Главный имам области Амантай Садиев спустя месяц после назначения на должность встретился с журналистами и обозначил приоритеты своей работы.
Амантай Абилдаулы Садиев родился 17 декабря 1977 года в Сарыагашском районе Туркестанской области.
Образование
В 1995-1997 годы учился в Алматинском исламском институте;
в 1999-м прошел 3-месячный курс Корана в Манисе (Турция);
в 2003 году прошел 4-месячный курс подготовки имамов в Алматинском исламском институте;
в 2010-м прошел 2-месячный курс Корана в г. Булу (Турция);
в 2016 году прошел 2-месячный курс подготовки имамов в Исламском институте Алматы;
в 2015-2018-х учился в медресе-колледже «Актобе»;
в 2021-2024 годах учился по специальности «исламоведение» в Египетском университете исламской культуры «Нур-Мубарак» в г. Алматы.
Трудовой стаж
В 1997-2010 гг. – главный имам Жылыойского района Атырауской области;
в 2010-2012 гг. – наиб имам мечети «Куспан Молла» города Атырау;
в 2012-2013 гг. – имам-представитель ДУМК по Атырауской области;
в 2013-2016 гг. – наиб-имам мечети «Абдулхамид Каттани» г. Шымкент;
в 2016-2017 гг. – наиб-имам центральной мечети «Халифа Ан-Нахян» ЮКО;
в 2017-2020 гг. – главный имам Центральной мечети города Актобе;
в 2020-2021 гг. – главный имам Центральной мечети «Кеңесхан қажы», город Тараз Жамбылской области;
в 2021-2022 гг. – наиб-имам мечети «Таугуль-3» Ауэзовского района города Алматы;
в 2022-2024 гг. – главный имам мечети «Бекет-Ата» Алатауского района города Алматы.
С 23 августа 2024 года работает главным имамом Актюбинской области (имам-представитель ДУМК по Актюбинской области) и Актюбинской областной центральной мечети «Нұр Ғасыр».
Библиотека в стиле хай-тек вместо столовой
В первую очередь имам-представитель ДУМК по Актюбинской области намерен провести капитальный ремонт здания областной центральной мечети «Нұр Ғасыр». Оно построено в 2008 году и в течение 16 лет обходилось лишь мелким текущим ремонтом. Сейчас разработали смету на 8,5 миллиона тенге, проект составлен по современному дизайну.
– Для нас это не только молельный дом, а духовно-образовательный центр, қара шаңырақ всей Актюбинской области, – отметил главный имам мечети «Нұр Ғасыр». – Согласно проектно-сметной документации, планируем столовую вместе с уборными построить отдельно, во дворе, а на ее месте разместить большую библиотеку в стиле хай-тек.
В нынешнее время имамы каждый день встречаются с людьми разных профессий и статуса. Поэтому не должны ограничиваться чтением Корана, следует быть начитанными, чтобы с каждым вести содержательную беседу. В этом плане могу сказать, что многие из наших служителей являются постоянными читателями областной библиотеки имени Сактагана Баишева.
По словам Амантая Садиева, за месяц он успел побывать в Темирском, Мугалжарском, Уилском и Хобдинском районах. Во время командировок не только посещал местные мечети, но и заходил с местными имамами в музеи и библиотеки.
– Оказалось, не все из наших сотрудников бывали в музее, они с восторгом знакомились с историей, личностями, богатством того или иного края. А в библиотеках собрано немало книг, правда, не все они оцифрованы. Мы хотим оцифровать почти два миллиона книг, ведь самое ценное в библиотеке – не внешний вид, а фонд, – продолжил Амантай Садиев.
Помимо этого, он привел в пример мечеть «Бекет ата» в Алатауском районе города Алматы, где был главным имамом, совмещая учебу. Лет 20 назад бизнесмен Берик Каниев выделил огромную сумму (более полумиллиарда тенге) на ее строительство с условием, чтобы в новой мечети предусмотрели библиотеку. Туда меценат закупил десять компьютеров, интерактивную доску и оставил место для конференц-зала. Половину книжного фонда посвятили религиозной литературе, изданной по линии ДУМК, другую часть занимали книги по истории Казахстана, казахских мыслителей, акынов, писателей, а также труды мировых классиков. Там же работали кружки по английскому языку и IT.
