В последние годы система профессионального образования в РК претерпевает значительные изменения. Одним из ключевых аспектов этой трансформации является внедрение дуальной системы образования. Наша область – одна из передовых в этом направлении – активно внедряет дуальное обучение в колледжи, что значительно повышает уровень подготовки учащихся и их соответствие требованиям современного рынка труда.
Дуальная система образования – это форма обучения, при которой учебный процесс проходит не только в образовательном учреждении, но и на предприятиях. Учащиеся получают теоретические знания в колледже, а затем проходят практическую подготовку непосредственно на предприятиях или в организациях, где будут работать по завершении обучения. Это позволяет им не только теоретически осваивать профессию, но и развивать практические навыки, которые ценятся работодателями.
Заключено 1 162 договора с предприятиями
В области из 40 колледжей элементы дуального обучения внедрили в 28, что составляет 70% от общего охвата. Причем эта система действует во всех 24 государственных колледжах. В ее рамках готовят по 59 специальностям и 85 квалификациям.
– Данные учебные учреждения активно сотрудничают с предприятиями в транспортной и горнодобывающей отраслях, легкой и пищевой промышленности, сфере АПК, строительства, энергетики и связи. Внедрение дуальной системы позволяет существенно повысить уровень подготовки специалистов, так как студенты получают реальный опыт работы в своей будущей профессиональной области, – отмечает руководитель управления образования Булбул Кузембаева.
По ее словам, сегодня система в регионе демонстрирует отличные результаты. В этом учебном году было заключено 1 162 трехсторонних договора между колледжами, предприятиями и студентами. Соглашения охватывают более 5 900 учащихся. Кстати, число участвующих в дуальном обучении студентов ежегодно увеличивается на 20-25%, что свидетельствует о растущем интересе со стороны работодателей к подготовке квалифицированных кадров.
Отмечается высокий уровень трудоустройства выпускников, прошедших обучение в рамках такого образования. Этот показатель в настоящее время составляет 91%.
Один из самых важных аспектов дуального образования – это практическая подготовка учащихся на предприятиях. Они не просто учат теорию, но и получают знания, которые непосредственно применяются в их профессии. Это помогает избежать разрыва между теорией и практикой, а также делает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда.
– В то же время дуальная система образования способствует развитию партнерских отношений между колледжами и предприятиями. Компании не только предоставляют студентам места для практики, но и участвуют в процессе их обучения, что позволяет подготовить специалистов, которые будут полностью соответствовать потребностям отрасли. Хочу отметить, что работодатели заинтересованы в подготовке специалистов, так как они уже обладают практическими навыками и способны сразу же включиться в работу, – разъясняет главный педагог области.
Среди партнеров-предприятий: Донской ГОК, филиал АО «ТНК «Казхром», АО «СНПС-Актобемунайгаз», «Казпочта», ТОО «АМК Жарык», «Анвар», «Данай-Актобе». Также немало индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств.
Однако, несмотря на это, отмечает руководитель управления, количества сотрудничающих с колледжами предприятий и готовых принять студентов на практику все еще недостаточно.
К тому же стоит вопрос обновления учебных планов. В условиях быстро меняющегося рынка труда и технологий необходимо постоянно обновлять учебные планы и программы колледжей, чтобы они соответствовали последним тенденциям и потребностям предприятий.
– В рамках Года рабочих профессий и в ответ на растущий спрос на высококвалифицированных специалистов планируется дальнейшее расширение дуального обучения в области. В частности, планируется заключить дополнительные трехсторонние договоры с предприятиями, увеличить число студентов, охваченных дуальной системой, а также расширить отрасли, в которых она будет внедрена. Мы на это нацелены и будем работать в данном направлении, – говорит Булбул Бисембаевна.
Одним из ключевых шагов в будущем является расширение программы дуального обучения на новые отрасли – IT, гостиничный бизнес, управление парковым и лифтовым хозяйством. Эти направления станут востребованными в ближайшие годы, что создаст дополнительные возможности для студентов, – уверены в облуправлении.
