На сегодняшний день в Республике Казахстан успешно введены альтернативные способы разрешения конфликтов. Были приняты законы «О медиации», «Об арбитраже», в 2015 году была принята новая редакция Гражданского процессуального кодекса.
Термин «альтернативные способы разрешения конфликтов» означает, что данные способы применяются в качестве альтернативы традиционному судебному разбирательству. Они представляют преимущество как для граждан, так и для самой судебной системы.
Во-первых, разрешение конфликтов путем примирения помогает гражданам сэкономить расходы на судебных разбирательствах, а также принять решение, которое устроит обе стороны спора.
Во-вторых, оно снимает нагрузку с судебной системы, позволяя людям самим разрешить возникшие конфликты.
Одним из самых распространенных видов альтернативных способов разрешения конфликтов является медиация. Медиация происходит от латинского слова «mediare», которое означает «посредничество». Аналогом этого слова является «примирение». Процесс медиации направлен на снижение уровня конфликтности сторон и подразумевает разрешение споров посредством выработки сторонами соглашения о примирении. Посредником в медиации выступает третья сторона, соблюдающая нейтралитет, – медиатор.
Медиатором является независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе. В 2011 году был принят Закон РК «О медиации», который законодательно закрепил медиацию в Республике Казахстан. В июле 2012 года вышла статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», в которой Лидер нации дал поручение Правительству до конца 2012 года обеспечить принятие подзаконной правовой базы, нацеленной на развитие института медиации.
С этого момента примирительные процедуры стали широко применяться и пропагандироваться. Стоит отметить, что традиция примирения не является новшеством и уходит своими корнями в обычное право казахов. Исторически роль примирителей в Казахском ханстве исполняли бии и кази.
Юридически роль бия мог выполнять любой общинник, человек, пользующийся уважением среди соплеменников, который обладал красноречием и знанием свода законов «Жеты жаргы», традиционного права адат и норм шариата. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, который мог отменить решение бия. Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных людей, но и всех желающих.
В случае же, если стороны соглашались на процедуру примирения, то в качестве примирителя также выступал бий.
Таким образом, бий совмещал в себе не только функции судьи, но и функции примирителя. Исторически представители судебной власти в Казахстане выступали и в роли примирителей. Поэтому вполне закономерным развитием института медиации в нашей стране видится внедрение судебной медиации.
Что же такое судебная медиация? Судебная медиация представляет собой одну из форм инкорпорированной медиации, то есть медиации, совмещенной с судебным процессом. Характерной чертой инкорпорированной медиации является добровольность и бесплатность. Процесс примирения в этой форме медиации является частью судебной системы, а процедура примирения — одним из этапов гражданского процесса.
Инкорпорированная медиация широко применяется в развитых зарубежных странах — Германии, Японии, Швеции, Финляндии и т.д.
Медиаторами в судебной медиации выступают сами судьи.
Так, согласно внесенным в 2015 году изменениям в Закон РК «О медиации» судьи при проведении примирительных процедур в суде осуществляют деятельность медиатора на непрофессиональной основе. При этом судьи в отставке могут осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе.
В недавнем Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил необходимость обеспечить работу по имплементации лучших практик и рекомендаций стран ОЭСР.
Стоит отметить, что отечественное законодательство в сфере медиации следует самому прогрессивному международному опыту. К таковому можно отнести и внедрение судебной медиации. Авангардом в системе судебной медиации является немецкая модель судебной медиации, опыт которой учитывался при внедрении судебной медиации в Казахстане.
В 2012 году в Германии был принят Закон «О поддержке медиации и других процедур внесудебного урегулирования конфликтов», которым была закреплена практика проведения судьями медиации. Хотя сама судебная медиация практиковалась немецкими судьями ранее и доказала свою эффективность.
В настоящее время в Германии судебная медиация применяется не только в общих, но и в специализированных судах (например, социальных, трудовых, административных).
В принятом в 2015 году Гражданском процессуальном кодексе особое место отводится примирительным процедурам, им посвящена глава 17. В данном кодексе отмечается, что суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса.
При этом в кодексе выделяется три вида примирения: путем заключения сторонами мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора в порядке медиации или соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.
В законе «О медиации» указывается, что медиация проводится с целью достижения варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны. Эта цель выражается в том, что именно стороны принимают итоговое решение в результате переговоров, подписывают достигнутое соглашение.
Ходатайство об урегулировании спора в порядке медиации может быть заявлено сторонами в любой момент, до удаления суда в совещательную комнату в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций. При заявлении ходатайства о проведении медиации судьей первой или апелляционной инстанции суд вправе приостановить производство по делу на срок не более десяти рабочих дней. Судья, который проводит медиацию, назначает день проведения медиации и извещает стороны о времени и месте ее проведения.
Следует отметить, что медиация имеет ряд преимуществ перед традиционным судебным процессом. Во-первых, медиация закрепляется совместным решением, а значит, в отличие от судебного разбирательства результат будет устраивать обе стороны. Во-вторых, рассмотрение спора в рамках медиации позволит сократить существенно расходы на судебные издержки.
В настоящее время можно отметить увеличение количества дел, разрешаемых путем медиации. Так, к примеру, по данным статистики Верховного суда Республики Казахстан, в первом полугодии 2016 года 4 106 гражданских дел окончены с заключением мирового соглашения, 8 601 дело окончено с заключением медиативных соглашений и 253 дела окончены в порядке партисипативной процедуры.
Партисипативная процедура представляет собой еще одно нововведение Гражданского процессуального кодекса. Она проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон.
Несмотря на новизну, данная процедура постепенно набирает популярность среди населения, что свидетельствует о позитивном эффекте проводимых законодательством реформ.
Повышение доверия населения к медиации позволяет сделать вывод о больших перспективах ее развития в Республике Казахстан. Однако, к сожалению, несмотря на широкое освещение в средствах массовой информации, многие граждане имеют слабое представление о медиации. Поэтому важное значение играет информированность людей, а также разъяснение ее сути.
Судебная медиация, безусловно, — позитивное новшество отечественного законодательства. Но лучшим вариантом решения конфликта для самих сторон является примирение еще на стадии, предшествующей самому судебному процессу.
Следует помнить, что главным элементом здорового общества является, в первую очередь, примирение людей и снижение уровня конфликтности.
Именно это и является основной целью и задачей медиации.
Мухтар ТОЙБАЗАР, судья специализированного административного суда г. Актобе.