На улицах областного центра большое оживление. Осень заявила о себе первыми дождями, а на улицах города копают, меняют инженерные сети, целые кварталы закрыты для проезда. Все это создает неудобства как для прохожих, так и для водителей
автотранспорта. Встречая на своем пути препятствия, люди, по своему обыкновению, отпускают нелестные выражения в адрес дорожников, которые, якобы, и виновны во всей этой неразберихе. Справедливы ли эти упреки, или, быть может, все это делается для их же блага?
— А кому будет плохо от того, что только в этом году приведут в порядок свыше двадцати улиц города и на них появятся нормальные тротуары, а дождевая вода станет стекать по ливневым каналам? — вопросом на вопрос отвечает заведующий сектором автомобильных дорог и пассажирского транспорта городского отдела коммунального хозяйства Руслан Торегали. В дальнейшей беседе с ним мы узнали, что полностью завершен капитальный ремонт на проспекте Абилкайыр хана, на участке от улицы Пацаева до Тлеу батыра. Там заменено дорожное полотно, отремонтированы инженерные сети, проложены кабельные каналы. Отремонтированы дороги в микрорайоне «Жастар» до квартала «Б», а также дорога в Благодарном сельском округе до села Садовое.
Еще больше проектов ждут своего скорого завершения. Самым грандиозным проектом года стал путепровод от улицы Аз Наурыз до улицы Акимжанова. Все строительно-монтажные работы на этом объекте завершены, и в эксплуатацию он будет сдан сразу после того, как закончится ремонт прилегающих к нему улиц. В этом году приоритет отдается ремонту тех, которые расположены в районе нового моста: Уалиханова, Смагулова, Некрасова, Аз Наурыз. Улица Акимжанова станет четырехполосной, вдоль нее будет проложен тротуар.
После ввода в эксплуатацию путепровода, движение по улицам Некрасова и Асау-Барака поменяется. Некрасова станет трехполосной, движение по двум полосам будет направлено в сторону микрорайона.
Планируется разгрузить дорожное полотно улицы Шернияза. По этому участку проходит 15 маршрутов общественного транспорта. Там расширяется проезжая часть на участке от Асау-Барака до Некрасова. Проект предусматривает также расширение карманов для остановки транспорта, устройство парапетного ограждения и ремонт лестничных маршей. Кстати, такая работа проведена и на улице Уалиханова в районе бывшего облпотребсоюза. Лестничный марш буквально преобразился на глазах, украсив облик старой улицы.
Из всего того, что делается в городе, наибольший интерес горожан может вызвать проект реконструкции привокзальной площади. Надо признать, что это один из сложных районов, который создает много неудобств актюбинцам и гостям города. В сильные дожди к вокзалу нельзя подступиться: здесь собирается вся вода, стекающая от довольно отдаленного колхозного рынка, затапливая места стоянок автотранспорта и автобусные остановки. Тут хаотично скапливаются сотни машин, преграждая друг другу движение.
По словам Руслана Торегали, скоро эти неудобства будут исключены. По всему периметру улицы создается надежная ливневая канализация, по которой дождевая вода будет уходить через насосную станцию в реку Сазды. Чтобы вода не стекала по самой улице, дорожное покрытие на Уалиханова делается двускатным, то есть выпуклым. Вода вынуждена будет через боковые прорези сливаться в ливневую канализацию.
Изменится и сама площадь: сквер, который там находится, уберут, и построят несколько рядов парковочных карманов, разделенных бордюрами. Перед вокзалом выложат брусчатку, сделают декоративное ограждение. Теперь не будет прежней толчеи — заезд и выезд с вокзала односторонние, причем, вдоль проезжей части парковка машин будет запрещена. Бесполезный островок, который находился посреди площади и ограничивал движение транспорта, демонтирован.
Большой реконструкции подвергнут участок от развилки дороги в сторону аэропорта до железнодорожного переезда в Авиагородке. Кстати, объявлен тендер на расширение и самого переезда. Известно, что до этого были расширены железнодорожные переезды на улицах Заводской, Лермонтова, проспекта Мира, на которых, как правило, и образовывались основные транспортные заторы. Данная дорога будет четырехполосной, предусмотрены тротуары.
Особенность нынешнего ремонта в том, что дорожники заранее изучают состояние инженерных сетей, расположенных на конкретном участке, где будут производиться работы. Собирают заявки от энергетиков, водоснабженцев и других служб на предстоящий ремонт инженерных сетей, составляют дополнительные проекты. Это является главным тормозом в их работе: ведь пока эти проекты пройдут государственную экспертизу, уходит уйма времени. Скажем, в нынешнем году осуществляется ремонт свыше 20 дорог, значит, должны согласовать по меньшей мере в три раза больше проектов. Зато потом уже не придется перекапывать отремонтированные дороги, как это нередко у нас бывало.
Все это делается в нынешнем году. Ремонт начался еще в июне, но объем запланированных работ очень большой, поэтому дорожники работают в две смены, и даже круглосуточно, чтобы ремонт закончить к холодам. Заведующий сектором дорог и пассажирского транспорта городского ЖКХ уверен, что они уложатся в сроки, и все работы будут завершены уже к середине октября.
К прогнозам на будущий год он относится осторожно: еще неизвестно, какие проекты будут включены в приоритетный перечень ремонта. Все это напрямую связано с финансированием. Однако меньше, чем в текущем году, не будет, считает Руслан Турегали. А это значит, что в городе обновятся еще двадцать дорог.
…Облик Актобе меняется на глазах. Ведь ремонт дорог предусматривает еще и обустройство тротуаров, освещение улиц и многое другое, что благотворно повлияет на городскую инфраструктуру. Все делается строго в плановом порядке. И если дела и дальше пойдут так, как идут сейчас, то пройдет совсем немного времени, и в городе не останется улиц, которые бы вызывали у нас раздражение своей неухоженностью.
Поэтому, в целом, несмотря на пробки и другие неудобства, связанные с ремонтом, горожане с пониманием относятся к происходящим на улицах города работам.
Муапих БАРАНКУЛОВ