. Главное, чтобы пассажиры ехали в комфортных и безопасных условиях. Именно на это направлены все наши усилия, – объясняет суть работы Асхат Издыбаев.
Первый вагон – первый штраф
Тем не менее ревизоров боятся. И хотя штраф оплачивает организация, проводников и начальников поездов это затрагивает непосредственно. Скорее всего, в АО предпочитают с нарушителями в собственных рядах не церемониться и частенько указывают им на дверь. Об этом читайте ниже.
Как разъяснил Асхат Издыбаев, проверка идет сразу по двум направлениям: на наличие безбилетников и по техническому состоянию вагонов. Первое – это его специализация, второе курирует Батырбек Урумбаев.
Именно с ним, а также поездным электромехаником мы прошли в святая святых поезда – вагон с дизельным генератором. Силовая установка оказалась в полном порядке, работала на всю мощь и обеспечивала электричеством поезд. Исправно работали все лампочки и приборы.
Но и первое нарушение было зафиксировано здесь. Оказывается, перевозили какие-то железки и запчасти для поездов, чего делать нельзя. Такие вещи нужно перевозить в багажном вагоне. В итоге – штраф.
Крайними железнодорожными точками в нашем регионе, на которые распространяются полномочия областной инспекции, не требующие согласования с вышестоящими инстанциями, являются
станции:
• на востоке Актюбинской области – Айтеке би;
• на юге – Сексеул;
• на западе – станция Сагыз;
• на севере – станция Жайсан.
И даже шампунь…
Батырбек также осматривал техническую начинку вагонов, проверял исправность пожарной сигнализации, электричества. В штабном вагоне мы увидели специальную рацию для связи с машинистом. Попросили проверить – работает. Машинисты – единственные в поезде, кто всегда на проводе с «большой землей». Их средствам связи не помеха ни дождь, ни ветер, ни отсутствие мобильной сети.
Отдельно стоит остановиться на туалетах. По сути, это сфера санитарных врачей, однако у инспекции имеются полномочия проверить наличие отдельных предметов согласно приложению к Правилам перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом за № 545 от 30.04.2015 года.
Интересно, что в перечень входит три вида мыла (косметическое, хозяйственное и жидкое), туалетная бумага и даже освежитель воздуха с одноразовым шампунем (!). Правда, пассажиры утверждают, что полный комплект можно наблюдать только в ходе проверок. На самом деле перевозчик все эти принадлежности регулярно выдает вместе с постелью, но только иной раз они лежат мертвым грузом в кладовке проводника. До тех пор, пока какой-нибудь знающий закон пассажир не начнет качать права.
Взял безбилетника – увольнение автоматом
Асхат вооружился специальным прибором, похожим на допотопный смартфон. На его экране высвечивается вся информация о пассажирах – достаточно нажать пару кнопок. Документы пассажиров оказались в полном порядке: фамилии, имена и отчества совпадали с теми, что указаны в билетах.
Проводники отметили, что сейчас ситуация с безбилетниками обстоит намного лучше, чем раньше. Это подтвердили и сотрудники инспекции.
– Во-первых, нет такого ажиотажа. Откуда он берется? Когда спрос превышает предложение, а людям кровь из носу нужно попасть в другой город. Разные ситуации бывают. Вот из-за этого они и подходят к проводникам, начинают их уговаривать, – пояснила Жанна Сейтказинова.
Но самая главная причина, по которой проводники боятся брать безбилетников, это суровое наказание со стороны работодателя.
По словам Издыбаева, пойманный на безбилетнике проводник, как правило, лишается должности. Они дорожат своей работой, потому что здесь не только стабильная зарплата, но и хороший соцпакет – премии, бонусы, лечпособия, большой отпуск и т.д. Общий доход опытного проводника со всеми надбавками может доходить до 400 тысяч тенге в месяц.
В разговоре не на диктофон нам подтвердили, что брать пассажира без билета мало кто рискнет, слишком многое поставлено на кон. Достаточно одной жалобы, и проводника могут уволить.
Еще одним нарушением стало отсутствие государственного Герба на нескольких вагонах. Видимо, не успели поменять символику старого образца на новую, где слово «Қазақстан» заменено на «Qazakhstan». Тем не менее это нарушение, которое было отражено в акте.
