Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Номеру один соответствовать нужно всегда

Рожденной в лихолетье первой в области детской музыкальной школе исполнилось 80 лет. Не нарушающая традиций эстетического воспитания, Актюбинская ДМШ № 1 сегодня обеспечивает город, область, а порой и мир, качественными культработниками и педагогическими кадрами.


» Пианисты — особенные», — считает Лариса Сиванова
У воспитанников класса фортепиано, работающих двумя руками одновременно, лучше координация в пространстве и автоматически развиваются оба полушария.
В год я выпускаю от одного до четырех учащихся. Музыкантами становятся не все, но любой на порядок работоспособнее сверстников в силу привычки целенаправленно заниматься у инструмента по два-три часа в день. Нас на это ориентировал в музучилище Александр Дмитриевич, и я учеников готовлю так.
Педагог приводил убойную статистику: работа музыканта по физическим и энергетическим нагрузкам сопоставима с работой землекопа. То есть даже при высокой степени одаренности пианист профессионально может состояться, только нагружая руки.


Пример преданности

В трудовой книжке Ларисы Сивановой только одна запись о приеме на работу, сделанная в 1988 году. В ней написано, что выпускница отделения фортепиано Актюбинского музыкального училища принята в ДМШ № 1 концертмейстером.
– С раннего возраста я знала, что буду учителем музыки, – рассказывает Лариса Викторовна. – В музыкальную школу меня никто не гнал (окончила я ДМШ № 2), училась с радостью, после восьмого класса 28-й школы поступила на отделение фортепиано в музучилище и окончила его с красным дипломом. Александр Дмитриевич Агафонов рекомендовал меня в первую школу тогдашнему ее директору Анатолию Ивановичу Ставниченко.
Собеседница с особым волнением вспоминает своего педагога Александра Агафонова:
– Он был учителем и пианистом от Бога! Каждый урок был похож на сказку, потому занятий мы не пропускали. Александр Дмитриевич учил извлекать звук, как никто другой.
Влившись в коллектив при Анатолии Ивановиче, начинала я концертмейстером, сейчас преподаю фортепиано и работаю так же, как и 35 лет назад – требовательно, консервативно и с пристрастием.
Развивая тему дополнительного образования, педагог считает его архиважным, особенно в век гаджетов:
– Известна цитата Дарьи Фикельмон, внучки фельдмаршала Кутузова, о том, что у человека, любящего и понимающего музыку, одной душевной способностью больше, чем у других. Ничего нового не добавит моя фраза о том, что дети, посещающие музыкальную школу, отвлекаются от всяких соблазнов и развиваются разносторонне.
Какие результаты у моих ребят? С кем-то работаю в школе, кто-то преподает в моей альма-матер – Айдана Нурумова, Чингиз Макибаев. Мария Кузьмина – завуч в одной из детских музыкальных школ города Энгельса Саратовской области, Санжар Баймолдин – переводчик и пишет стихи, Екатерина Семаш открыла частную хореографическую студию в США.
В этом году окончила музколледж (класс Диляры Фаизовой) и уже учится в консерватории имени Курмангазы очень яркая пианистка, лауреат многих конкурсов различного уровня Мария Мараткызы. Оканчивает эту консерваторию и Аружан Елегенова. Богдан выпустился из училища имени Римского-Корсакова, сейчас студент Санкт-Петербургской консерватории и параллельно работает концертмейстером.
Большие надежды подает нынешняя семиклассница Куралай Жумажан. Только в прошлом учебном году она получила Гран-при областного и республиканского конкурса «Дарын». Девочка щедро одарена музыкально и артистически, и ее ждет большое будущее.
В любой сфере имеются проблемы, и одной из проблем фортепианной музыки Лариса Викторовна называет наличие электронных инструментов:
– Явление эрзаца проникло и в духовную жизнь, нивелируя позитивное воздействие звуком – я об электронных пианолах, производящих искусственный звук. А деревянные клавиши – доброе живое искусство. Природные звуки создают высокие вибрации, приподнимают нас над обыденностью, электронные – нет.
Легендами школы пианистка называет педагога класса фортепиано Татьяну Ивановну Прокопенко, Анатолия Ивановича Ставниченко, на чью долю из 80 лет выпал самый большой срок директорства, и хоровика Светлану Ивановну Суворову, в академическом хоре которой юная Лариса Сиванова работала концертмейстером:
– Я не могу знать всех, но по факту их очень много. Многие составляют славу школы и региона. К примеру, Рахман Сатиев, ученик Манзуры Сапаровой, летом в Сербии взявший Гран-при конкурса, учрежденного самим Эмиром Кустурицей! А сколько выпускников, выбравших немузыкальную стезю, прославляют малую родину! Выучка делает свое дело.
О профессионализме нашей собеседницы очень хорошо высказался директор музыкального колледжа имени А. Жубанова в недавнем прошлом Аманжол Исмагулов:
– Да, выпускники Ларисы Сивановой к нам поступают часто, их отличает высокая трудоспособность и прилежность во всем. Как концертмейстеру ей ставлю самый высокий балл.
– С Ларисой мы вместе начинали работать в моей родной музыкальной школе в 1988 году, – вспоминает заслуженный деятель РК и художественный руководитель камерного оркестра филармонии имени Г. Жубановой Алимжан Ермекбаев. – Конечно, молодость – пора незабываемая, но в нашей есть и тепло детской музыкальной школы номер один.
Когда мы начинали при Анатолии Ивановиче, он так определил задачу: активизировать общественную жизнь школы, добавить теплоты и домашнего уюта. Что мы и сделали. В строгую, академическую, но и без нас очень домашнюю атмосферу добавили веселых капустников, новых программ. О Ларисе скажу коротко: профессионал высокого уровня и очень надежный товарищ.


