Колонна актюбинских байкеров подъехала к мемориалу Славы поклониться Вечному огню и почтить память тех, кто о них не имел представления.
Мало кто знает об истории, субкультуре байкеров и теперь. Откуда взялись эти люди на мотоциклах? Как появились в городе, имеющем собственные традиции? Традиции, обусловленные логикой развития мощной индустриальной и многонациональной республики.
В 1977-м году издательство «Жалын» выпустило книжку казахстанца Валерия Буренкова «Отчаянный гонщик». Она была популярна в 70-80-е годы прошлого столетия. В Актюбинске и тогда мотоцикл не был редкостью. Не был мерилом статусности или крутизны. Это появится позже. Мотоцикл был рабочей машиной. Мальчик, не сидевший в седле, не отжимавший сцепления, не чувствовал себя мальчиком вполне. А уж поковыряться в моторе…
Позже появится слово «кастомизация». Изменение традиции сродни изменению менталитета. Отчаянные гонщики-кроссмены ушли из города, оставив его мототуристам.
Ангелы дорог
Angels of the roads – так называют кроссовики, спортивные байки из кевлара и стеклопластика. Секция автомотоспорта возникла в Актюбинске в 1995-м году. До этого в городе существовало десять команд. В сезон на трассу выходило до пятидесяти машин. Ездоки осваивали Всесоюзную вторую лигу. Большие заводы держали свои «конюшни» при командах: СТК «Луч» (рентгензавод), «Сельмаш» и «ДОСААФ». Два гонщика из Актюбинска входили в сборную СССР: сельмашевец Михаил Камиев и Михаил Федорец (рентгензавод). В 1995-м город в последний раз отправил своих кроссменов гоняться в Москву. Потом заводы остановились. Но в первой половине 1990-х к Александру Пашкевичу, который сумел сохранить от разорения Городскую станцию юных техников (впоследствии ГЦТТ), стали приходить люди из породы жизнерадостных долбаков в возрасте от 20 до 25 лет. Жизнерадостные только что отслужили и мотались в поисках работы. Рукава кожаных курток обтягивали их бицепсы до звона. Пашкевич брал всех своих бывших. Экс-юные техники становились педагогами дополнительного образования.
В 1995-м педагоги, которым картинг стал скучен и тесен, озаботились идеей мото. Желание совпало с везением. Тогда в боксах Охотпромхоза стояли четыре Хонды, один Кавасаки, три Судзуки и один Чезет. Все это добро директор охотпромхоза отдал педагогам Дмитрию Литвишкину, Владимиру Коннову, Александру Миронюкову, Александру Кулыгину. Но с условием: пусть ездят, сколько хотят, но как только потребуется, пусть придут и помогут планово ловить сайгаков. Педагоги согласились: ездили, сколько хотели, и изредка ловили степных антилоп. Халява закончилась в 1998-м.
Головное предприятие отозвало машины в Алматы и там пустило с молотка. Местные гонщики остались безлошадными. Пришлось выкручиваться, приспосабливаться и снова собирать ангелов. Среди них Хонда была самой внесезонной и внедорожной, оттого внеконкурентной.
Кросс – не самый скоростной вид мотоспорта. Спортивный байк выжимает максимум 130 км/ч. Хонда на пятой передаче дает 135, но ни одна трасса не позволит ей выдать все, на что она способна. Трасса – диктатор. Трасса позволяет мотоциклисту даже на самом лучшем байке скорость не большую, чем 65км/ч, и не меньшую, чем 45км/ч. Мощность кроссовика – 80 лошадиных сил. Эти восемьдесят мотоциклист держит на дорожке своими руками. Трасса, как дыба, выворачивает гонщику суставы на каждом хорошем подъеме и спуске. Поэтому мотокросс – это в первую очередь сила и выносливость.
Самой коварной трассой постсоветского пространства до сих пор называют Лисаковскую (Костанайская область). Там есть трамплины, которые считаются непроходимыми. Актюбинец Владимир Коннов был одним из первых гонщиков, кто сумел проехать эту трассу от начала до конца.
Степные волки
Первое байкерское объединение Актюбинска брутально называлось «Мастодонты». Членом его был Виталий Петренко. Один из отцов-основателей теперешнего городского мотодвижа. Лет десять назад не без его участия в городе появился мотоклуб. К ГЦТТ он отношения уже никакого не имел. После его смерти от клуба отошла группа, которая назовет себя Ассоциацией вольных байкеров города Актобе. Тех, кто обособился от нее, в том числе Вячеслав Гаранькин, возглавит Асхат Тюлигенов. Так будет до тех пор, пока председатель не попадет в ДТП на портовской трассе. Байкеры покидают этот мир на скорости. Она – основная причина их гибели. Факт.
Когда погиб Асхат, какая-то местная газета назвала клуб «Степными волками». На председательское место сел Петр Кынев. Потом актюбинские мотоциклисты вступят в клуб «Wheel Brothers» – «Колесное братство». Через шесть лет «Steppe Wolves» покинут его полным составом, оставив братству Петра Кынева. Сейчас в клубе состоит всего три человека. Президентствует в нем Гаранькин, в миру – слесарь по ремонту металлургической аппаратуры. Все знают друг друга десять лет и пока катаются втроем. Катаются на японцах: Хонде, Ямахе и Судзуки. На спортивных японцах ездят мотоциклисты из «Ночной фурии». Еще одной организации, отколовшейся от мотоклуба Петренко, собственно, уже от «Степных волков». У них нет положения, что если человек ушел из клуба, значит, связь с ним рвется. Бывшие одноклубники часто созваниваются.
