«Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достижением человечества
Станут когда-нибудь учителя», —
Тамара Сангайло цитирует строчки из стихотворения Роберта Рождественского и признается, что она, простой сельский учитель,
тоже верит в это.
Тридцать с лишним лет Тамара Николаевна посвятила своей профессии.
Она учит детей не только понимать и любить сложный предмет химию, не только передает им свои знания, опыт, но и собственным
примером призывает детей жить и трудиться во имя семьи, родного края.
Рождественский в стихотворении «Школьным учителям» пишет дальше об учителе: «Он будет солнце нести на крыле…». Именно так поступает учитель химии Петропавловской средней школы Каргалинского района Тамара Николаевна Сангайло: несет на крыльях солнце, свет, любовь к жизни и предмету. Ее уважают коллеги, ценит руководство. Но главный показатель высокого профессионализма – это ее ученики, их достижения. И даже не грамоты и призовые места школьников являются свидетельством мастерства педагога, а повышенный интерес детей к предмету. В кабинете Тамары Николаевны «пахнет химией»: на каждом уроке проводятся опыты, эксперименты, здесь учат детей не получать, а добывать знания, сотрудничая с учителем на равных.
— Ребенок приходит в школу, чтобы делать открытия, он хочет восхищаться, удивляться каждый день, узнавая что-то новое, — говорит Тамара Николаевна. — Моя задача – зажечь детей, заинтересовать их своим предметом. Так, как в свое время это делала моя любимая учительница Светлана Васильевна Велинецкая. Я училась в Новомихайловской школе Мартукского района, мы обожали Светлану Васильевну и ее мужа, учителя физики Владимира Дмитриевича, в которого были влюблены буквально все старшеклассницы. Школа научила меня чувству локтя, здесь я провела самые счастливые годы, поэтому решила поступать в пединститут, чтобы как можно дольше прожить атмосферой школы.
Выбор
всей жизни
Тамара Николаевна в 1980 году закончила Уральский педагогический институт имени А.С. Пушкина, с тех пор работает учителем химии. С будущим супругом она познакомилась там же, в Уральске. Виктор Петрович Сангайло преподает биологию. В дружной учительской семье пятеро детей. Старшие получили высшее образование, младшая дочь Ксения заканчивает уральский вуз. Все дети получили специальности, связанные с химией.
В Петропавловской школе, кстати, в одной из немногих сельских школ, функционирует курс «Юный химик», на котором учащиеся занимаются научными исследованиями. Причем записаться на курс могут и пяти-, и шестиклассники, хотя по программе обучение предмету начинается с 8 класса.
— Есть такое понятие в педагогике как пропедевтика – предварительное обучение, ознакомление с основами предмета. По такому принципу я работаю с одаренными, способными детьми среднего звена. В восьмом классе они приходят ко мне уже как единомышленники, увлеченные предметом, — продолжает наставник.
Ее ученики неоднократно становились призерами районных, областных и республиканских олимпиад, конференций. Научной работой дети занимаются с 2000 года, за это время было разработано 20 проектов, 18 из них получили призовые места. Так, в прошлом году выпускница Ирина Титова заняла второе место на областной научно-практической конференции «Дарын». Ее проект назывался «Изготовление мыла в домашних условиях». На этой же конференции свой проект «Растительные индикаторы» представили восьмиклассники.
Нередко выпускники Петропавловской школы выбирают профессию, связанную с химией, что тоже говорит о многом. Например, Ирина Глущенко, Катя Кретова, Аня Саитова, Толя Горобец, Дима Старчиков стали специалистами в этой сфере. Галия Казиева закончила КазНУ имени Аль-Фараби, освоила по гранту специальность «химическая технология органических веществ», сейчас работает на заводе по производству химических реактивов в Атырау.
В глазах ученика – его душа
В свободное время Тамара Николаевна вяжет, вышивает, печет.
— Творческая жилка у меня от мамы, а целеустремленность, упорство в достижении целей – папина черта, девиз которого: «Никогда не останавливайся на достигнутом, иначе придется начинать все с начала», — признается учитель.
Она рассказывает, что в трудные 90-ые, когда зарплата не выплачивалась по полгода, ей приходилось работать на поле, печь на заказ торты, чтобы поднять детей. Вместе с мужем они пережили немало трудностей, но никогда даже не думали изменить своей профессии.
