Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Нескорая почта

Все знают, насколько важны новости в наш информационно насыщенный век.

И по-прежнему далеко не последнее место на медиа-рынке занимает

печатное слово. Как быстро доходит оно в районы области

и в глубинку?

О проблемах доставки и почтовой связи -наша Главная тема.

 

 

Газеты в село не спешат

Алга

— Как и в другие села Алгинского района, газеты и журналы в Сарыхобдинский сельский округ доставляются попутным транспортом, — сообщил нам аким округа Жаслан Умбеткулов. — В нашем случае это машина «скорой помощи», водителю которой почта оплачивает наличными за каждый рейс. Забираем мы корреспонденцию с районной почты один раз в неделю, чаще в пятницу. К нашему читателю газеты попадают с опозданием. Номера «Актюбинского вестника» и «Ақтөбе» за вторник получают почти с недельным опозданием, а четверговый номер — через два-три дня после выхода в свет.

 

Бадамша

 

Аким Алимбетовского сельского округа Каргалинского района Жолдас Карагулов уверен, что почтовая служба в глубинке просто необходима. Но методы работы ей пора менять, причем кардинально и как можно быстрее.

— Газета, которая вышла в четверг, дойдет до центра округа — села Алимбет — в понедельник. В отделения Бугумбай, Шандыаша и Кызылсай, естественно, намного позже. Мы — самый отдаленный округ района: от Бадамши до Кызылсая 92 километра, — констатирует Жолдас Карагулов.

Он рассказал, что газеты и журналы из райцентра передают через автобус, затем почтальон Даметкен Байдекенова разносит периодику землякам. Учителя и работающие предпочитают аналитические серьезные издания, другие — «легкое» российское чтиво.

Работу «Казпочты» нельзя умалять ни в коей мере. Хотя бы потому, что ни один банк второго уровня, учитывая реалии дня и низкую платежеспособность нашего населения, не придет к нам, в глубинку. Именно этой компании делегированы в настоящее время все финансовые операции. Если бы не было этой службы, нам пришлось бы лишь из-за одной госпошлины специально ехать в райцентр.

Но мне хотелось бы, чтобы руководство «Казпочты» обратило внимание на условия работы своих людей. В частности, наша почтовая служба держится на голом энтузиазме Даметкен Акатаевны. Женщина трудится даже не на полставки, между тем она обслуживает довольно-таки большой участок. 240 дворов Алимбета расположены на большом расстоянии друг от друга. В день выдачи пенсии вообще работает без перерыва. Хорошо что хоть руководство АОДТ АО «Қазақтелеком» «приютило» отделение почты.

Я думал, что служба нуждается в помощи государства, но компания монопольная. Дело, скорее всего, в самой организации работы.

 

Иргиз

 

Раз в неделю газеты мы получаем точно. Бывает и раньше, в зависимости от того, как часто едут в райцентр аким района или директор школы. Обычно почта доставляется их транспортом. Наши земляки выписывают много печатных изданий на казахском языке. В основном газеты, а это оперативная информация, поэтому хотелось бы получать их так же оперативно, а то мы плетемся в хвосте событий.

Сказать, что газеты доставляются в строго определенное время, не могу, потому что сама почта корреспонденции не доставляет, а довозят ее попутно.

Задагуль КУБАЕВА,

делопроизводитель Кумтогайской

средней школы

 

Кандыагаш

 

Когда я связался с почтовым отделением в городе Эмбе, его начальник Дурия Темиргалиева сказала, что у них дело налажено четко и газеты доставляются свое-временно.

Меня это удивило, ведь Эмба — один из отдаленных регионов области, и доставка почты, по логике, должна быть затруднена. Все объяснила Дурия Болекбаевна:

— Мы получаем газеты и журналы поездом, поэтому они поступают к нам уже на следующее утро. Хоть мы и не являемся районным центром, но выполняем роль центральной почты, доставляя корреспонденцию во все населенные пункты бывшего Эмбенского района.

У нас есть договора с таксистами, которые забирают почту как попутный груз. У них открыты счета, на которые филиал компании «Казпочта» в Актобе перечисляет им небольшую сумму. Я думаю, читатели довольны такой организацией работы, никаких нареканий не поступает, — рассказала Дурия Темиргалиева.

