Расширенное заседание Правительства, посвященное ключевым вопросам экономического и социального развития страны, прошло в Акорде под председательством Главы государства.
Обращаясь к участникам совещания, Президент подчеркнул, что для полноценной работы государственных органов приняты все необходимые решения и созданы соответствующие условия. Также была отмечена активизация деятельности Правительства, конкретная работа, которая проводится в рамках реализации задач, обозначенных в Стратегии «Казахстан-2050».
Вместе с тем Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что сложившаяся ситуация в мировой экономике, как в ее региональном, так и глобальном разрезе, требует пристального внимания.
— Дальнейшая экономическая политика Правительства должна быть сфокусирована на существующих рисках. Сегодня мы должны выработать новые меры реагирования с учетом изменившихся условий, — сказал Глава государства.
Цели определены
Нурсултан Назарбаев обозначил направления, по которым необходимо сконцентрировать все силы и внимание.
В частности, с 1 января 2015 года вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, также наша страна находится на заключительной стадии переговоров о вступлении в ВТО, а до декабря текущего года будет принята страновая программа сотрудничества с ОЭСР.
— Нужно продолжать и углублять работу по функционированию нашей экономики в новых интеграционных условиях. Назрела необходимость активного взаимодействия с российскими и белорусскими регионами и открытия торговых представительств там, где это требуется, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Подчеркнул Глава государства особую важность развития транспортных маршрутов для диверсификации экономики. Отмечалась необходимость завершения строительства «сухого порта» в СЭЗ «Хоргос Восточные ворота» и создания инфраструктуры морских портов в гг. Актау и Курык. Кроме того, следует рассмотреть возможность строительства свободных складов в странах Персидского залива и Тихоокеанского побережья.
Президент напомнил, что для стимулирования роста экономики в 2014-2015 годах было принято решение о выделении одного триллиона тенге из Национального фонда. По озвученным Главой государства данным, за прошедшие 3 месяца одобрены проекты малого и среднего бизнеса на общую сумму 78 млрд тенге, фактическое финансирование проектов составило 47 млрд тенге.
— Хорошее начало, но недостаточное, — сказал Нурсултан Назарбаев. — Каждый день простоя выделенных средств — это уменьшение темпов экономического роста страны.
Президент поручил Правительству внести до 1 сентября конкретные предложения по инвестированию в 2015 году второй части транша из Национального фонда в размере 500 млрд тенге.
Несмотря на позитивные результаты по отдельным секторам обрабатывающей промышленности (машиностроение, химия, фармацевтика, производство продуктов питания), важно продолжить масштабную диверсификацию экономики. Это — главный приоритет в работе.
— Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы разработана и мною утверждена, — отметил Глава государства. — В ней определены приоритетные отрасли промышленности на вторую пятилетку. В текущем году важно обеспечить положительные темпы роста в базовых отраслях экономики — нефтегазовой и горно-металлургической. Следует начать широкомас-штабную работу по разведке новых месторождений и модернизации действующих мощностей.
Нурсултан Назарбаев сообщил, что основным источником роста экономики в настоящее время выступает сфера услуг — ее доля в ВВП достигла 53%.
— В странах, где целенаправленно принимаются меры по повышению конкурентоспособности сферы услуг, растет производительность труда. А мы до сих пор упускаем этот сектор из внимания. Так, одно рабочее место, созданное в сфере туризма, влечет за собой дополнительные рабочие места в легкой, пищевой промышленности и на транспорте. Поручаю Правительству до конца года разработать и принять комплексную программу по развитию сферы услуг до 2020 года, — сказал Глава государства.
Затронул Президент и проблемы агропромышленного сектора, отметив, что в этой сфере требуют скорейшего решения вопросы переработки сельхозпродукции. В настоящее время из всего, что производят отечественные фермеры, на дальнейшую переработку идет менее половины. При этом соответствующие производственные мощности загружены в среднем лишь на 30%.
Также Глава государства акцентировал внимание на том, что государственные субсидии должны получать только те товаропроизводители, которые внедряют передовые агротехнологии и выращивают востребованные культуры. Кроме того, следует устранить проблемы разрозненности и мелкотоварности производителей сельхозпродукции, в том числе посредством разработки законопроекта, стимулирующего сельскохозяйственную кооперацию.
Надо более целенаправленно проводить специализацию сельского хозяйства регионов с учетом стратегических перспектив освоения продовольственных рынков России и других соседей. Также необходимо сосредоточиться на создании сбытовых компаний и агрессивной маркетинговой политике в отношении внутренних и внешних потребителей. В решении этих вопросов, как подчеркнул Президент, должны принимать самое активное участие акимы на местах.
Президент напомнил, что для улучшения условий ведения бизнеса в Казахстане принят ряд законодательных изменений, которые предусматривают упрощение процедуры оформления земельных участков, регистрации предприятий, внедрение электронного таможенного декларирования, автоматизацию выдачи лицензий.
— Со стороны государства за последние годы сделано много. Теперь мы вправе ожидать отдачу и позитивные изменения от бизнеса, а также — более эффективной работы от Национальной палаты предпринимателей, — сказал Глава государства.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что до декабря текущего года Правительству необходимо утвердить Единую программу развития и поддержки бизнеса. Помимо этого, было поручено осуществить налоговую амнистию по штрафам и пени субъектов малого и среднего бизнеса, накопленных по состоянию на 1 октября 2014 года. Также требуется продолжить сокращение участия государства в экономике.
— Сдвинулись «с мертвой точки» программы второй волны приватизации и «Народного IPO». Прогнозируется, что активы государства сократятся в среднем на треть. Открываются новые возможности для развития частного сектора и появления новых собственников. Правительству надо продолжить активный и, самое главное, открытый и прозрачный процесс приватизации, — отметил Президент, подчеркнув при этом, что все приватизируемые объекты должны использоваться по своему прямому целевому назначению и этот аспект должны держать под контролем как акимы, так и Правительство в целом.
