Мавзолей времен Золотой Орды теряет свою историческую ценность, высказал обеспокоенность «Актюбинскому вестнику» кандидат исторических наук Арман Бисембаев. За короткое время вокруг уникального памятника появились десятки новых захоронений.
Некрополь находится в двенадцати километрах от поселка Талдысай Кобдинского района. Осенью 2006 года он был отреставрирован. Восстановление в рамках госпрограммы «Мәдени мұра» обошлось бюджету в более чем 35 миллионов тенге. Ученые и ремесленники кропотливо работали над ним в течение трех лет.
— Талдысайцы испортили Абат-Байтак, прекрасный памятник истории. Я их не виню, в этом слабость местных властей, не проводивших разъяснительную работу с населением. Сегодня сфотографировать исторический памятник без фона из современных могил невозможно. Они воткнулись под самые стены памятника мировой культуры, — обращает внимание общественности на неожиданно возникшую проблему научный сотрудник историко-краеведческого музея Актюбинской области Арман Бисембаев.
— Никто же не устраивает могилы, к примеру, возле мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Подобный факт говорит об отсутствии культуры у местных жителей. Дай волю, внутрь мавзолея занесут своего деда, завещавшего такое. Этот памятник — марка нашей области, страны. Его много лет пытались внести в список ЮНЕСКО. Теперь с белыми пятнами силикатного кирпича вокруг это становится невозможным, и ничего не изменить. Ситуация вышла из-под контроля сельского и районного акиматов, — с большим сожалением констатирует ученый.
— В 2004-2005 годах алматинские и актюбинские ученые работали внутри мавзолея. Легенда связывает его с сыном Асана Кайгы, хотя факты говорят и о другом. Внутри мавзолея исследовано несколько захоронений, содержащих в себе одновременно черты ислама и язычества. К примеру, покойники ориентированы в сторону Мекки, как и сейчас, но они облачены в повседневную одежду, что присуще язычеству. В одном из главных захоронений обнаружено железное навершие дервишского посоха, аса-таяка. В могилах присутствуют обломки деревянных гробовищ, с крупными коваными железными гвоздями. Абсолютный двойник Абат-Байтака находится в Челябинской области. Российский аналог был отреставрирован еще в советские времена, с тех пор рядом не появилось ни одной новой могилы, хотя и там проживают казахи, — добавил Бисембаев.
Жанат СИСЕКЕНОВА