 

Карауылкелды

 

В один из самых отдаленных районов — Байганинский — оперативно доставить почту помогает железнодорожное сообщение. В районный центр, к примеру, четверговый номер «АВ» прибывает поздно ночью, и читатель может прочесть его уже в пятницу. Так же и жители Ногайты и Жарлы, куда почта также доставляется поездом из Актобе, на следующий день имеют возможность ознакомиться с относительно свежими новостями печатной прессы.

Гораздо проблематичнее доставить подписные издания в села. Жители таких населенных пунктов, как Оймауыт, Дияр, Жаркамыс, Кемерши, получают их только на третий день. В эти села газеты, журналы и прочая корреспонденция доставляются водителями такси или автобусных маршрутов, с которыми районный филиал «Казпочты» заключил договор. Главная проблема, как следует из опросов, в том, что у почтальонов низкая заработная плата.

Кенес КОШАБАЕВ,

редактор районной газеты «Жем-Сағыз»

Кобда

 

С четырех- и даже пятидневным запозданием получают газеты и журналы жители Акраба. Удивительно, учитывая, что это не самый отдаленный поселок Кобдинского района.

Между тем, по словам заместителя акима района Булбул Елеусиновой, акимат читает периодику, к примеру, толстушку «АВ» уже во второй половине четверга, ну максимум, пятничным утром.

— У нас нет проблем с доставкой. Уже в пятницу вечером газеты доставляются во все населенные пункты, — заверила нас замакима.

В то же время жители Акраба, который находится в 100 километрах от райцентра, получают периодику лишь в начале следующей недели — в понедельник и даже вторник.

 

Комсомольское

 

В Айтекебийский район «Казпочта» доставляет корреспонденцию только до райцентра, и то два раза в неделю — в понедельник и пятницу. Заботы по доставке газет и журналов подписчикам из сел переложены на акимов сельских округов.

Вот и получается, что они порой едут в райцентр только за газетами. Когда выехать самим за корреспонденцией нет возможности, на помощь приходят таксисты. Как говорят акимы, им приходится договариваться с ними и оплачивать услуги деньгами или талонами на бензин. О сроках доставки в этом случае приходится беспокоиться в последнюю очередь — лишь бы привезти. Вот и получается, что вторничный номер нашей газеты попадает в райцентр вместе с четверговым выпуском только в пятницу, а жители сел получают наши газеты в основном в выходные дни или к началу следующей недели.

Что касается штатных почтовых работников сельских округов, то как можно выполнять свои функции при зар-плате 5 тысяч тенге в месяц? Именно столько, к примеру, получает начальник почтового отделения в Жамбылском сельском округе.

И последнее, о чем нам сказали жители района, когда мы обзванивали их. Почтовики всегда имели отличительные знаки – форму, почтовые сумки. Сейчас ничего этого нет, как нет авторитета у этой службы среди сельчан.

 

Мартук

 

— Я не из тех, кто привык жаловаться, — говорит госинспектор рыбоохраны Мартукского района Мурат Ахметжанов. — Но так дело не пойдет. Я лично негативно отношусь к работе «Казпочты». С начала этого года вообще не получал районку, на которую подписываюсь ежегодно вот уже много лет подряд. Пришлось обратиться к руководству местного филиала, только после этого газета стала появляться. Но через время опять стали приносить издание раз в две-три недели. Причем предыдущие номера куда-то бесследно пропадают, приносят очередной номер.

Не лучше обстоит дело с областными газетами, говорит наш собеседник.

«Актюбинский вестник», например, ложится на его рабочий стол с опозданием в 2-3 недели. Почтальоны приносят сразу несколько номеров примерно раз-два в месяц.

— Новости — на то и новости, чтобы читать их в день выхода газеты. Предыдущие номера я просматриваю, так как информацию уже получил из других источников, читаю только свежий выпуск. По моему мнению, сотрудники нашей «Казпочты» не болеют душой за свое дело — отработали от 9 до 18, и ладно. И потом — большая текучесть кадров. Люди часто меняются, не успеешь познакомиться с одним почтальоном, как на его месте уже другой. Сейчас мало кто пишет письма, редко отправляются посылки. Из всех услуг «Казпочты» основная доля приходится на доставку газет и журналов. Хотелось бы, чтобы эта услуга была качественной.