Вернулся Глава государства и к вопросу сокращения уровня теневой экономики. Говорилось о важности для успешного развития страны «здорового» финансового сектора (из транша, выделяемого Национальным фондом в 2014 году, 250 млрд тенге пойдут как раз на эти цели). Кроме того, в данном контексте речь зашла о кредитах, выдаваемых физическим лицам и о недопустимости их списания. «Заемщик обязан платить долги по кредитам. Это — общий порядок», — сказал Глава государства, подчеркнув, что в том случае, если человек не может этого сделать, то к нему, как принято в мировой практике, нужно применять механизм банкротства физического лица со всеми вытекающими последствиями.
Внимание участников совещания Президент обратил и на большую значимость развития регионов страны, что включает в себя широкий спектр вопросов — от обеспечения доступа к медицинским услугам до водоснабжения.
В рамках единой Программы развития регионов планируется ежегодно консолидировать порядка пятиста миллиардов тенге, то есть почти половину средств, выделяемых из Национального фонда на развитие экономики. Эти средства должны быть эффективно использованы для улучшения жизни населения и направлены только в точки роста в регионах.
Затронул Глава государства в своем выступлении и такую важную тему, как образование. Государство выделяет значительные бюджетные средства на образовательные гранты для обучения в вузах, однако выпускники отдельных вузов не могут найти работу.
Подготовка кадров осуществляется в отрыве от производства. В своем большинстве предприятия не заинтересованы участвовать в учебном процессе. Решение этой проблемы приобретает особую актуальность в рамках реализации 2-ой пятилетки индустриально-инновационного развития.
— Структура и качество подготовки специалистов системы профессионального обучения не отвечают требованиям рынка труда, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
В этой связи Президент поручил усилить работу в данном направлении, в том числе обеспечить законодательное введение нормы о дуальном обучении, предусматривающей обязательное прохождение учащимися колледжей производственной практики.
Компактное
Правительство
Президент подчеркнул, что для вхождения в тридцатку наиболее развитых стран мира требуется создание эффективной системы государственного управления. Однако, по его словам, министерства и местные исполнительные органы еще не в полной мере обладают необходимой самостоятельностью для решения своих задач, не принимают на себя ответственность. Это связано и с несовершенством действующего законодательства, которое возлагает на Правительство принятие большого количества отсылочных норм, которые могли бы утверждаться приказами министров.
— Важнейшие программы развития страны приняты, но у нас хромает их исполнение, нет оперативности и гибкости. В министерствах все еще сохраняется сложная многозвенная система исполнения поручений и задач. Только за последние годы из-за такой многозвенности внутренний документооборот в министерствах возрос в 3-4 раза, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства обратил внимание, что за последние 10 лет численность государственных служащих возросла почти на 8,5 тысячи человек, превысив 90 тысяч. Их содержание выливается в ежегодный рост административных расходов бюджета.
— Такой неповоротливый чиновничий аппарат становится тормозом в реализации принимаемых мер, снижает их эффективность. Поэтому каждый руководитель должен подумать о совершенствовании своего аппарата, — отметил Президент.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость формирования компактного Правительства с переносом центра принятия решений на уровень министерств и регионов для того, чтобы повысить оперативность и эффективность работы госаппарата, сократить волокиту и бюрократизм.
В ходе заседания Глава государства объявил о принятом в этих целях решении реструктуризировать Правительство: теперь в его состав будут входить 12 министерств (вместо существовавших 17) и порядка 30 комитетов (взамен 54). При этом будет образовано 5 новых министерств, а девять агентств сокращаются с передачей их функций тем или иным ведомствам.
Так, в структуре Правительства появится министерство национальной экономики, которому передаются функции и полномочия от министерств экономики и бюджетного планирования, регионального развития, агентств по статистике, регулированию естественных монополий, защите конкуренции, защите прав потребителей. Возглавит новое ведомство Ерболат Досаев.
Министерство здравоохранения и социального развития объединит в себе сферы деятельности и полномочия министерств здравоохранения, труда и социальной защиты населения. Руководителем назначена Тамара Дуйсенова.
Министерство культуры и спорта примет на себя функции и полномочия министерства культуры, агентств по делам религий, спорта и физической культуры. Министром станет Арыстанбек Мухамедиулы.
Еще одним новым ведомством станет министерство по инвестициям и развитию. В его ведении будут задачи министерств индустрии и новых технологий, транспорта и коммуникаций, агентства по связи и информации, Национального космического агентства, а также вопросы энергоэффективности и геологии. Возглавит его Асет Исекешев.
Также принято решение о создании министерства энергетики с передачей ему функций и полномочий от министерств нефти и газа, индустрии и новых технологий (в части энергетики), окружающей среды и водных ресурсов (в части охраны окружающей среды), а также вопросы развития «зеленой экономики». Руководителем нового госоргана назначен Владимир Школьник.
Функции и полномочия министерства по чрезвычайным ситуациям передаются в МВД, во главе которого останется Калмуханбет Касымов.
Как сообщил Нурсултан Назарбаев, остальные министерства сохраняются с некоторыми изменениями полномочий. В частности, от министерства экономики и бюджетного планирования функции в области бюджетного планирования будут переданы министерству финансов. Функции в области рыбного хозяйства, управления водными ресурсами, лесов, животного мира от министерства окружающей среды и водных ресурсов перейдут в ведение министерства сельского хозяйства.
У премьер-министра будет только два заместителя — Бакытжан Сагинтаев и Гульшара Абдыкаликова.
