На войне Иван Татаров был военным летчиком. Ему довелось сидеть за штурвалом скоростных бомбардировщиков, штурмовиков ИЛ-2, наводивших страх на врага.
Сначала ветеран отказывался рассказывать о себе, прошедших военных годах.
— Моя фронтовая история неинтересна, — отнекивался Иван Поликарпович. Но, в конце концов, ветеран уступил настойчивым просьбам.
Его военная история началась в марте 1941 года.
19-летнего паренька направили в актюбинскую школу летчиков. Из 12-ти молодых актюбинцев комиссию прошли всего двое, в том числе и он.
До мая новобранцев обучали теории, а потом посадили за штурвалы. Окончил школу Иван Поликарпович в августе 41-го. Молодые летчики ждали, что их отправят на фронт, но их группу направили в училище летчиков в Чкалов, нынешний Оренбург.
— В Чкалове мы учились летать на скоростном бомбардировщике, развивающем скорость до 360 км в час. В 1942 году пересели на ИЛ-2. Этот штурмовик был страшен для немцев, — рассказывает ветеран.
По словам актюбинца, в декабре 1942 года в училище приехали военные для отбора курсантов на фронт. Им нужны были 200 человек. Тогда, вспоминает он, положение наших войск под Москвой было крайне тяжелым.
— Все просились на фронт, даже умоляли: «Отправьте!». Но в число отобранной группы меня не включили. Несколько раз писал рапорты с просьбой отправить на фронт. Их отклоняли, и на каждый свой запрос получал по гаупт-вахте. Потом вызвали и строго выговорили, мол, командованию виднее: будет необходимость, пошлем на фронт, — с горечью вспоминает ветеран.
Через время отряд, в том числе и Татарова, перебросили в училище в Татарстан. А оттуда — в Омское училище бомбардировочной авиации.
— Я не знаю, кому было нужно так манипулировать нами, переводить из одного училища в другое. В Омске мы попали в эскадрилью, где летали на самолете Петлякова-2 (П-2). Новый двухмоторный самолет с 19-ю огневыми точками был мощным. Все рвались на фронт, хотели участвовать в боевых действиях. А нас все обучали, — продолжает фронтовик.
В Красноярске, куда молодых летчиков перевели дальше, они осваивали истребители ЯК-3. Немало друзей похоронил Татаров за время обучения.
— Мы летали на отремонтированных самолетах. Новую технику ведь отправляли в действующую армию. А на старых-то что: летали и разбивались. У одного парня из Актюбинска во время полета самолет вошел в штопор. Он выпрыгнул с парашютом, но хвостовым оперением ему перебило ногу. Его комиссовали. О его дальнейшей судьбе ничего не знаю, да и фамилии его уже не помню, — сокрушается актюбинец.
Наконец за 3-4 месяца до окончания войны Татарова и еще четверых летчиков Красноярского училища направили на фронт в полк, который дислоцировался на границе с Германией. Иван Поликарпович переобучал летчиков-фронтовиков. Там же ветеран встретил Победу.
— Мы думали, что нас теперь отправят на войну с Японией, но этого не произошло. Демобилизовался я в августе 46-го в звании старшего лейтенанта, — отмечает Татаров.
Вернувшись в Актюбинск, Иван Поликарпович стал заведующим сектором обкома комсомола. Работал директором первой станции техобслуживания автомобилей, инженером. В мирное время ветерану лишь раз удалось сесть за штурвал – при прохождении переподготовки летчиков запаса в 1954 году.
— Как видите, я не участвовал в боевых действиях. Зато учил тех, кто летал на боевые задания. Видимо, считали, что мои знания были нужнее. Обидно, что даже пистолета и автомата в руках не держал. Писать нужно о тех, кто прошел всю войну с автоматами, — считает фронтовик.
Баян САРИЕВА