 

Уил

 

Как сообщает аким Караойского сельского округа Серик Жумангалиев, в основном почтовая корреспонденция доставляется относительно своевременно, с задержкой в один-два дня. Но это не заслуга почтовиков. Организация доставки от райцентра до населенных пунктов лежит на акимах сельских округов.

— Лично я, — говорит Серик Жумангалиев, — отправляю свою машину или наказываю привезти почту тем, кто в это время едет в райцентр. Сама почта о доставке не проявляет заботу. Не забери корреспонденцию мы — она будет лежать там без движения, — резюмировал аким.

Хромтау

 

Избаскан Акул, аким Никельтауского сельского округа:

— Почтовая корреспонденция, в том числе газеты и журналы, к нам поступает бессистемно. Обычно с оказией. Чаще всего ее доставляю я. Мне, как акиму, приходится чаще других бывать в райцентре, поэтому, уезжая домой, я забираю все газеты и журналы, выписанные моими односельчанами.

Мягко говоря, отношение почтовиков к доставке корреспонденции безалаберное. Они и своих работников не уважают — почтальон в нашем селе получает всего четыре тысячи тенге.

 

Шалкар

 

У нас перед другими районами одно преимущество — вся корреспонденция из Актобе поступает к нам поездом. В кызылординском направлении до Карашока и в сторону Берчогура почта также доставляется поездом. Для нас проблемным является бозойское направление. Бозой — самый отдаленный сельский округ, туда приходится добираться по бездорожью. Кроме как на УАЗе в этом направлении не проехать, а наш транспорт изжил себя и морально, и физически. Поэтому туда мы отправляем почтовую корреспонденцию через таксистов, как попутный груз, естественно, за соответствующую плату. Несмотря на трудности, газеты доставляются два раза в неделю. Обычно в среду и пятницу.

Кроме того, мы получаем почту, предназначенную для Иргизского района, отправляем ее в Иргиз, а также в близлежащие к нам поселки этого района. Могу утверждать, что газеты доставляются к адресатам от силы на пару дней позже их выхода.

Мейрхан Жалниязов,

начальник

районного узла связи

 

Шубаркудук

 

В Темирском районе выписывают свыше 130 наименований областных и республиканских газет и журналов.

По словам руководителя местного отделения «Казпочты» Фариды Ералиной, периодические издания, выходящие в Актобе, к примеру, областные газеты «Ақтөбе» и «Актюбинский вестник», в Шубаркудук прибывают в дни выхода (по вторникам и четвергам) поездом «Актобе-Атырау». Но до конечного потребителя — подписчиков — они доходят по средам и пятницам соответственно.

— Газеты и журналы выходят в разные дни. Поэтому 3-4 раза в неделю мы обеспечиваем их доставку до читателей. Средством доставки служат автомобили акиматов сельских округов. С водителями мы заключаем договоры, согласно которым они обязуются доставлять периодическую печать до сельских отделений связи. В свою очередь оттуда они разносятся непосредственно до каждого подписчика. На данный момент их количество превышает 2 тысячи, — пояснила Фарида Ералина.

 

 

Кто стучится

в дверь

ко мне?

Судя по нашим опросам, картина на местах складывается неоднозначная. Если в райцентры корреспонденция «Казпочтой» доставляется все-таки централизованно, то дальше все зависит от расторопности местных властей.

 

Хотя, по логике, процесс доставки газет до читателя должен происходить при активном участии почтовиков. Тем более что в подписную цену издания заложена стоимость доставки до конечного потребителя, то есть читателя. Причем стоимость немалая. Как сообщили нам в отделе подписки и распространения нашего ТОО, до 30 процентов подписной цены.

За комментариями по всем вопросам, возникшим у нас и наших респондентов, мы обратились к работникам областного филиала АО «Казпочта» — начальнику отдела распространения печати и розницы Тыныштык Молдабергеновой и главному специалисту отдела организации и экспедирования почтовой связи Жамиле Сисеновой. Приводим их обобщенный комментарий.

