Для реализации Антикорупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы в департаменте казначейства утвержден план мероприятий, направленный на профилактику, предупреждение и устранение причин и условий коррупционных проявлений в коллективе. В наши основные задачи входит исполнение республиканского бюджета и обслуживание исполнения местных бюджетов.
В прошлом году сотрудниками департамента была опубликована 31 статья по разъяснению нормативных правовых актов, касающихся казначейского обслуживания, внедрения информационной системы «Казначейство-Клиент». В том числе 11 публикаций на антикоррупционную тематику. Столько же вы-шло с начала этого года.
Вопросы соблюдения служебной и исполнительской дисциплины, государственной службы, антикоррупционного законодательства регулярно изучаются на занятиях по правовому всеобучу, семинарах. Для выступлений приглашаются сотрудники областного департамента по делам госслужбы, правоохранительных органов.
В связи с введением с 1 января 2016 года ряда законодательных актов были проведены семинары-совещания, где новшества разъясняли руководитель департамента по делам государственной службы по Актюбинской области, председатель совета по этике К.А. Токушев, прокуроры области и города, областного департамента и районных управлений казначейства.
На особом контроле находится соблюдение Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Почтовый ящик для писем и обращений физических и юридических лиц установлен в доступном месте.
Коррупционный риск связан с прямым контактом должностных лиц казначейства с клиентами. Для его минимизации в прошлом году тиражирована информационная система (ИС) «Казначейство-Клиент». Ее внедрение позволило улучшить качество обработки финансовых документов, сократить временные, бумажные и транспортные расходы, в том числе и время на до-ставку и обработку документов. Прежде клиенты представляли документы на бумажных носителях, проведение документов по Правилам исполнения бюджета и его кассового обслуживания допускалось в течение трех рабочих дней. Выходные формы отчетов, исполненные документы представители госучреждений, субъектов квазигосударственного сектора получали непосредственно в казначействе.
Система «Казначейство-Клиент» позволяет обработать документы в течение одного дня, государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора в онлайн-режиме просматривают обработку финансовых документов и самостоятельно формируют все отчеты по проведенным финансовым операциям.
В целях усиления финансовой дисциплины госучреждений в адрес местных исполнительных органов и администраторов бюджетных программ в 2015 году было направлено 678 писем, за 1 квартал 2016 года — 151 с подробным изложением количества и характера нарушений.
Постоянно проводится разъяснительная работа по применению бюджетного законодательства Казахстана. Ежеквартально, а также при внесении изменений в нормативные правовые акты проводятся семинары-совещания с финансовыми работниками по казначейскому обслуживанию. В 2015 году проведено 127, а в 1 квартале 33 семинара-совещания.
Для снижения нарушений законодательства по госзакупкам в рамках взаимодействия Комитетов финансового контроля и казначейства департаментом ежедневно представляются сведения по пяти критериям по выявлению рисков при регистрации гражданско-правовых сделок
госучреждений и проведении платежей. Анализ показал, что данная мера способствует оперативному реагированию на нарушения, допускаемые при заключении гражданско-правовых сделок, и пресечению коррупционных правонарушений.
Все изменения и дополнения в нормативных правовых актах изучаются вне плана правовой и технической учебы. В случае неясностей и различного их понимания, противоречия в практике их применения в вышестоящий орган направляются письма-запросы, предложения. За 2015 год и 1 квартал 2016 года принято 22 предложения для улучшения казначейского обслуживания.
Кадровой службой разработана памятка для сотрудников казначейства с указанием перечня ограничений и запретов, направленных на предупреждение коррупции. Лица, поступающие на госслужбу, принимают на себя ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных неслужебных целях.
В соответствии с законом «О государственной службе» с 2014 года введено наставничество вне зависимости от категории должностей. Предпринимаются все меры по усилению трудовой и исполнительской дисциплины, неукоснительному соблюдению бюджетного, антикоррупционного законодательства Республики Казахстан. Работа в этом направлении, в том числе и по внутреннему анализу коррупционных рисков, в казначействе будет вестись на постоянной основе.
Как отмечено в Антикоррупционной стратегии страны, нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность — нормой поведения. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией — дело всего общества.
Дина АМРЕНОВА,
руководитель
областного департамента казначейства