С младых ногтей в буквальном смысле слова

Граждан, имеющих звание заслуженного деятеля Казахстана, немного, и Алимжан Ермекбаев – один из них.
Как дополнительное образование повлияло на его судьбу, в интервью с мастером.
– В школу меня, девятилетнего, привел отец, и это был его выбор, – рассказывает Алимжан Акбергенович. – Родители – люди простые. Мама работала на трикотажной фабрике, отец – составителем на станции Жинишке. Он очень любил самодеятельность: уже переехав в областной центр, играл на мандолине в оркестре, а по молодости, в послевоенные годы, в родном Уиле был актером народного театра.
Из пяти детей семьи музыкантом стал я, младшая Дана выбрала тоже творческую специальность – по окончании нашего художественного лицея поступила в КазНАИ имени Жургенова и имеет специальность сценографа. Кстати, моя дочь Глория тоже учится в художественном лицее, педагоги ее хвалят. Самая маленькая, Злата, рисованием занимается во Дворце школьников.
Итак, отец отвез меня на первое занятие (показал дорогу), и пять с половиной лет я самостоятельно ездил с улицы Курасашайской (сейчас проспект Санкибай батыра. – прим. авт.) автобусами маршрутов номер 7 или 18 в старый город. Тогда наша музыкальная школа располагалась за гастрономом «Восход» – во дворе напротив парка имени Пушкина.
ДМШ № 2 к тому времени уже работала и от дома располагалась в пределах пешего маршрута, но отец что-то знал и повел меня именно в первую. С первого по третий класс педагогом был Константин Антонович Гавриленко, а в четвертом и пятом – Виктор Иванович Ставниченко. Сказать, что я охотно занимался музыкой с самого начала, будет неправдой, но с профессией определился уже в третьем классе.
С другом Валерием Переверзиным мы участвовали в областном детском конкурсе, он занял первое место, я – третье и решил, что первое займу обязательно. Так твердо решил, что стал усиленно заниматься игрой на баяне.
Музыка стала смыслом, целью! И Валера был единомышленником. Мы с ним выяснили, что самое лучшее музыкальное училище в
СССР – Саратовское, и намеревались поступить именно туда. Но не пустили родители. Благословили только на местное.
– И все пять лет, а с третьего класса особенно, ты усиленно осваивал баян?
– И бас-балалайку. И тут история веселая.
Класс баяна относится к народному отделению, и со второго года обучения мы осваивали родственную специальность (это делалось для безболезненной замены артистов в коллективах). Олег Владимирович Гаврилюк собрал нас в классе балалаек и велел выбирать инструмент.
Я оказался нерасторопным, мальчики расхватали все балалайки, мне осталось взять огромных размеров бас. Эта басовая школа выручала на протяжении долгого времени: 10 лет я играл на бас-гитаре в эстрадно-духовом оркестре под управлением Владимира Никифоровича Фоменко, 4 года – в оркестре имени Курмангазы, 2 года – в государственном ансамбле «Салтанат». И в Казахконцерте успел поработать.
Как пошла на пользу незадача во 2-м классе музыкальной школы? Очень просто. Баянистов всегда хватает, а басы в дефиците, вот и выручала дополнительная специальность, полученная в детстве.