Кроме того, принято решение об упразднении финансовой полиции с передачей ее функций и полномочий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений и правонарушений вновь образованному Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции. Новое ведомство возглавит Кайрат Кожамжаров. При этом вопросы экономических и финансовых правонарушений передаются министерству финансов.
В ходе заседания также Болату Жамишеву был предложен пост руководителя Банка развития Казахстана, а Нурлану Каппарову — пост президента национальной компании «Казатомпром».
Кроме того, как отметил Глава государства, руководители ныне упраздненных ведомств могут войти в состав вновь созданных министерств на должности вице-министров, продолжая курировать те же направления, что и до реструктуризации.
Президент подчеркнул, что все руководители госорганов должны провести оптимизацию своих аппаратов, исключить дублирование функций.
— Правительству также необходимо оптимизировать количество комитетов в министерствах. Как правило, в структуре министерств должны быть комитеты, имеющие территориальные подразделения. В целом комитеты и агентства, не имеющие территориальных подразделений, должны быть реорганизованы в департаменты министерств, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Также Глава государства поручил обеспечить создание прочной основы для финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления.
Жить в мире с миром
В завершение заседания Президент затронул сложившуюся региональную ситуацию, на которую Казахстан не может не обращать внимания, подчеркнув, что дальнейшее социально-экономическое развитие должно осуществляться с учетом ситуации в мире и на пространстве СНГ. В этой связи Глава государства коснулся конфликта в Украине, являющейся одним из важных партнеров Казахстана, и сказал о том, что все происходящее ставит ее экономику на грань катастрофы.
— По официальным прогнозам Правительства этой страны, падение ВВП Украины до конца года составит не менее 6%. Инфляция вырастет до 20%. Национальная валюта может значительно обесцениться. Нас это не может не тревожить, и мы должны это учитывать в своей экономической политике. Как известно, Украина является участницей зоны свободной торговли СНГ. Нас связывает с этой страной большое количество хозяйственных нитей, торговых контрактов, людских судеб. Все это вызывает у нас серьезную озабоченность, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства отметил, что из-за конфликта Украина, некогда бывшая одной из самых мощных советских республик, оказалась отброшенной на десятилетия. Для того, чтобы восстановить пришедшую в упадок экономику и социальные объекты, потребуется еще много лет.
Глава государства отметил, что Казахстан сопереживает трагедии простых людей в Украине.
— Мы призываем все стороны конфликта сесть за стол переговоров и найти взаимоприемлемые решения на основе доверительного и откровенного диалога для прекращения кровопролития, особенно в отношении женщин и детей. Считаю, что другой разумной альтернативы нет. Я со своей стороны подключаюсь и делаю все возможное, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Пример Украины подчеркивает важность единства и стабильности. Когда общество перестает заниматься трудом, и люди ходят на митинги, как на работу, происходит выискивание врагов внутри страны, возникает беспорядок с необратимыми последствиями.
— Только мирная жизнь и честный труд обеспечат благополучие. Единство народа — самая большая ценность, и хранить ее, как зеницу ока — долг всего народа, — сказал Президент.
По словам Лидера нации, главная задача государственных органов и общественных институтов нашей страны состоит в том, чтобы бережно хранить мир, согласие, спокойствие и безопасность в стране.
— Сегодня важно продолжать укреплять единство политических партий, общественных объединений, профсоюзов, неправительственных организаций и направить работу всех средств массовой информации для общего блага государства и народа. Партии «Нур Отан» следует усилить работу с населением, особенно по решению имеющихся на местах проблем. Мы всегда воспитывали нашу молодежь в духе толерантности, верности своей стране. Необходимо активно вовлечь всех, прежде всего, молодежь к работе по достижению целей, определенных в Стратегии «Казахстан-2050». Только единый народ, сплоченный вокруг исторической цели, которую мы поставили до середины ХХI века, может выполнить свою миссию, — заключил Глава государства.
Условия для поступательного развития
Итоги работы Правительства за первое полугодие на совещании представил первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев. Он проинформировал, что в текущем году основные усилия были сосредоточены на реализации начального этапа «Стратегии «Казахстан — 2050».
На фоне замедления роста мировой экономики и углубления геополитических рисков была принята Дорожная карта первоочередных мер социально-экономической политики на 2014 год. Работа, по словам первого вице-премьера, проводилась по пяти ключевым направлениям.
Во-первых, приняты меры по обеспечению экономического роста и масштабной поддержке бизнеса. Основным стимулом стала инициатива Президента страны по выделению 1 трлн тенге из Национального фонда.
— Первые 100 млрд тенге, выделенные из Нацфонда на кредитование малого и среднего бизнеса, уже доходят до предпринимателей, — отметил Б. Сагинтаев. — Банками одобрено 327 проектов на 76,4 млрд тенге, из них фактически профинансировано 218 проектов на 50,5 млрд тенге. На рассмотрении находится еще более 150 проектов. Дополнительно по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» с начала года просубсидировано 467 проектов.
Также Правительством принимается комплекс мер по улучшению условий ведения бизнеса по стандартам стран ОЭСР. Приняты Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года и закон «О разрешениях и уведомлениях», кардинально упрощающий разрешительную систему.
Большим подспорьем для бизнеса стала полная автоматизация выдачи лицензий. Совместно с Национальной палатой предпринимателей Правительством проведена ревизия всего законодательства и выявлено более 240 инертных норм, мешающих развитию. В Парламент внесен законопроект, закрепляющий принципы «Yellow Page Rules», ограничивающие участие государства в предпринимательской деятельности.