Токсичный пластик? Не, не слыхали
С поездом № 24, в котором была проверка, связана интересная история 15-летней давности. Тогда «Қазақстан Темір Жолы» закупил в КНР несколько составов. Но санврачи провели какие-то исследования и выявили опасные для здоровья человека токсины, которые выделяет пластик на внутренних стенках вагонов.
В общем, было много шума, об этом писали все СМИ, состоялось несколько заседаний судов разных инстанций. Органы санэпиднадзора требовали запретить эксплуатацию этих поездов. В итоге Верховный суд РК поставил точку, разрешив составам из Поднебесной курсировать по Казахстану.
С тех пор прошло много лет, а вагоны производства КНР считаются одними из лучших в стране, от них никто не погиб, не отравился и они не стали причинами эпидемий.
Тонометр нашелся
Кстати, о жалобах. В каждом вагоне на видном месте должны быть размещены информационные таблички с указанием контактных номеров (включая WhatsApp) ответственных лиц или служб, которым можно пожаловаться на действия
проводников. Как раз на одной из таких табличек был указан неактуальный номер. По требованию инспекторов надпись на табличке оперативно заменили.
К таким жалобам желательно прикреплять фото и видеоматериалы с фиксацией нарушений, тогда эффект будет практически стопроцентным. Правда, не сразу. Скорее всего, обращение граждан будет рассмотрено уже после того, как он прибудет в пункт назначения. Согласитесь, вряд ли кто захочет продолжать разборки после поездки.
Но сотрудники госоргана настоятельно советуют идти до конца, обращаться по указанным номерам и не давать спуска нарушителям, тем более это много времени не займет. Никаких судов, приводов или очных ставок. Достаточно написать обращение в смартфоне и приложить к нему несколько фото или видео. Во всем остальном разберутся компетентные лица.
Если нарушение застало вас в пути следования, а сеть не ловит, то стоит обратиться к начальнику поезда. В 90% случаев проблему можно решить на месте, достаточно сказать об этом проводнику, в крайнем случае, начальнику поезда.
Один из таких примеров произошел прямо на наших глазах. У пассажирки Динары Рысдаулетовой немного поднялось давление, она попросила тонометр. Поначалу Жанна Сейтказинова утверждала, что измеритель отсутствует. Затем был найден выход из ситуации – на ближайшей станции в вагон должна была зайти медсестра и измерить давление пассажирке. Но позже выяснилось, что, оказывается, тонометр есть, и находится он в составе
аварийной аптечки.
Это вкусное слово «ресторан»
Бывает, что безбилетники скрываются в вагонах-ресторанах. Под видом пассажиров они едят, пьют, играют в карты, общаются друг с другом. Одним из атрибутов, выдающих их, является верхняя одежда. Если человек сидит в куртке и пьет пиво, то, скорее всего, он безбилетник. Для уверенности Асхат Издыбаев проверил всех посетителей вагона-ресторана. Нарушителей среди них не оказалось.
Интересно, что проверке подлежат и работники самого вагона-ресторана. В нашем случае – коммерческого ТОО. Сразу хочется предупредить претензии блюстителей прав предпринимателей. Статья 129, пункт 4 Предпринимательского кодекса РК разрешает вести постоянный государственный контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров в пассажирских поездах.
Директор вагона-ресторана Барно Атаханова уже десять лет занимается организацией питания в поездах. По требованию инспектора она показала маршрутный лист, в котором указаны данные всех сотрудников ВР и прочие документы.
– Перед отправкой тщательно проверяется качество продуктов питания и исправность кухонных приборов, микроволновых печей, газовки, холодильников, – сказала Барно Атаханова.
По мнению специалистов инспекции, отравление граждан некачественными продуктами в пути следования, когда затруднительно оказание квалифицированной медпомощи, бесспорно, вызовет огромный резонанс. Возможно, даже встанет вопрос о смене поставщика, в случаях с тяжелыми для здоровья последствиями возбудят уголовное дело. Поэтому вряд ли кто из рестораторов рискнет кормить народ недоброкачественными продуктами.
Но и несоответствие маршрутному листу – если едут не те лица, которые указаны в документе – серьезное нарушение. Такое нет-нет случается, когда кого-то нужно срочно подменить. Но инспекторы борются с этим.
Еще одна вещь, которая дисциплинирует – портативная видеокамера на груди Асхата Издыбаева. Нечто похожее носят дорожные полицейские. Камера фиксирует все в режиме онлайн, и наш рейд посмотрели как минимум три человека, включая руководство областной инспекции.
Асхат КАЛЖАНОВ
Все фото автора