Кстати, в родной школе я работал два года, после демобилизации вел класс баянистов и оркестр баянистов-аккордеонистов. Это было в директорскую бытность Анатолия Ставниченко, и хочется вспомнить его гений: Анатолий Иванович так вел теорию музыки (в частности, историю русской и казахской музыки), что и сейчас слушал бы и наслаждался. А как великолепно он играл на фортепиано! Когда можно было воспользоваться любой формой подачи мелодии, он пользовался только живым инструментом, его клавиатурой.
После двух лет работы я поступил в консерваторию имени Курмангазы на факультет народных инструментов к профессору Анатолию Гайсину. Перейдя на заочное отделение, учился у профессора Зауре Смаковой. Пока жил в Алма-Ате, работал в государственных коллективах концертмейстером группы басов – играл на бас-домбре, бас-гитаре, контрабасе. Если нужен был баянист, брал в руки родной инструмент.
– Можно утверждать, что тебя сделала музыкальная школа № 1?
– Конечно. Сделали педагоги класса баяна Константин Гавриленко и Виктор Ставниченко, учитель сольфеджио Эльвира Штро, дирижер оркестра баянистов Владимир Пчелинцев и другие. В школе была строгая дисциплина, академический подход к воспитанию юных музыкантов и очень теплая, прямо-таки домашняя атмосфера. Этому всему хотелось соответствовать.
А еще в 1970-1980 годы была традиция каждую весну выступать на местном телевидении – эдакий отчет перед земляками, реклама дополнительного образования, пропаганда одной из форм эстетического воспитания. Разве можно было выступить плохо?
– На тебе функции баяниста и в семейном ансамбле Ермекбаевых.
– Да. И это тоже коллектив классической музыки. Его мы с женой Ириной создали в 2010-м, в 2016 году ансамбль получил звание народного. Худрук – Ирина.
– Твои дочки тоже в ДМШ № 1 учились?
– Только Алина, старшая. В классе скрипки у Венеры Яхудиной. Далила училась в ДМШ № 2. Глория и Злата пока маленькие.
– 80 лет музыкальной школе, 80 лет филармонии имени Газизы Жубановой, 20 лет оркестру, который ты создал – фактически год личных юбилеев. В 19-й раз прошел областной конкурс юных инструменталистов – тоже твоя инициатива. Прокомментируй, пожалуйста.
– К двум 80-летиям отношусь напрямую, как выпускник первой и творческий работник второй, а камерный оркестр – мое детище и ответ на предложение исполнительной власти создать коллектив классической музыки.
Ко мне обратились управления внутренней политики и культуры, базой стал ретро-квартет. Реализовалась мечта 1984 года: мне 17 лет, я люблю оперетту и мечтаю создать оркестр, который будет играть эту музыку… Профессиональная база тоже была: в муз­училище у Юрия Михайловича Гафурова освоил оркестровку, у Фаиля Мухамедовича Дюсметова – дирижирование.
Замечу, что в 2003-м подобный коллектив в Западно-Казахстанской области был первым. В Уральске имелся только ансамбль скрипачей. Столицы и восточные области не в счет, так как там имелись школы для одаренных детей, которые всегда были базой подобным образованиям.
В нашем регионе вопрос дефицита названной школы остается открытым, а областной конкурс юных инструменталистов, который впервые мы провели в 2004-м, есть робкая попытка продвижения вопроса.
– Как ты думаешь, за что тебе дали звание заслуженного деятеля РК?
– Наверное, за преданное служение академическим традициям и создание оркестра камерной музыки. Оценка, признаюсь, очень лестная, но трудиться по-другому я не могу – школа не позволяет.

Беседовала
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"