Любить, принимать, понимать, помогать. Вот заповеди, которым мы — родители, педагоги, психологи, инспекторы ИДН — должны следовать. Но довольно часто мы видим обратную картину, — считает психолог кабинета психологической культуры Ирина Демченко.
— Ко мне обратилась сводная сестра 12-летнего Омара. Она рассказала, что подросток не желает ходить в школу.
Семья благополучная. Все в мальчике души не чают, ни в чем ему не отказывают. А в школе конфликты. Учитель постоянно жалуется. Отец мальчика, испробовав все меры, перешел на побои, а Омар, в свою очередь, стал сбегать из дома.
Родители мальчика решили посещать уроки вместе с сыном. В их присутствии сын чувствовал себя увереннее, но стоило им перестать ходить на занятия, как Омар после школы либо не идет домой, либо возвращается агрессивным.
В конце концов педагог стала требовать перевести ученика в другую школу. Где же педагогический принцип: не обвинять, не игнорировать, не позволять себе видеть ситуацию однобоко, не унижать, не ставить, наконец, ультиматумы? Кстати, это касается не только педагогов, но и родителей.
— Омара я очень люблю, я его вырастил. Что же мне делать, ведь мы взяли его из детдома? И переехать не могу, и бить сына жалко, — чуть не плакал доведенный до отчаяния с подачи педагогов 60-летний отец.
Кто в данной ситуации нарушил права ребенка? Ведь педагог знала, что мальчик приемный. Она только усугубила ситуацию, поручив его одноклассникам следить за ним, снимать и записывать каждый его шаг на сотовый телефон. Вы бы после такого хотели ходить в школу?
К сожалению, подобные факты происходят сплошь и рядом.
На консультациях я занимаюсь с детьми, учу их саморегуляции, самоконтролю и сдержанности, советую не вступать в конфликтный диалог. А родителям и педагогам хочется пожелать — не увязайте в критических замечаниях, не переходите на «личности».
Помните! Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если его высмеивают, он становится замкнутым. Если растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть. Не заставляйте ребенка считать, что ошибки, сделанные им, — это преступление. Дети не должны думать, что ни на что не пригодны.