С целью исполнения поручения Главы государства по вхождению к 2016 году в 30-ку стран рейтинга «Doing Business» принят закон, предусматривающий упрощение процедуры оформления земельных участков, регистрации предприятий, внедрение электронного таможенного декларирования. К примеру, по земле сроки оформления сокращены до 30-35 рабочих дней (сейчас они составляют от 2 месяцев до 1 года), и теперь требуется только одно заявление в электронном виде (тогда как прежде — до 14 документов и до 12 подписей). Кроме того, разработан План мер по улучшению индикаторов «Doing Business» и начата работа со Всемирным банком.
По данным первого вице-премьера, принята Концепция реформирования нормативной базы в строительной сфере. С 1 января 2015 года будут внедрены новая система технического регулирования и Еврокоды. В Парламент внесен законопроект по вопросам реформирования экспертной деятельности, направленный на устранение причин, вызывающих удорожание проектов.
Второе направление касается усиления поддержки агропромышленного комплекса. В частности, разработана схема специализации регионов для производства конкретных видов продукции. Одобрены основные подходы развития пищевой промышленности до 2020 года и составлены Карты проектов.
На создание перерабатывающих производств будет направлено 25 млрд тенге из выделенных Нацфондом. На сегодня фактически профинансировано 85 проектов на 20 млрд тенге.
Правительство начало финансовое оздоровление субъектов АПК. За последние три месяца одобрены заявки 169 заемщиков на сумму порядка 150 млрд тенге. Внедрен новый механизм субсидирования инвестиционных вложений, предусматривающий возмещение от 20 до 80% расходов предпринимателей при реализации проектов. Эта мера позволит привлечь до конца года дополнительно порядка 50 млрд тенге частных инвестиций. Разработаны новые подходы по налогообложению субъектов агробизнеса.
В-третьих, приняты меры по расширению транзитного потенциала страны.
Четвертый комплекс мер связан с региональной политикой. По поручению Главы государства Правительством принята единая Программа развития регионов до 2020 года. Интеграция основных отраслевых программ позволит исключить дублирование направлений расходов (свыше 50%) и улучшить их координацию и администрирование. Государственная поддержка будет сфокусирована на развитии приоритетных «точек роста».
И, наконец, пятое — выработана новая политика в отношении водных ресурсов страны. Так, в апреле принята Государственная программа управления водными ресурсами, в которой поставлена задача на первом этапе — к 2020 году — решить проблему обеспечения населения питьевой водой, а на втором этапе — к 2040 году — вопросы орошения.
На особом контроле Правительства находится поручение Лидера нации по подготовке к проведению выставки ЭКСПО-2017. С мая текущего года начаты строительно-монтажные работы. Как заверил первый вице-премьер, все мероприятия ведутся в установленные сроки и в соответствии с Национальным планом.
В связи с состоявшимся 29 мая текущего года в Астане историческим событием — подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе — Правительство в настоящее время разрабатывает План мероприятий по ратификации документа. Одновременно продолжается работа по завершению процесса вступления Казахстана в ВТО.
Заслушав доклад, Глава государства подчеркнул, что все стоящие на сегодня вопросы решаются. Остается лишь контролировать дальнейшее осуществление задач и эффективное использование средств.
Выйти из тени
Об исполнении бюджета за первую половину текущего года доложил заместитель премьер-министра — министр финансов Бахыт Султанов. По его информации, в отчетном периоде бюджет исполнялся в условиях повышения ставок отдельных видов налогов и платежей, введения моратория на проверки бизнеса, а также облегчения процедур закупок.
Как заметил Б. Султанов, доходы исполнены с ростом, а освоение расходов сложилось лучше прежней динамики. Так, поступления по всем уровням бюджета выполнены. Государственная казна пополнилась на 19%, или на 602 млрд тенге больше, чем год назад. Данный прирост связан в том числе и с увеличением трансфертов из Нацфонда. В то же время расходы государственного бюджета освоены почти на 4 трлн тенге. Не освоено 130 млрд тенге, в том числе по республиканскому бюджету — 77 млрд тенге.
Следующим шагом станет переход на государственный аудит, который снизит ошибки и риски расходования. Соответствующий проект закона внесен и обсуждается в Парламенте.
Дефицит республиканского бюджета сложился на уровне 285 млрд тенге и полностью профинансирован внутренним заимствованием. Государственный долг, как следует из доклада главного финансиста страны, находится на безопасном уровне. Рассматриваются возможности для выгодного привлечения внешних источников.
Осветил вице-премьер — глава Минфина и принимаемые системные меры.
Во-первых, они призваны повысить собираемость доходов бюджета и одновременно улучшить условия для ведения бизнеса.
Так, с 1 июля текущего года введены электронные счета-фактуры, что призвано улучшить администрирование НДС и снизить теневые обороты по данному налогу. В таможенном декларировании замена бумаг на электронные формы снижает временные затраты участников внешнеэкономической деятельности в пять раз. Для дальнейшего сокращения издержек бизнеса в Парламент внесен законопроект, предусматривающий перенос акцента в таможенном контроле на стадию после прохождения товарами экономической границы.
Во-вторых, принимаемые фискальные меры прямо связаны с выполнением задачи по снижению уровня теневой экономики. Здесь также приняты конкретные решения. Полным ходом реализуется поручение Главы государства по легализации капитала. Данная акция стартует 1 сентября.
Принят соответствующий Закон, все подзаконные акты к нему разработаны и будут утверждены до 15 августа. В результате легализации капитала планируется вовлечь в экономику около 2 трлн тенге в течение текущего и 2015-го годов. Бюджет может пополниться на 100 млрд тенге.
Кроме того, принято совершенно новое законодательство в сфере реабилитации и банкротства предприятий, существенно влияющее на их мобильность.
Третье направление — создание условий для развития реальной экономики. Для оживления ее кредитования приняты налоговые послабления для банков. Осваиваются первые 100 млрд тенге из триллионного пакета, а в рамках осеннего уточнения бюджета планируется капитализировать Фонд проблемных кредитов.
