Актюбинские антикоррупционеры выявили противоречия в регламентах, обязательных для школ. Именно по этой причине накануне учебного года родители первоклассников выстраивались в очередь в ЦОНах.
Почти весь август в ЦОНах наблюдались большие очереди за адресными справками, которые необходимо было успеть сдать в школы, колледжи и даже в детские сады. Возмущенные создавшейся ситуацией актюбинцы сделали анонимный звонок на горячую линию областного департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции. Он стал поводом для организации совместного с общественными организациями рейда методом «тайный покупатель». Тайные покупатели объехали центры обслуживания населения, побывали в школах (№№ 9, 32, 37, 35, 20, 23, 24, 19, 30, 40, 38, 34, 47) и убедились — звонок соответствует действительности. Подтверждением стал и собранный видеоматериал. Он свидетельствует, что в некоторых случаях очереди за необязательным документом были столь длинными, что вытягивались за пределы помещений.
Результаты общественного контроля вместе с итогами социального исследования удовлетворенности граждан качеством оказываемых госуслуг в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» обсудили на заседании межведомственной рабочей группы. За круглым столом, организованным департаментом по делам госслужбы и противодействию коррупции, выслушали руководителей городских общеобразовательных школ. Оживленная дискуссия оказалась полезной: она выявила противоречия, которые возникли с введением с первого января 2018 года новшеств в Стандарт государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации образования независимо от ведомственной подчиненности для обучения по общеобразовательным программам начального, основного среднего, общего среднего образования».
В соответствии с пунктом 9 Стандарта госуслуги в обязательный перечень документов, необходимых для зачисления детей в первый класс, отныне входят:
— заявление;
— документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации), копия свидетельства о рождении (если ребенок родился до 2008 года);
— справка о состоянии здоровья (форма № 063/у);
— две фотографии ребенка размером 3×4 см.
Необходимость адресной справки представители школ объяснили лимитом. К примеру, если школа рассчитана на 300 ученических мест, то ровно столько учеников и могут здесь обучаться.
— Сейчас нет ограничений, родители сами определяют, в какую школу отдать своего ребенка, прописка не является определяющим моментом. В таких условиях в первую очередь школа вынуждена принимать детей со своего участка, поэтому мы требуем адресную справку, — объясняли друг за другом выступившие на заседании.
Постепенно ситуация обернулась тем, что справки стали обязательным элементом. В ходе рейда, кроме школ, были названы детские сады «Байтерек», «Баубек», технический колледж. В школе № 40 требовали папку для личного дела ученика и четыре бланка табеля об успеваемости. В нескольких школах обнаружены объявления со сведениями о стандарте внешнего вида учеников с указанием аффилированных лиц, оказывающих услуги по пошиву школьной одежды.
Попутно тайные покупатели столкнулись с тем, что приемные комиссии некоторых школ нарушали утвержденный график работы. После четырех-пяти часов дня никого из комиссии они не застали на рабочем месте. Отсутствовал и стенд со Стандартом и Регламентом о порядке оказания госуслуг.
— Согласно подпункту 1 пункта 8 график работы услугодателя — с понедельника по пятницу, за исключением выходных и праздничных дней, согласно трудовому законодательству Республики Казахстан в соответствии с установленным графиком работы с 9.00 до 18.30, с перерывом на обед. Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются до 17.30, — процитировала документ заместитель руководителя областного департамента Мирамкуль Бибитова.
В департаменте напомнили, что центральные госорганы, акиматы областей, районов, городов и сельских округов, услугодатели в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения Стандарта государственной услуги должны актуализировать информацию о порядке ее оказания. Нарушения выявлены в школах № 5, 21, 35, 2, 3, 8, 9, 11, 13, 14, 16, 23, 25, 27, 32, 33, 47, 58, 59, Белогорской, Красносельской, Пригородной, Саздинской.
Параллельно с рейдами департамент провел мониторинг интернет-ресурсов городских школ. Во многих из них на тот момент были размещены неактуализированные сведения по стандартам государственных услуг либо они отсутствовали вовсе. Дирекции школ получили рекомендации, школьные сайты являются общедоступными электронными информационными ресурсами, которые нужно постоянно обновлять.
На еще один существенный аспект обратили внимание в департаменте, что упустили из виду руководители учебных заведений. С начала года шлюзом электронного правительства предусмотрен такой функционал, как получение справки третьими лицами. Достаточно сделать запрос на портале e-gov. Третьи лица, в данном случае организация образования, при необходимости могут самостоятельно запрашивать из информационной системы:
— адресную справку с места жительства;
— справку об отсутствии (наличии) недвижимого имущества;
— справку о зарегистрированных правах на недвижимое имущество;
— справку о наличии либо отсутствии судимости.
По результатам обсуждения за круглым столом департамент по делам государственной службы и противодействию коррупции рекомендовал областному управлению образования провести семинар для руководителей школ. Данная ситуация характерна для всей республики, но именно актюбинские антикоррупционеры обратили внимание на несоответствие.
Остается надеяться, что следующий август окажется для всех спокойным и не удлинит очереди в ЦОНах.
Жанат СИСЕКЕНОВА