Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Нефтяные магистрали

Недавно АО «КазТрансОйл» организовало пресс-тур по объектам Западного филиала. В нем участвовал и корреспондент «АВ», который сегодня делится своими впечатлениями об увиденном. Журналисты из разных регионов страны побывали на Атырауской и Мангыстауской нефтеперекачивающих станциях, а также на уникальном водоводе «Астрахань — Мангыстау».

Под контролем
Западный филиал компании — один из крупных в системе АО «КазТрансОйл». Его главные задачи — транспортировать нефть с месторождений Западного Казахстана, в том числе и Актюбинской области на Атырауский нефтеперерабатывающий завод и на экспорт по магистральным нефтепроводам к морскому порту Актау, поставлять техническую и питьевую воду на промышленные предприятия и населению Атырауской и Мангыстауской областей. Эти многотрудные задачи выполняет коллектив более чем в пять тысяч человек. Дойти нефти до конечного пункта способствуют 28 перекачивающих насосных станций. По столь сложной нефтемагистрали в прошлом году было поставлено свыше 36 миллионов тонн нефти, а в этом году западноказахстанцы собираются транспортировать на миллион тонн больше.
История нефтеперевалочных станций в Мангыстауской области берет начало с середины шестидесятых годов, когда на полуострове Мангышлак началось освоение нефтяных месторождений. Тогда и был спроектирован уникальный по техническому решению нефтепровод «Узень-Гурьев-Куйбышев». Подобных сооружений тогда в практике не было. Первая очередь нефтепровода «Узень-Гурьев» была сдана в эксплуатацию в августе 1969 года. Эта дата и стала днем рождения крупнейшей ныне нефтеперекачивающей станции «Атырау».
Уникальность этого сооружения в том, что оно перекачивает высокопарафинистую нефть, поэтому по всей магистрали через определенные расстояния возведены пункты подогрева, которые обеспечивают нефти постоянный температурный режим. Сегодня это большое предприятие, в его активе резервуарный парк объемом 230 тысяч кубических метров, пункт подогрева нефти, две сливо-наливные железнодорожные эстакады, шесть насосных станций.
По словам директора Западного филиала АО «Каз-ТрансОйл» Фердината Мамонова, в его структурных подразделениях большое внимание уделяется производству прогрессивных технологий, международных стандартов качества и информационной безопасности.
Надежность и безаварийность эксплуатации нефтепровода обеспечиваются благодаря использованию автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления SCADA, а также действующих систем промышленной безопасности, линейной телемеханики.
Побывав на нефтеперекачивающих станциях, убеждаешься в правоте этих слов. И на НПС «Атырау», и на головной НПС в Актау царят порядок, чистота, организованность. Никакой суеты, каждый занимается своим делом. Дежурный в диспетчерской на мониторе компьютера следит за состоянием дел на участках. Все под  контролем.

Уголовная
ответственность
за кражу нефти
Правда, иногда эту идиллию нарушают любители легкой наживы, время от времени врезаясь в магистраль. Раньше такие врезания были настоящим бичом компании. Только в 2009 году на нефтепроводах Западного филиала было зафиксировано 118 таких случаев. Однако умерить их пыл все же удалось. И главным образом благодаря тому, что были внесены изменения и дополнения в закон о нефти и ее транспортировке. Отныне предусмотрена уголовная ответственность за хищение нефти и нефтепродуктов. В 2010 году было совершено 97 несанкционированных врезок на нефтепроводах Западного филиала, 65 из них пришлись на участок, обслуживающийся Актюбинским нефтепроводным управлением. В этом году картина в корне изменилась: в регионе зафиксирована лишь одна врезка. Стабилизации ситуации с незаконными врезками способствовало и внедрение систем охраны нефтепроводов и обнаружения утечек нефти.
Фердинат Мамонов, видя на встрече живой интерес журналистов к методам хищения нефти, сказал:
— Если вам действительно интересно, как орудуют похитители, то я распоряжусь, и вам продемонстрируют, как это делается.
Два дня спустя на учебном участке головной НПС «Актау»  нам действительно показали, как производятся несанкционированные врезки. Теперь нарушители пользуются современными методами. Оказывается, необходимое для того оборудование можно спокойно приобрести на любом базаре. Но, вероятнее всего, все это со временем останется в истории.

Артерия жизни
Интересной для журналистов стала и поездка к западной границе Казахстана, где берет начало водопровод протяженностью 2 148 километров. Это настоящая водная артерия, которая питает влагой промышленные предприятия и дает жизнь населенным пунктам на всем длинном пути от села Кигач Атырауской области до поселка Бейнеу Мангыстауской, в том числе таких густонаселенных городов, как Кульсары (70 тысяч), Жанаозен (120 тысяч человек), поселок Бейнеу (45 тысяч) и другие.
Говорят, худа без добра не бывает. В свое время, когда собирались проектировать водовод, Правительство Казахской ССР попросило у Российской Федерации выделить кусочек земли для строительства этого сооружения. Но россияне отказали, и пришлось довольствоваться небольшим участком у реки Кигач (протока Волги), которая относилась к Казахстану. Будь по-другому, сегодня возникли бы большие проблемы. Насосная станция оказалась бы российской, и пришлось бы платить аренду за ее эксплуатацию.
Сегодня фактическая мощность водопровода — 95 тысяч кубических метров в сутки, однако его проектная мощность — 260 тысяч кубометров  в сутки. Сейчас идет корректировка технико-экономического обоснования на реконструкцию и расширение водовода «Астрахань-Мангышлак» до проектной мощности. Речь идет о водоснабжении дополнительно города Форт-Шевченко, поселков Баутино, Аташ, Шетпе и других населенных пунктов на участке строящейся железнодорожной линии «Узень — граница Туркменистана».
Линейная производственная диспетчерская станция «Кигач» выдерживает все параметры качества поставляемой воды. Постоянно проводятся научно-исследовательские работы в области контроля качества воды.

Совершенству
нет предела
Западный филиал АО «КазТрансОйл» стабильно наращивает объемы транспортировки нефти. С вводом в эксплуатацию нефтепровода «Кенкияк-Атырау» и планами КТО по реверсу нефтепровода «Кенкияк-Атырау» технологические процессы транспортировки нефти Западного и Восточного филиалов образуют единый технологический процесс, что влечет за собой необходимость решения задач диспетчеризации и управления в рамках объединенной сети нефтепроводов АО «КазТрансОйл». В связи с этим планируется последовательная модернизация в период с 2012 по 2016 годы существующей иерархической системы диспетчерского контроля и управления, включая модернизацию систем безопасности станционных объектов. Будут созданы два основных диспетчерских пункта — в Атырау и Павлодаре, и резервный — в Астане. Словом, совершенствованию нет предела.
Муапих БАРАНКУЛОВ
Актобе — Атырау — Актау — Актобе

Колонка "Взгляд"