Сейчас в Актобе работает три зарегистрированных байкерских мотоорганизации: клуб «Steppe Wolves» («Степные волки»), ассоциация «Night Fury» («Ночные фурии») и Ассоциация вольных байкеров города Актобе. Есть еще объединение «М Bikers» («Байкеры М»). В свое время его участники собирались у торгового центра Меga (ныне Keruenсity). Есть группа в WhatsApp «Мотостарики», куда Вячеслав тоже входит в силу своего возраста и опыта. По его словам, все байк-клубы в мире завязаны на американскую традицию. Но казахстанские по сравнению с другими более американизированы, потому названия пишут исключительно на латинице.
У Вячеслава крузер «Honda BТ Х». Это туристический мотоцикл, созданный для длинных дистанций. Запчасти для него заказываются либо через Россию, либо через США напрямую. Содержание байка – это, конечно, деньги. Но если человек хочет стать членом клуба, ему необязательно иметь дорогую машину. Главное, обладание мотоциклом, права и желание быть в клубе. Без наличия прав категории «А» в клуб не принимают. Байкеры в Казахстане, несмотря на антураж, дисциплинированные люди.
Собственной ремонтной базы в Актобе у «Steppe Wolves» нет. Если мотоциклисты что-то могут делать сами, делают. Есть еще городская централизованная мастерская «Два колеса», которая занимается ремонтом мотоциклов, снегоходов и прочего подобного хозяйства.
Байкеры отличаются от кроссменов. Во-первых, целеполаганием, отсюда, во-вторых, разным классом мотоциклов. Кроссовики созданы для бездорожья, перекрестных гонок, прыжков с трамплина. Машины сконструированы таким образом, чтобы выдерживать ударные нагрузки. Их резина рассчитана на грязь, слякоть, песок, щебень – на все дороги, кроме ровной. А тяжелый крузер, тяжелый чоппер предназначен для комфортной езды на большие расстояния.
Кожаная косуха
Из Актобе постепенно уходит эта субкультура – техническая, мужская, инженерная, которая требует мозгов и рук. Отремонтировать японскую технику – занятие, требующее определенного уровня интеллекта. Современный мотоцикл нафарширован электроникой. Например, обновленная версия «Honda Gold Wing» 2023 года выпуска оснащена кондиционером. В современных машинах есть подогрев сиденья с кучей датчиков. Если один из них вылетит в дороге – байк встанет. Раньше в Казахстане любой мотоцикл работал с утра как кондиционер, вечером как микроволновка. И ничего – двигался. Такой климат. Стабильно каждый год ребята ездят в Орск, Оренбург. Если Волки разгружены и совпадают в отпусках, то делают набеги на Башкирию и Татарстан.
В разговоре Гаранькин обязательно возвращается к мотобратству. Не к конкретному объединению, а к понятию. Все клубы, существующие в Казахстане и России, – мотобратья. Мотоорганизация — это, если путешественник просто едет, ему по негласному уставу обязаны оказать помощь. Как байкер, который придерживается воли, Вячеслав не признает политику. Байкеры всегда были изгоями в обществе. О политике «Степные волки» принципиально не говорят. В клубе это запрещенная тема.
По словам Вячеслава, нет такого города, где не было бы мотоассоциации или мотоклуба. Утверждение неподтвержденное, тем не менее байкерское мотодвижение все больше и больше набирает обороты. Оно порядка 15 лет как вышло из тени. Когда советские мотоциклы отошли в сторону, появились новые иностранные марки и клубные интересы. На территорию Казахстана зашли клубы США. Например, в Астане обосновался «Bandidos». Это американский клуб, членами которого уже являются казахстанцы.
Чем еще характерны байкеры? Пристрастием к року и панк-року. Те же «Ночные волки» занимались тем, что охраняли рок-концерты и, чтобы не выделяться из толпы, носили кожаные штаны и косухи. На начало 90-х это был устоявшийся рокерский прикид. Один из любимых фестивалей Вячеслава — «Орк-рок», который проходит в Орске. Гаранькин каждый год туда выезжает, старается не пропускать.
О чем еще можно сказать? О легендарных косухах – главной детали байкерского туалета. Раньше раздобыть косуху было счастьем нево-
образимым. Первую такую куртку Гаранькин увидел в 97-м, когда учился в лицее. Знакомый привез ее из Питера: купил в первых секонд-хэндах. Изначально эти куртки разрабатывались для испанских летчиков, они имитируют шинель. В косухах есть двойной заворот, он позволяет не пропускать ветер. Это о войне. О памяти. «Степные волки» чтят историю. Два деда Вячеслава воевали. Оба были военные летчики. Один пропал без вести. Гаранькин считает, что забывать историю чревато. Она циклична, неизвестно, на какой круг вынесет в очередной раз. Нельзя не знать своей истории. Потому преклонение Вечному огню – традиция местных байкеров.
Олег ВАШАЕВ