Кстати, в рамках развития дуального обучения и укрепления практических навыков у студентов колледжи города активно участвуют в различных республиканских мероприятиях. Одним из таких значимых событий стал республиканский фестиваль «Город рабочих профессий», в котором приняли участие и актюбинские колледжи. Это мероприятие направлено на продвижение рабочих профессий и создание платформы для демонстрации достижений учебных заведений в подготовке квалифицированных специалистов.
Студенты и преподаватели актюбинских колледжей продемонстрировали высокие результаты в различных конкурсах и мастер-классах, где участники смогли не только показать свои профессиональные навыки, но и поделиться опытом с коллегами из других регионов. Участие в фестивале стало важным шагом для дальнейшего развития колледжей города, способствовало укреплению партнерских отношений с работодателями и повышению интереса молодежи к обучению по рабочим профессиям.
Повысить статус рабочей профессии
Сегодня в 22 колледжах готовят специалистов среднего профессионального образования, в 13 – рабочих. Еще в пяти ведут подготовку специалистов смешанного профиля. В общем учебные заведения осуществляют подготовку по 95 специальностям и 138 квалификациям. Самыми востребованными остаются кадры в области машиностроения, перерабатывающей и строительной промышленности, образования, здравоохранения, сферы услуг и IT-технологий.
– В Год рабочих профессий особое внимание уделено улучшению качества образования в колледжах и популяризации рабочих профессий. Это поможет повысить уровень подготовки рабочих кадров и технических специалистов.
В 2024-2025 учебном году по государственному заказу выделено 7 654 места, из которых 3 300 – из республиканского бюджета, 4 354 – из местного. Ежегодно объем госзаказа увеличивается. Особенно выросло количество мест по техническим специальностям в таких сферах, как образование, медицина, информтехнологии и сельское хозяйство. Для рабочих профессий выделено 2 135 мест, что на 5% больше, чем в 2023 году, когда было предусмотрено 2 037 мест. Кроме того, в этом учебном году по экспериментальной образовательной программе на рабочие квалификации было принято 128 учащихся 10-11-х классов, – приводит данные руководитель управления.
К слову, в рамках экспериментального проекта, внедренного в нашем регионе два года назад, особое внимание уделяется повышению престижа рабочих профессий и проф-
ориентации школьников. Учащиеся 10-11-х классов ряда школ осваивают специальности повара, швеи и автомеханика на базе колледжей Актобе и Уилского аграрного колледжа. К концу обучения, через полтора года, старшеклассники получают дипломы средних специальных учебных заведений. Выпускники смогут сразу приступить к работе или продолжить обучение в вузе.
Популяризации рабочих профессий способствует и проект «WorldSkills Kazakhstan», благодаря которому учащиеся могут повышать уровень своей подготовки. В прошлом году актюбинские студенты завоевали шесть призовых мест на чемпионате, трое из них участвовали в международном чемпионате в Лионе.
В трех колледжах региона созданы мобильные учебные центры для подготовки молодежи в сельской местности к рабочим профессиям. В рамках краудсорсингового проекта «Колледж – поле новых возможностей» активно развивается внутренняя академическая мобильность студентов, что способствует обмену опытом между Актюбинским колледжем сервиса и Кобдинским многопрофильным колледжем. Также идет работа по оснащению учебных заведений современным оборудованием, что помогает повысить уровень подготовки студентов и улучшить их конкурентоспособность на рынке труда. В этом процессе активно участвуют местные предприятия, которые сотрудничают с колледжами.
Для выявления востребованных профессий в регионе организуются форсайт-сессии с участием руководителей компаний и организаций. В сотрудничестве с работодателями также разработан новый Атлас профессий области, чтобы лучше ориентировать образовательные учреждения на потребности рынка труда.
Профилизация колледжей и подготовка лидеров
– Одним из основных направлений модернизации ТиПО является профилизация колледжей. Политехнический и строительный-технический колледжи уже успешно прошли ее, и в этом году планируется внедрить этот процесс еще в двух ссузах. Это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, необходимых для конкретных отраслей.