— Мы стараемся выполнить все взятые на себя обязательства. Доставляем газеты в райцентры пять раз в неделю, в Хромтау даже шесть раз. Ежедневно из Актобе наши автомашины выезжают по пяти кольцевым маршрутам: Хромтау — Карабутак — Айтекеби, Алга, Уил — Кобда, Бадамша, Мартук (сюда раньше отправляли газеты поездом, теперь на автомашине, чтобы они попали в райцентр в день выхода). И отдельно возим газеты в Хазретовку и Родниковку Мартукского района. В остальные районы доставляем периодику поездом. Это Шалкар, Эмба, Кандыагаш, Шубаркудук, Байганин, причем на всех попутных станциях оставляем газеты. Мы сейчас доставляем газеты день в день. Сегодня газета вышла, и в этот же день она уже в райцентре. Конечно, речь идет об областной прессе. Например, в отдаленный Иргиз газеты забирает водитель общественного транспорта. Дорога туда сейчас очень хорошая, поэтому сегодняшний номер газеты вечером уже будет на почте в райцентре, а завтра дома у подписчиков. В аулы газеты попадут на следующий день. Никакой двухнедельной, даже недельной задержки доставки газет быть не может.

— А почему почта оказывает услуги до райцентров, а доставка оплачивается до конца?

— Это не совсем так. Да, треть цены подписки составляют наши услуги, поэтому мы берем на себя все дополнительные расходы по доставке газет до читателя в самом отдаленном селе местным транспортом — будь то такси или маршрутные автобусы.

Во всех районах у нас заключены договоры с водителями. Один или два раза в неделю они забирают ее в села. В договоре оговорена периодичность доставки, сумма оплаты. Деньги перечисляются ежемесячно на лицевой счет водителя. В районных отделениях «Казпочты» у нас лишь по одной машине, и она не успевает развозить газеты. Тем более что есть еще доставка пенсий и пособий. Да, сельские акимы нам помогают, но ведь они тоже заинтересованы в этом.

Теперь о зарплате. Да, заработная плата почтальонов в селах низкая — от 0,25 до 0,4 ставки. Но это из-за маленького объема работы. Ведь в поселках у них только один час работы в день. Пенсию они разносят раз в месяц. Писем сейчас пишут очень мало, газет и журналов выписывается тоже немного. Платить больше мы им просто не можем.

Высказаться о проблемах мы попросили и заместителя директора областного филиала АО «Казпочта» Байрона Утешова:

— Проблемы с доставкой корреспонденции есть, особенно в такие отдаленные села, как Бозой, Шетиргиз, Нура. Если наладится в области авиасообщение, то при наличии финансирования будем доставлять почту самолетами. Есть у нас также проблемы с автотранспортом, оплатой труда. Средняя зарплата в нашем филиале составляет 17 тысяч тенге. Надо сказать, что у нас есть трудности с доставкой газет не только по селам, но и по Актобе, где в новых микрорайонах нет почтовых отделений, проектом не предусмотрены почтовые ящики, везде домофоны — почтальоны не могут попасть в подъезды.

Что касается экипировки почтальонов, то специальные сумки есть у всех в каждом районе. Сейчас мы начали выдавать работникам почты и форменную одежду, некоторым районам уже отправили. Правда, здесь есть один нюанс: после случившегося несколько лет назад в одном из райцентров ограбления почтальона, разносившего пенсию, наши работники в целях безопасности форму не одевают. Почтальонам, кстати, также выдаются нескользящая обувь, электрошокеры для защиты от бродячих собак, велосипеды. На наш взгляд, существующие сегодня схема и график доставки корреспонденции и периодики в районы оптимальны.

 

От редакции:

Складывается впечатление, что отзывы с мест и комментарии почтовиков взяты в разных регионах. Или просто последние не в курсе происходящего.

А зря. Одно дело провести подписку и доставить газеты в срок до райцентра. Важен конечный результат. Читатель должен получить информацию, за которую заплатил деньги, максимально быстро. Самое слабое звено во всей схеме доставки, как мы видим, от райцентров до сел. Впечатление такое, что доставив газеты до райцентров, «Казпочта» «умывает руки», пустив дальнейшую работу на самотек. И возникают новые вопросы. Везде ли есть договоры с таксистами? Почему, если заложены расходы на дополнительную доставку, сельские акимы сами договариваются с водителями?

На наш взгляд, почтовики обязаны не просто владеть ситуацией, а контролировать ее.

 

Над Главной темой работали Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ, Муапих БАРАНКУЛОВ, Ляззат ЕГИБАЕВА, Асия НУРПЕИСОВА, Гульсым НАЗАРБАЕВА, Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"