Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Нина, бабочка, поэт

Актюбинский зритель посмотрел постановку Московского независимого театра, в котором главную роль исполнила заслуженная артистка РСФСР, «комсомолка, спортсменка и просто красавица» Наталья Варлей.

Спектакль «Блюз одинокой бабочки» собрал аншлаг в драмтеатре имени Т. Ахтанова, возможно, только по причине участия в нем звезды советского кино. Антреприза по пьесе Альдо Николаи «Бабочка… Бабочка», трагикомедия по жанру, явно понравилась актюбинцам. Избалованная немолодая женщина, экспансивная и занудная в первом действии, во втором действии проявляется совсем в другом свете.

— У моих ног был нефтяной король, миллиардеры и миллионеры! — вспоминает вслух героиня Натальи Варлей перед развязкой.

— А может, ты выдумала их всех? — пытается урезонить Анну ее новоявленный сын.

— В кафе на меня не отрываясь смотрел мужчина, но я ушла. А утром увидела его портрет во всех газетах и узнала, кто он…

В погоне за легкой жизнью Анну не останавливают ни любовь, ни рождение сына, но Фортуна ей явно не благоволит. Дойдя до порога старости, она все еще пребывает в выдуманной ею красивой жизни. Нашедший маму, бросившую его сразу после рождения, Александр (актер Андрей Бута) уходит, убедившись в ее малодушии; ошарашенную словами сына, Анну хватает удар; воспользовавшись беспамятством хозяйки, проворная служанка (актриса Анна Чернышкова) переписывает на себя дом, и — все… Это сюжет спектакля в двух словах. А то, что проникало в зрителя со сцены, словами непередаваемо: молодящаяся маразматичка — в первом действии и женщина, понявшая никчемность своих потуг, — во втором.    

— Эта роль такая затратная! — откровенничает Наталья Варлей. — Здесь не может быть полумер. Мой сын-режиссер (Василий Тихонов. — Ред.) настаивает отказаться от спектакля, но я продолжаю в нем играть. 

С середины 1990-х годов Наталья Варлей практически перестала сниматься в кино, но согласилась дублировать многочисленные сериалы. Всего она озвучила и продублировала около двух тысяч ролей, в том числе роль Вероники Кастро в мексиканском телесериале «Дикая Роза». В 2006 году актриса вернулась в мир большого кино с ролью матери Кендарат в фильме «Волкодав».

— Сейчас на фоне привычного «мыла» появляются хорошие сериалы. Вам не предлагали в них играть?

— Предлагали, но интересных ролей не было.

— Наталья Владимировна, вы окончили Литературный институт. Стихи пишете постоянно? 

— Я — автор четырех сборников. Вместе с композитором Николаем Шершенем в 1990-х годах выпустили четыре альбома в жанре авторской песни: «На высшей точке единения», «Не умирай, любовь», «Живая вода», «Не оборвись во мне, струна…».

— Что для вас ближе всего?

— Театр. Он лучше всего проявляет тебя. 

Как известно, премьера культового советского фильма «Кавказская пленница» состоялась в апреле 1967 года. Его успех был оглушительным. Наталья Варлей покорила сердца зрителей своей красотой и обаянием. Песню «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины о белых медведях напевала вся страна. Этот фильм изменил судьбу Варлей. Она оставила цирк и поступила в театральное училище имени Б.В. Щукина. Следует отметить, что на роль студентки-комсомолки Нины в фильме претендовали около пятисот актрис, среди которых были такие звезды советского кино, как Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Валентина Малявина и др. Однако Гайдай решил остановиться на никому не известной цирковой артистке, 19-летней Наталье Варлей.

— А не тяготит то, что для зрителя вы навсегда останетесь Ниной из «Кавказской пленницы»?

— Ничего. Если зрителю нужен отголосок Нины, пусть он будет. На самом же деле я роль раскручиваю внутри себя и играю то, что вижу.

 

Досье АВ:

Наталья Владимировна Варлей родилась 22 июня 1947 года в румынском городе Констанца в семье капитана дальнего плавания. Детство Натальи прошло в Мурманске, а в конце 1950-х годов семья Варлей поселилась в Москве. В 1965 году окончила Училище циркового и эстрадного искусства и начала ездить с гастролями по стране. В Одессе Варлей выступала в одном номере с великим клоуном Леонидом Енгибаровым. Именно благодаря Енгибарову Наталья Варлей попала в кино. В 1966 году на одно из выступлений Натальи пришел друг Леонида Енгибарова режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Варлей настолько понравилась режиссеру, что он предложил ей сняться в его новом фильме «Формула радуги». Наталье досталась небольшая роль медсестры, но картину на экран тогда так и не выпустили. На съемках фильма на Варлей обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который в те дни готовился к съемкам картины «Кавказская пленница». Варлей пригласили на пробы, а потом утвердили на роль. 

В конце октября 1967 года на экраны вышла картина Константина Ершова и Георгия Кропачева «Вий», в которой Варлей сыграла роль панночки. Это был первый фильм ужасов в отечественном кино.

Затем актриса снялась в таких картинах, как «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970) и «12 стульев» (1971). В 1971 году, после окончания Щукинского училища, Наталья Варлей была приглашена в труппу Драматического театра им. К. Станиславского, в котором проработала последующие семь лет своей жизни, исполнив множество разноплановых ролей. В 1970-1980-е годы Варлей много снималась в кино, среди картин тех лет — «Большой аттракцион» (1974), «Соло для слона с оркестром» (1976), «Мой папа — идеалист» (1980), «Не хочу быть взрослым» (1982), «Гостья из будущего» (1984) и др.

Заметной работой Натальи Варлей в кино в 1990-е годы был фильм «Волшебник Изумрудного города» (1994), где она сыграла сразу двух ведьм: Гингему и Бастинду.

 

 

 {youtube}lNw-DYAOYJQ|640|480{/youtube}

Колонка "Взгляд"