– Эффект был ошеломляющим, – рассказывает главный имам области. – Обыватель привык, что мечеть предназначена для свершения намаза и других религиозных ритуалов. Но это совершенно не так. В старину она была для народа образовательным центром. К примеру, в стенах одной из старейших мечетей найдены не только религиозная литература, но и научная. Так мусульмане прятали религиозную литературу от атеистической советской власти.
Однако главный имам признался, что пока нет источников финансирования, надеется, что найдется щедрый меценат для реализации современного проекта.
5 условий к возведению мечетей
Отдельно Амантай Абдилдаулы затронул тему строительства мечетей в регионе, сказал о социальном статусе и материальном положении имамов. По области сегодня строится 14 мечетей, четыре из них – в областном центре. Некоторые объекты начали возводить еще лет шесть назад, и не могут завершить работы. Помимо этого, в шести мечетях области нет имамов, а некоторые имамы с трудом оплачивают коммунальные услуги. Тот, кто готов выделить немалые средства на стройку, даже не думает, кто там будет имамом и как будут содержать потом дом Аллаха.
– Многие считают, что от строительства мечети они получат сауап. Таким правоверным советуем приобрести жилье многодетным семьям или же построить мост, дорогу к аулу. Это ведь тоже сауап. А кто-то строит ради славы. Недавно пришел мужчина и заявил, что у него есть десять миллионов тенге. Ему предложил помочь завершить одну из 14 мечетей, но тот отказался. То есть намерен строить мечеть не ради Аллаха, а для восхваления имени отца или матери. Начнем выдавать земельные участки на эти цели только после того, как запустим минимум пять мечетей, – заявил Амантай Садиев.
В этом плане он выдвинул пять требований к тем, кто намерен воздвигнуть мечеть. Во-первых, после строительства мечети земельный участок перейдет под юрисдикцию Духовного управления мусульман Казахстана. Во-вторых, инициатор получит разрешение, если внесет минимум половину затрат на ее строительство. В-третьих, запрещается объявлять сбор средств через социальные сети в связи с началом строительства.
– Это не говорит о том, что нельзя отказываться от дополнительных средств. Кто-то собрал всего десять процентов от необходимой суммы, а как только зальет фундамент, объявляет сбор денег от населения. Наши предки строили без огласки да и вносили пожертвования без призыва. Поэтому не стоит превращать народное строительство в прошение подаяния для нужд мечети через соцсети, – пояснил Амантай Садиев такое решение.
Четвертый вопрос касается строительства при мечети столовой, библиотеки и дома для имама. Как считает лидер актюбинского духовенства, столовая может покрыть часть расходов содержания мечети. Помимо этого, не решен жилищный вопрос имамов в аулах. И пятое требование – после ввода мечети в строй инициаторы должны содержать ее в течение пяти лет: оплачивать зарплату имама и коммунальные услуги.
– Еще раз повторюсь, земельные участки выдадут, как завершим строительство пяти мечетей из 14 недостроенных. И только в том случае, если инициатор примет пять наших условий, – подчеркнул Амантай Садиев.
Куда уходят пожертвования
– Многие думают, что все мечети Казахстана, как филиалы ДУМК, 30 процентов поступивших пожертвований от правоверных отдают муфтияту. Хочу внести ясность по этому поводу: от нашей области всего шесть мечетей платят взнос, но не 30, а 15 процентов. Остальные 62, наоборот, получают помощь от муфтията. Из 68 мечетей области только у 18 положение стабильное. У остальных 50 затруднения по оплате коммунальных услуг и зарплаты служителям.
В регионе трудится 147 имамов, и по инициативе Верховного муфтия 90 актюбинских имамов получают зарплату в размере 80 тысяч тенге. Все они из глубинки, городские имамы в этот список не входят. Дополнительно им выплачивается по 70 тысяч тенге через биржу труда, – пояснил главный имам области.
По его словам, 47% актюбинского духовенства имеет высшее образование, 30% – среднее специальное, остальные окончили курсы. Многие сильные актюбинские специалисты трудятся в Астане, Алматы, других крупных городах.
– Молодежь, получив религиозное образование, не спешит в аулы, стремится работать в тепличных условиях. Поэтому нам стоит также работать над поднятием имиджа имама, – заключил имам-представитель ДУМК по Актюбинской области Амантай Садиев.
Абат КАРАТАЕВ
Фото из архива «АВ»