Известный бизнес-консультант израильского агентства по развитию международного сотрудничества MASHAV Наташа Мазор рассказала, как networking работает в Израиле, в чем его сходство, отличие от сарафанного радио и кто такие для предпринимателя свои люди.
Наташа Мазор – урожденная одесситка, имеющая степень по прикладной математике. Окончила Одесский государственный университет по специальности «прикладная математика». Работала программистом в Одессе и Таллине. С развалом СССР перебралась на Землю обетованную. Десять лет работала в ведущих ювелирных фирмах Израиля, дойдя от простого продавца до регионального руководителя и ментора фирмы. Ныне организатор и руководитель нетворкинг-групп «Свои люди», объединяющих владельцев малого и среднего бизнеса в Израиле.[divider]
– Наташа, вы неоднократно проводили тренинги по нетворкингу и маркетингу в странах бывшего СССР. В том числе и в Актобе, где вы уже во второй раз. О чем рассказываете своим слушателям?
– Во-первых, об инструментах создания эффективного использования связи и, во-вторых, об инструментах сотрудничества. Я говорю не о финансах, мол, давайте сложимся деньгами и сделаем из этого доход. Я говорю о том, как создавать сотрудничество: или продолжительное, или кратковременное. Сегодня тема сотрудничества очень популярна во всем мире. Не потому, что модная, а потому что, с одной стороны, она позволяет экономить средства, а с другой – улучшить результат.
– Как нетворкинг сейчас используется в мире?
– Если говорить на простом русском языке, привычном нам, нетворкинг значит свои люди. Кто такой свой человек? Это тот, кто выслушает, когда надо, всегда может рассказать о вас в нужном месте. Или дать вам необходимую информацию, наладить связи, познакомить. У него везде свои люди.
– Можно ли сравнить это понятие с сарафанным радио?
– Практически так оно и есть. Можно ожидать, что сарафанное радио донесет о вас информацию. А можно сделать так, чтобы этому радио облегчить работу. Чтобы та информация, которую передают, была более точной. Тогда и обратная связь окажется конкретнее.
Если спросят, что мне нужно, я отвечу: «Все», это одно. Но если уточню, что меня интересуют те люди, которые в Актобе хотят создать, к примеру, нетворкинг-клубы для предпринимателей, то вы мне скажете: «Наташа, вам надо обратиться в центр предпринимательства» или «У меня есть толковые ребята при молодежном центре» и тому подобное. Это уже более конкретная связь. Сейчас у нас много информативного шума, который не дает сосредоточиться и услышать говорящего. А когда вы обучены четкой технологии, знаете, как заявить о себе так, чтобы заинтересовать другого, как попросить о помощи, чтобы получить или оказывать ее, чтобы она была результативной, тогда нетворкинг начинает работать. Это уже не просто сарафанное радио – вбросил информацию и сиди, жди. Здесь более качественные связи, и результат приходит быстрее.
– А как это работает в Израиле?
– Уже почти 20 лет в Израиле существуют нетворкинг-группы. Не мы их придумали, только скопировали и размножили. Около 40 лет назад в США Иван Майснер организовал BNI (Business Network International). Это сеть нетворкинг-групп для предпринимателей – владельцев малого бизнеса. Она сегодня насчитывает свыше 255 тысяч членов более чем в 9 тысячах местных отделений в 74 странах мира. Цель таких групп – создавать работу друг для друга. То есть каждый из нас имеет в голове информацию обо всех остальных из группы. И при необходимости мы можем сказать: «Да, у нас есть тот, кто вам нужен». На этой основе в Израиле возникло немало групп. Более того, я неожиданно для себя в 2013 году создала сеть таких групп на русском языке в Израиле. Хотя планировала создать их за рубежом. Потому что у нас в стране много русскоязычных израильтян – выходцев из стран СНГ, которым пока трудно общаться с местными в силу разной ментальности или незнания языка. Эти группы прекрасно стали работать. Многие члены хорошо продвинулись в бизнесе. И, что самое интересное, в них вошли не только недавно переехавшие в Израиль и получившие гражданство, но и те, кто уже живет там много лет и прекрасно владеет ивритом. Потому что их продукт прекрасно подходил русскоязычному рынку Израиля. Сейчас нетворкинг в Израиле – это нечто само собой разумеющееся.
– А как вы стали тренером и раскрылись в этой теме?
– Абсолютно случайно. Меня пригласили в MASHAV прочитать лекцию. Я была консультантом по маркетингу, но мне сказали, что такой спикер уже есть. А что еще у меня есть в запасе? Совершенно случайно выскочило слово «нетворкинг». Мне удалось развить эту тему.
– Можно ли сказать, что каждая нетворкинг-группа – это группа по интересам?
– Наверное, нет. Чаще всего в каждой группе есть по одному специалисту из той или иной сферы. Один – преподаватель английского языка, другой – адвокат по семейным делам, третий – адвокат по недвижимости, стоматолог и так далее. Но так как принцип очень хорошо работает, то на сегодняшний день существуют разные формы групп. Например, в городах появилась сеть нетворкинг-групп в области строительства. В них вошли все специалисты, которых касается эта сфера: те же адвокаты, риэлторы, владельцы строительных, ремонтных и мебельных компаний. Они друг друга обеспечивают работой. Сегодня существует такой нетворкинг, где нет определенных обязательств. Люди встречаются раз в месяц, обмениваются информацией. Цель таких групп – рассказать о себе и, возможно, получить обращение от потенциального клиента, информацию о той связи, которая вам необходима.
– Существует ли нетворкинг в Казахстане?
– В Нур-Султане в свое время было нечто подобное. Но все же это другое. Если поначалу нетворкинг, каким он и должен был быть, работал, то потом все свелось к посиделкам: прийти, выпить, погулять.
– То есть менталитет играет роль?
– Не думаю. Если есть желание, то можно сделать все. Я со своими семинарами езжу по странам СНГ и убедилась: главное – желание. Если людям не хочется, и они сами себя настраивают, мол, у нас это не заработает, то ничего из этого и не выйдет. Надо понимать: связи были, есть и будут всегда.
– Много ли тех, кто сказал вам: «Наташа, спасибо! Благодаря вам наш бизнес пошел в гору»?
– С моей стороны было бы нескромно утвердительно ответить на ваш вопрос. Но могу сказать, что самый большой подарок судьбы – это когда люди благодарят тебя и твоя работа приносит пользу обществу.
– Спасибо за интервью!
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото Альмиры БИСЕКЕНОВОЙ