— За все годы педагогической деятельности ни разу не возникала мысль о смене профессии, хотя в сложный экономический период многие коллеги были вынуждены поменять род деятельности. Судьба учителя сложна и интересна. Это учитель вводит детей в огромный мир, полный противоречий, развивает способности ребенка, воспитывает чувства и волю. Настоящий учитель – не просто источник и передатчик информации, не просто хороший человек, но своего рода катализатор увлеченного учения. Когда заходишь в класс — попадаешь под перекрестный огонь детских глаз. У ребят младшего возраста они широко открыты и доверчивы как сверкающие звездочки на небосклоне. Смотришь в глаза ученика и остро чувствуешь его душевное состояние. Мне очень нравится, когда глаза детей светятся счастьем и одухотворенностью от нашей совместной работы. Надо уметь добиться этого, — рассуждает педагог с многолетним стажем.
«Химия впустила меня в свой мир»
Как-то ученики брали интервью у Тамары Николаевны для школьного мероприятия. На вопрос: «У вас есть мечта?» учительница ответила: «Есть, и не одна. Первая: чтобы никогда на Земле не было войны. Вторая: чтобы дети никогда не плакали. Не могу переносить детских слез. Третья и четвертая у меня наконец исполнились: кабинет химии оборудован всем необходимым в духе времени, у меня есть личный компьютер. И пятая: мечтаю о путешествиях в дальние страны, например, в Грецию или Египет».
А вот выдержки из письма, адресованного любимой учительнице: «Здравствуйте, Тамара Николаевна! Пишет вам ваш ученик Руслан. Вы заболели, и у нас уже целую неделю нет химии. Когда завуч сказала, что химии не будет, все закричали «Ура!». Я тоже закричал «Ура!». А потом подумал, что на самом деле я не радуюсь этому, а наоборот. Мне ваш предмет очень нравится.
Когда я учился в младших классах, видел, как старшеклассники уступают вам место или вытягиваются по стойке смирно. Я подумал, что Вы очень строгая. А потом однажды вы предложили мне сыграть партию в «крестики-нолики». И я увидел, что глаза у вас добрые и веселые. И перестал робеть. Знаки химических элементов я выучил позже. После того, как вы поговорили с отцом. Он пришел и сказал: «Учительница хочет, чтобы ты знал химию. Она считает, что ты можешь учиться на «хорошо». Кому это надо – ей или тебе?». Я на вас не обиделся, потому что почувствовал, что вы действительно за меня переживаете.
…Мне запомнились ваши слова: «Для многих из вас химия – один из обычных предметов в школе. Лишь некоторым эта чудесная наука откроет двери в свой удивительный мир. Тогда каждый урок для вас станет маленьким открытием». Вот мне кажется, что химия впустила меня в свой мир. Сейчас я хожу к вам на кружок, а позже, возможно, пойду учиться в нефтехимию.
А вы поскорее выздоравливайте. Мы придем в кабинет химии, вы посмотрите на нас всех строгими глазами и скажете: «Здравствуйте, садитесь». И начнутся открытия…».
Верность
учительскому долгу
Каждый свой урок Тамара Николаевна старается сделать запоминающимся. В ход идут игры, сказки, путешествия, в выпускных классах — лекции, семинары, зачеты. Химия становится для учителя инструментом, при помощи которого она взращивает в ребенке личность.
— Зажечь идеей – одно дело, другое – вести детей дальше. Оценки в дневнике, итоги ЕНТ – не это главное, главное – каким станет человек во взрослой жизни. На уроках химии, как и на любом другом уроке, всегда есть место для воспитания патриотизма. К примеру, беседы о родном крае, о необходимости любить и беречь красоту природы. С этого зарождается чувство гражданской ответственности. Так исподволь можно воспитать настоящего человека, — завершает беседу Тамара Сангайло. — Все, что я делаю в своей жизни, я делаю ради семьи, детей. Глубоко убеждена, что воспитание начинается с семьи. Если ты хочешь чему-то научить ребенка – покажи это на своем примере. Живи так, чтобы дети верили и доверяли тебе. Точно также я отношусь к своим ученикам. Я веду их за собой и не имею права оставить их на полпути. Наверно, осознание этого помогает мне оставаться верной долгу, профессии всю свою трудовую жизнь.
«Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого – социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи. Поэтому сегодня важно в корне изменить учебно-воспитательный процесс».
Из статьи Президента РК Н. А. Назарбаева
«Социальная модернизация Казахстана:
Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»
«Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся. Остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации».
Из статьи Президента РК Н. А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана:
Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»
Гульсым НАЗАРБАЕВА