Приняты меры по расширению доступа бизнеса к государственным закупкам. В результате количество участников электронных госзакупок выросло на 30 тыс., или на 16%. При этом количество состоявшихся конкурсов с первой попытки увеличилось в два раза, а нарушения процедур сократились на 3 000.
Касаясь темы госзакупок, Президент заметил, что именно в этой сфере кроются все нарушения и коррупционные действия. Поэтому столь актуально проведение их исключительно в электронном формате.
В ответ Б. Султанов проинформировал, что на сегодня разработан кардинально новый законопроект о госзакупках, основанный на современных стандартах ЮНСИТРАЛ ООН и FIDIC. По текущим товарам предложено внедрить электронный магазин, а по объектам строительства ввести контроль со стороны проектных менеджеров в соответствии с мировой практикой.
Теневая экономика, по словам Нурсултана Назарбаева, — это большой резерв для поступлений в бюджет. По оценке экспертов, от 20 до 30% средств находится в тени.
— В Казахстане множество неорганизованных базаров, находящихся в антисанитарном состоянии, — сказал Президент. — Неужели наши бизнесмены не могут взять это выгодное дело в свои руки?! Надо строить организованные крытые торговые центры. Акимы для этого должны выделить земли, включить их в свободную экономическую зону, освободить от налогов и закрыть стихийную торговлю. Но и люди при этом не должны пострадать. Активно в этом плане работа идет в Алматы, Шымкенте.
В продолжение выступления Б. Султанов сообщил, что важной мерой по созданию условий для развития предпринимательства является сокращение государственного участия в экономике до 15%.
В рамках Комплексного плана реализации «второй волны приватизации» предполагается продажа 853 объектов, в том числе 295 — до конца текущего года. На сегодняшний день продано 14 объектов на сумму 437 млн тенге. К концу 2016 года, помимо передачи в конкурентную среду организаций, будут реорганизованы или ликвидированы еще 380.
На вопрос Главы государства о том, какие меры принимаются для открытой транспарентной приватизации объектов, выступающий ответил, что создана единая площадка — веб-портал на базе Комитета госимущества и приватизации.
Какой бы объект ни продавался — будь он коммунальной, республиканской собственности либо входящий в состав холдинга, СПК, — его реализация будет осущест-вляться через единую площадку, которая на сегодня активно рекламируется.
Президент акцентировал внимание на уроках первой приватизации, в ходе которой землю и имущество приобретали те, кто имел власть и распределял их «своим». Необходимо учитывать прошлый опыт и не повторять его в будущем. Глава государства подчеркнул, что вторая волна приватизации — это большое мероприятие, в результате которого государство отойдет от бизнеса. Приватизированные объекты перейдут в рыночную среду, увеличится количество деловых людей, облегчится экономика, в бюджет поступят дополнительные средства.
В канун второй пятилетки
О ходе реализации индустриальной программы проинформировал вице-премьер-министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев.
Он сообщил, что во втором полугодии запланирован ввод около 100 проектов Карты индустриализации на 600 млрд тенге. В соответствии с утвержденной Главой государства программой второй пятилетки ФИИР разработан пошаговый План мероприятий по приоритетным отраслям. Наряду с этим отдельно разрабатывается Комплексный план по развитию легкой промышленности. Министерство совместно с АО «Байтерек», «Самрук-Казына» формирует список инфраструктурных и индустриальных проектов для инвесторов.
Конечно, ухудшение конъюнктуры на мировых рынках и нестабильность геополитической ситуации оказывают влияние на состояние отечественной промышленности. Так, индекс физического объема в первом полугодии составил 99,6%. Для сравнения: сокращение за 5 месяцев текущего года отмечается в Азербайджане (на 2,1%), Беларуси (на 1,3%). В горнодобывающей промышленности Казахстана ИФО составил 99,4%. Основная причина тому — плановый ремонт на ТОО «Тенгизшевройл», снижение объемов добычи железной руды и угля. В обрабатывающей промышленности положение несколько лучше, однако и здесь ИФО снизился до 99,7%. Основными факторами послужили остановка на реконструкцию Жезказганского медеплавильного завода, введение Евросоюзом пошлин на нашу фосфорную продукцию.
Говоря о реализации индустриальной программы в сложившихся неблагоприятных условиях, Президент на совещании акцентировал внимание акимов областей на необходимости вывода вновь вводимых предприятий на полную мощность.
В продолжение доклада вице-премьер — глава МИНТа отметил стабилизирующую роль индустриальной программы, благодаря которой наблюдается рост в машиностроении (101,7%), фармацевтике (101,3%), производстве стройматериалов (108,1%), легкой промышленности (101,2%). Эффект индустриализации ощущается в ряде регионов. Так, в Костанайской области ИФО горнодобывающей промышленности составил 93,9%, а ИФО обрабатывающей промышленности — 106%.
По словам А.Исекешева, в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности сформирована нормативно-правовая база, принят новый Закон, утверждены требования по энергоэффективности для транспорта, электродвигателей, зданий и их проектным документациям, а также утверждено более 200 технических стандартов для оборудования. Кроме того, принята программа «Энергосбережение — 2020».
Наряду с этим создан Государственный энергетический реестр 11 тысяч крупных энергопотребителей страны. В настоящее время более 4 000 крупнейших предприятий проводят энергоаудит, по результатам которого им предстоит разработать и реализовать пятилетний план энергосбережения.
Основу реестра составил промышленный сектор, который потребляет более 70% электроэнергии страны, тогда как на население приходится 12%, на транспортный сектор — 5%.
