Глава государства, провозглашая 5 Институциональных реформ, отметил, что меритократия должна стать всеобщим принципом не только для государственного аппарата, но и для всего государственного сектора, включая правоохранительные органы, суды, национальные компании и холдинги.
В этой связи нормы нового Закона «О государственной службе Республики Казахстан» распространяются на служащих всех государственных органов, в том числе и на правоохранительные.
Это предусматривает приближение стандартов правоохранительной службы к стандартам административной государственной службы. В связи с этим изменен механизм отбора на правоохранительную службу.
Согласно новым подходам граждане, впервые поступающие на правоохранительную службу по аналогии с административной государственной службой, будут проходить тестирование на знание законодательства, а также на оценку личных качеств в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции или его территориальных подразделениях (далее — уполномоченный орган).
И только лица, успешно прошедшие тестирование и продемонстрировавшие достаточный уровень знания законодательства, смогут участвовать в конкурсах правоохранительных органов.
Также установлены унифицированные программы тестирования на знание законодательства.
Сейчас каждый правоохранительный орган утверждает собственные программы тестирования и его пороговые значения, то есть в различных правоохранительных органах имеются тестирования с различным количеством законов и пороговых значений.
С введением же новых правил для кандидатов будут установлены всего 3 программы тестирования. Программы условно разделены на рядовой, младший, средний, а также старший начальствующие составы.
Новые программы тестирования будут содержать только базовые нормативно-правовые акты, используемые в каждом правоохранительном органе.
В основной массе граждане, впервые поступающие на правоохранительную службу, будут проходить тестирование по второй и третьей программам, т.е. на рядовой, младший и средний начальствующие составы.
Это лица, поступающие на офицерские должности правоохранительных органов (участковые, оперуполномоченные, инспекторы, следователи), а также сержантские и рядовые составы органов внутренних дел.
При этом законодательством предусмотрена возможность занятия ряда руководящих должностей гражданами, ранее не работавшими на правоохранительной службе.
Так, должности начальников департаментов Генеральной прокуратуры, заместителей прокуроров областей, заместителей руководителя территориальных подразделений Национального бюро по противодействию коррупции могут занять лица, ранее не работавшие в правоохранительных органах, но имеющие определенный стаж государственной службы. Для подобных должностей предусмотрена 1-я программа тестирования.
В целях обеспечения объективности отбора залы тестирования оснащаются устройствами подавления сигнала сотовой связи, а также для идентификации кандидата-кард-ридерами.
Каждая рабочая станция оснащена веб-камерой для снятия фотографии кандидата и ведения видеозаписи процесса тестирования.
Лица, не согласные с результатами тестирования, вправе обжаловать их.
В этой связи в каждой области и городах Астана и Алматы созданы апелляционные комиссии уполномоченного органа по делам государственной службы.
Также на правоохранительной службе по аналогии с административной службой внедрен компетентностный отбор.
Кандидаты, успешно преодолевшие пороговый уровень тестов на знание законодательства, допускаются к следующему этапу отбора — автоматизированную оценку личных качеств кандидатов, проводимую в уполномоченном органе.
Оценка личных качеств проводится в виде тестирования и направлена на определение уровня качеств кандидата.
Программы оценки личных качеств составлены по специальной психодиагностической методике и уже апробированы при отборе на административную государственную службу с начала текущего года.
В итогах оценки личных качеств кандидата будут отражены его сильные и слабые стороны.
Кандидаты на правоохранительную службу будут проходить тестирование и оценку личных качеств в одно время с кандидатами на административную службу.
После успешного прохождения тестирования на знание законодательства и оценки личных качеств кандидаты получат сертификаты и заключения, которые будут действительны в течение одного года и являются неотъемлемыми документами для участия в конкурсах правоохранительных органов.
В целом новые подходы направлены на повышение профессионализма служащих правоохранительных органов и предъявляют более высокие требования к служащим и кандидатам в сотрудники.
По мере повышения уровня доверия граждан к процедурам отбора на правоохранительную службу мы ожидаем также повышения уровня доверия общества к деятельности правоохранительных органов в целом.
Бауыржан ОРАЗОВ, главный специалист Управления государственной службы Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Актюбинской области.