Особое внимание уделяется 50 крупным промышленным предприятиям, потребляющим 40% энергоресурсов страны. По ним реализуются успешные пилотные проекты с привлечением немецких и французских специалистов. К примеру, АО «Алюминий Казахстана» в 2013 году инвестировано 71 млн тенге в энергосбережение, что позволило сэкономить более 30 млн квт/ч электроэнергии (сопоставимо с потреблением 600 школ).
На этой теме Глава государства акцентировал внимание. Тарифы на электроэнергию в нашей стране настолько низкие, заметил Нурсултан Абишевич, что предприятия, работая на устаревшем оборудовании, не прилагают усилий для экономии. А значит, и продукция, выпускаемая ими, неконкурентоспособна. Необходимо не только критиковать, но и помогать обновляться промышленным предприятиям.
Кардинальные преобразования происходят в сфере геологии и недропользования. К примеру, сняты многие бюрократические препоны. Основные, концептуальные изменения отражены в поправках в Законе «О недрах», которые будут приниматься осенью. На 60% снижаются административные барьеры, внедряется упрощенный порядок предоставления права недропользования по австралийской модели. Принята Программа по развитию геологии на 2015-2019 годы, согласно которой объем финансирования увеличен в 10 раз по сравнению с 2000 годом и составит более 1 трлн тенге.
В своем докладе А. Исекешев остановился также на системной работе в электроэнергетической отрасли. Принята Концепция развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года, определена модель рынка, утвержден баланс мощности до 2030 года.
Если говорить по видам энергии, то в угольной энергетике, несмотря на отдельные недостатки, за 5 лет реализации политики предельных тарифов ежегодный объем инвестиций увеличился в пять раз, инвестировано около 700 млрд тенге. Это позволило модернизировать 5000 МВт существующих и ввести 1700 МВт дополнительных электрических мощностей.
Продолжается реализация проекта строительства Балхашской ТЭС. Станция будет введена в эксплуатацию в 2018-2019 гг.
В атомной энергетике определены потенциальные площадки для строительства АЭС — это Курчатов и Балхаш. Создана управляющая компания по организации их строительства. Подписан меморандум о сотрудничестве с российской стороной по строительству АЭС в Курчатове.
В сфере возобновляемых источников энергии утверждены фиксированные тарифы для производителей электроэнергии от ВИЭ. Согласно прогнозному балансу до 2030, доля ВИЭ должна составлять не менее 30% в общей генерации.
Сохранить положительные тренды
Для реализации поставленных задач по вхождению в 30-ку наиболее развитых государств мира и сохранения положительных трендов развития Правительство сосредоточило усилия на различных направлениях социальной политики. Как проинформировала заместитель премьер-министра Гульшара Абдыкаликова, в рамках обеспечения доступности образования продолжается работа по ликвидации школ с трехсменным обучением и аварийных школ. Кроме того, в области подготовки кадров для экономики принята единая методика разработки профессиональных стандартов, которая позволит строить образовательные программы с учетом потребностей работодателей.
— Правительством определены 10 вузов и 10 колледжей по подготовке кадров, которые будут работать по индивидуальным программам развития, и 20 наиболее востребованных специальностей, — сообщила вице-премьер.
Что касается миграционной политики, то она теперь, по словам Г. Абдыкаликовой, предусматривает присвоение статуса оралмана всем этническим казахам, а также предоставление права на гражданство Казахстана после оформления вида на жительство. Кроме того, репатрианты, прибывшие в приоритетные регионы расселения, могут рассчитывать на социальную поддержку, включающую в себя микрокредитование, возмещение транспортных расходов. Привлекая иностранную рабочую силу, теперь будут внедрять принцип свободного перемещения сотрудников транснациональных корпораций, обрабатывающей промышленности, АПК и геологоразведки.
В тему трудоустройства прозвучали и данные, согласно которым с начала года участниками «Дорожной карты занятости» стали около 60 тыс. человек, созданы рабочие места в рамках 1 900 инфраструктурных проектов, получили микрокредиты около трех с половиной тысяч человек, ими же создано дополнительно 3 254 рабочих места.
Говорилось и о том, что в целях совершенствования сферы здравоохранения внедрена система оплаты первичной медико-санитарной помощи, которая позволила ликвидировать региональное неравенство в обеспечении гарантированного объема бесплатной медпомощи на амбулаторном уровне. Результаты дают и меморандумы о сотрудничестве с акиматами, реализуя которые удалось снизить младенческую смертность на 10%, материнскую — на 18,6% по сравнению с прошлым полугодием. Начат переход от безусловной формы адресной поддержки к системе социального контракта, который содержит индивидуальный план выхода семьи на самообеспечение. По словам вице-премьера, в этом году начата апробация новой модели в Акмолинской, ВКО, Жамбылской областях и в последующем планируется внедрение такой методики по всей республике.
Не ослабевает внимание и к людям с ограниченными возможностями, которых в 1-м полугодии трудоустроено более 9 тысяч, а до конца года планируется обеспечить работой 17 тыс. Для их пользования адаптировано 430 объектов инфраструктуры.
Стабильность — в приоритете
Одним из основных направлений работы министерства экономики и бюджетного планирования стала выработка и реализация мер адаптации экономики и бизнеса к условиям функционирования в Евразийском экономическом союзе, сообщил глава ведомства Ерболат Досаев.
Принимая во внимание возрастающие риски в мировой экономике, министерство на системной основе проводит мониторинг динамики внешних и внутренних экономических показателей и их влияния на экономику Казахстана.
По его словам, если говорить о казахстанской продукции, продолжающийся кризис на Украине и замедление роста экономики России до 1% по итогам 1-го полугодия негативно сказались на спросе. За январь-май экспорт товаров в Россию снизился на 21,7%, на Украину — на 31,1%. На этом фоне рост ВВП Казахстана за 6 месяцев текущего года составил 3,9%.
В связи с проведенной корректировкой курса тенге инфляция составила 4,9%, в том числе цены на продовольственные товары выросли на 5,4%, непродовольственные товары — 5,0%, платные услуги — 4,3%.
В рамках реализации Дорожной карты первоочередных мер Правительства министерство сконцентрировалось на решении первоочередных задач по поддержке экономики. В их числе — разработка механизма предоставления временных понижающих коэффициентов к тарифам на перевозку грузов железнодорожным транспортом АО «Арселор Миталл», АО «CNPC», АО «Алюминий Казахстана». Для месторождений «Казахмыс» в Жезказганском регионе и «Каражанбас» в Мангистауской области, с тяжелыми условиями добычи и имеющих низкую рентабельность, Правительством впервые установлены пониженные ставки НДПИ.
Также для возмещения объемов нефти, связанных с отсрочкой добычи на месторождении «Кашаган», достигнуты договоренности с недропользователями о сохранении объемов добычи на уровне прошлого года в размере 81,8 млн тонн. Приняты меры и по дальнейшему оздоровлению банковского сектора.
В ходе выступления глава экономического ведомства проинформировал о том, что в рамках Закона по внедрению нового пакета стимулов для инвесторов будет обеспечен переход на утверждение предельного уровня тарифов для всех субъектов естественных монополий на долгосрочный период.
Речь шла и том, что одним из основных направлений по снижению нагрузки на бюджет является широкое применение механизмов ГЧП при реализации инвестиционных проектов. В связи с тем, что большинство проектов носит региональный характер, внесены изменения в законодательство, которые предоставляют местным исполнительным органам полную самостоятельность в реализации концессионных проектов регионального значения со стоимостью до 7,5 млрд тенге.
Министр экономики напомнил, что в мае в целях диверсификации и устойчивого развития экономики Казахстана были подписаны Рамочные соглашения о партнерстве между Правительством Республики Казахстан и четырьмя международными финансовыми организациями. Для их реализации совместно с МФО определены основные направления сотрудничества, в числе которых — создание Координационного совета по работе с МФО под руководством премьер-министра РК и 8 рабочих групп под руководством министров и председателя Национального банка. Также определен предварительный пул проектов на 2014-2017 годы с объемом финансирования со стороны МФО более 5,5 млрд долл. и софинансирования Правительства порядка 1 млрд долл.
Предлагаются такие основные направления для финансирования МФО, как развитие МСБ через предоставление кредитных линий и повышение их конкурентоспособности, модернизация системы ЖКХ и развитие агломераций, повышение энергоэффективности и строительство объектов ВИЭ, строительство и модернизация транспортной инфраструктуры.
Завершая выступление, Ерболат Досаев заверил, что совместно с государственными органами разработаны антикризисные планы в зависимости от различных сценариев развития экономики, а также отдельный план мер на случай введения дальнейших санкций против России и ухудшения ситуации вокруг Украины.
Программа трансформации
О ходе выполнения задач, поставленных перед ФНБ «Самрук-Казына», доложил председатель Правления АО Умирзак Шукеев.
По его словам, компания максимально опирается на внутренние ресурсы без дополнительной капитализации и тщательно контролирует вопросы финансовой устойчивости, а проведенная работа уже дает свои результаты.
— Операционная доходность в 2009-2011 гг. снизилась с 25% до 17% по причине вынужденных приобретений фондом токсичных активов из частного сектора. Нам удалось переломить эту тенденцию, и по результатам 6 месяцев показатель вновь повысился до 22,2%, а закончить год собираемся с показателем 22,7%, — привел данные руководитель фонда.
Среди других основных показателей компании У. Шукеев назвал последовательное снижение объема финансирования из республиканского бюджета и использование средств на социально ориентированные проекты. Кроме того, в результате снижения внешнего долга емкость заимствований группы сегодня возросла до 14 млрд долларов.
— Это потенциал, который мы можем задействовать в любой момент для новых приоритетных инвестиционных проектов. Но главный показатель — стоимость капитала группы фонда увеличилась с 38, 6 млрд долларов в 2010 году до 48,7 млрд на сегодня, — подчеркнул выступающий.
Подробно было сказано в докладе и о системных мерах фонда, в числе которых — внедрение целевой модели казначейства, которая в прошлом году уже дала эффект в 16 млрд тенге, а в текущем году ожидается 19 млрд. За три года, по мнению спикера, эта мера сократит долговую нагрузку компаний на 147 млрд тенге. Разработана и программа сокращения затрат, внедрена информационная система электронных закупок, позволившая за 1,5 года сэкономить 46,3 млрд тенге, или 10% от запланированных сумм закупок компаний. Как сказал У.Шукеев, на текущий момент из фонда выведено 507 непрофильных активов, в том числе реализовано 415, ликвидирован 21 объект, передано в местные исполнительные органы 68, реорганизовано 3.
Особый акцент глава компании сделал на разработке полномасштабной программы трансформации фонда. Проведенный анализ компании «Маккензи» показал, что по финансовой устойчивости, эффективным правилам политики, прозрачности отчетности, антикризисной устойчивости «Самрук-Казына» находится на достойном месте.
— Однако мы отстаем по ряду важных показателей. Речь идет об операционной эффективности наших дочерних компаний, отдачи на капитал и рентабельности инвестиций. Программа трансформации как раз нацелена на преодоление этого отставания, — сказал Шукеев. Речь идет о кардинальных мерах по доведению до международных стандартов качества персонала, бизнес-процессов и технологий. Трансформация предусматривает реструктуризацию портфеля активов, в том числе масштабную приватизацию, глубокий реинжиниринг устаревших бизнес-процессов, их активизацию и регламентацию. В этом ключе идет работа с тремя пилотными компаниями: КТЖ, КМГ и Казпочта.
— Программа трансформации будет готова к сентябрю, — сообщил глава АО «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев.
Обратив внимание докладчика на значение слова «трансформация», Глава государства пояснил, что сейчас мы понимаем это как «включение опытных менеджеров в руководство компании, для улучшения корпоративного управления и увеличения активов». В качестве положительных примеров Президент привел «Эйр Астану» и Назарбаев Университет.
Показательными стали и данные о проектах компании. По приведенным сведениям Умирзака Шукеева, в фонде сегодня реализуется 162 проекта, из них 32 — на сумму 33,7 млрд долларов — входят в ГП ФИИР. Приоритет при этом отдается крупным проектам — строительству железных дорог, газопровода и т.д.
— Мы сейчас большое внимание уделяем стартап-компаниям, новым направлениям инвестиционной деятельности фонда, таким, как химия, энергетика, горнорудная промышленность, недвижимость и туризм, — отметил У. Шукеев. — Будем стремиться не допускать в этих направлениях конкуренции с частным сектором.
К примеру, объединенная химкомпания в этом году завершила первый свой проект — сернокислотный завод в Степногорске — и наконец выходит на безубыточность.
В числе крупных проектов — разработка титано-магнетитовых руд, которая будет реализована совместно с китайской стороной. Ожидается в результате, что в 2019 году в Казахстане будет налажен выпуск более миллиона тонн специальной стали, что даст толчок развитию отечественного приборо- и машиностроения.
Кроме того, по данным главы акционерного общества, крупные проекты реализуются и в сфере туризма такие, как развитие Каспийской, Щучинско-Боровской, Южно-казахстанской зон с объемом инвестиций 45 млрд тенге.
Что касается Народного IPO, то эта программа, по словам Шукеева, вновь активизирована, и в декабре текущего года компания выводит АО КEGOC и в следующем году — «Самрук-Энерго».
Привлекая инвестиции
Председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Куандык Бишимбаев доложил на совещании о работе возглавляемого им холдинга.
Первой его задачей было вывести все институты развития на прибыльность, повысить их эффективность, поскольку многие компании, входившие в его состав, находились в убытке.
Эта задача была решена. Результатом принятых мер стало получение «Байтереком» в июле 2014 года международного кредитного рейтинга ВВВ+ на уровне рейтинга Республики Казахстан, что свидетельствует об устойчивости и доверии к его деятельности.
Касаясь инвестиционной и кредитной деятельности, К. Бишимбаев привел такие данные. За год активы холдинга увеличились на 300 млрд тенге, кредитный и инвестиционный портфель вырос на 494 млрд тенге.
Более подробно глава холдинга остановился на работе самого большого его института — Банка Развития Казахстана. Так, улучшена финансовая устойчивость БРК, проблемные кредиты переданы из БРК в ИФК.
— Считаем, что Банк Развития должен быть лучшим институтом, финансирующим в национальной валюте и кредитующим экономику преимущественно в тенге. Это практика всех банков развития в мире, — подчеркнул руководитель «Байтерека».
По его словам, в 2014 году были сняты ограничения на использование средств уставного капитала. Это позволило разморозить 250 млрд тенге, находившихся ранее в банке на депозитах, снизить ставки кредитования и увеличить сроки финансирования. Если ранее БРК выдавал кредиты по ставкам 8-9 % на срок 7-10 лет, то теперь новые ставки составляют 5,5-8% на срок 15-20 лет. Это гораздо лучшие условия для реализации индустриальных проектов.
Напомнив о том, что решением Президента из Национального фонда были выделены 100 млрд тенге для поддержки МСБ, К. Бишимбаев отметил, что это позволило предоставить бизнесу беспрецедентные условия — кредитование на срок 10 лет, со ставкой финансирования 6%.
— Таких условий ранее никогда не было, — сказал он. — Хочу особо отметить, что ставка 6% ниже уровня инфляции. Теперь мы активно работаем над освоением этих денег.
В дополнение к ресурсам, выделенным из Нацфонда, в августе этого года от Азиатского Банка развития будет привлечено 150 млн долларов через Фонд «Даму».
Важнейшим приоритетом в рамках «Стратегии-2050» является привлечение иностранных инвестиций. В этом направлении холдинг проводит определенную работу. В марте 2014 году БРК подписало соглашения с Банками Китая о привлечении в экономику Казахстана 1,5 млрд долл. По линии Азиатского Банка в 2015 году планируется привлечь еще 200 млн долларов. Кроме того, холдинг ведет активные переговоры со Всемирным и Европейским Банками по привлечению денег для МСБ, около 300 млн долларов и долгосрочному совместному финансированию проектов второй пятилетки индустриализации. Проработан перечень из 26 проектов стоимостью 996 млрд тенге, по которым идет совместная работа.
Активно привлекает холдинг инвестиции и в оздоровление проблемных проектов. Так, за год работы государству возвращены активы на сумму 15,3 млрд тенге, до конца года планируется вернуть еще 10,6 млрд тенге.
Еще одним направлением деятельности является реализация программы «Доступное жилье – 2020», государственная политика в сфере ипотечного кредитования. На сегодня нормализована работа Жилстройсбербанка: отменен целый ряд комиссий, снижено количество очередей, работа банка стала более прозрачной.
— В период, когда банки снизили свою активность на ипотечном рынке, именно институты холдинга «Байтерек» ответили на это ростом своей активности. Сегодня доля компаний группы «Байтерек» на рынке финансирования жилья составила более 23%, — отметил в заключение К. Бишимбаев.
«Казахстанская правда»,
7 августа 2014 года