– Важным элементом развития профессионального образования является подготовка лидеров в сфере технического и профессионального образования. Хромтауский горно-технический колледж уже прошел международную аккредитацию по специальности «электромонтаж», а также сертификацию для пяти педагогов и шести студентов. В этом году аналогичная аккредитация планируется для Актюбинского Высшего политехнического колледжа в IT-сфере. Это не только позволит повысить статус наших образовательных учреждений, но и открывает дополнительные возможности для студентов на международной арене, – разъясняет Булбул Кузембаева.
Для повышения квалификации преподавателей организовываются стажировки в ведущих колледжах РК и зарубежных странах. В прошлом году семь педагогов прошли стажировку в Китае. На этот год планируется направить их в Казань в автодорожный и политехнический колледжи. Такие стажировки дают возможность педагогам перенимать передовые методики обучения и применять их в своей практике.
Обновление материально-технической базы колледжей – еще один приоритет. Ведь для качественного освоения профессии важно иметь доступ к современному оборудованию и технологиям. С этой целью колледжи активно сотрудничают с предприятиями, которые помогают обновлять техническую базу и участвуют в процессе обучения. Так, к примеру, над 23 государственными колледжами взяли шефство местные предприятия, которые помогают студентам проходить практику и в дальнейшем трудоустроиться. Навыки работы на современном оборудовании способствуют лучшей подготовке специалистов и повышению их востребованности на рынке труда.
Более точечно удовлетворить потребности рынка труда помогает программа целевой подготовки специалистов по заявкам предприятий. В этом году по ней было принято 700 учащихся, в следующем году планируется увеличить их число до 740. Уже сегодня два колледжа создают малые предприятия при учебных заведениях, что также способствует укреплению связей с бизнесом и подготовке специалистов, готовых к трудовой деятельности сразу после окончания колледжа.
– В рамках Года рабочих профессий нам предстоит многое сделать для дальнейшего развития системы образования в регионе. Среди важных проектов – открытие автотехнопарка при Хромтауском вышем горно-техническом колледже и IT-хаба при Актюбинском Высшем политехническом колледже. Эти центры станут важными инструментами для подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствующих отраслях.
В планах развитие предпринимательских инициатив среди молодежи, что позволит студентам развивать навыки ведения бизнеса и создавать собственные проекты в рамках колледжей.
Все эти мероприятия направлены на повышение престижа рабочих профессий, улучшение качества подготовки специалистов и укрепление связи между работодателями, образовательными учреждениями и молодежью. Мы уверены, что эти меры позволят создать новые возможности для трудоустройства и карьерного роста наших студентов, а также помогут обеспечить экономику региона квалифицированными кадрами, готовыми к решению современных вызовов, – заключила руководитель управления.
Ключ к успешной карьере
О преимуществах дуального обучения рассказали в Актюбинском колледже сервиса.
Этот ссуз является одним из ведущих учебных заведений в области в подготовке рабочих кадров в сфере обслуживания. Он одним из первых внедрил дуальную форму
обучения в учебный процесс.
Заместитель директора колледжа сервиса Айгуль Оралбаева рассказала о преимуществах дуальной формы обучения, подчеркнув, что этот подход позволяет студентам не только получать теоретические знания, но и на практике осваивать необходимые навыки, которые востребованы работодателями.
– Учебные программы у нас составляются с учетом требований работодателей — социальных партнеров колледжа. На сегодня 309 учащихся колледжа получают знания в рамках дуального обучения. Подписаны договоры с ассоциациями дизайнеров и портных области, гостиничного и ресторанного бизнеса. Также заключены соглашения с сетью ресторанов «Афсона», «Саркыт», «Юрта», сетью столовых «Апорт», ТОО «Глобал-спецодежда», «Шебер профи». Это позволяет студентам колледжа получать реальный опыт работы на предприятиях, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда, – поясняет представитель ссуза.
Айгуль Оралбаева подчеркнула: сотрудничество с ведущими компаниями города и области помогает выпускникам не только развивать практические навыки, но и увеличивает их шансы на трудоустройство сразу после окончания учебы. Колледж продолжает развивать дуальную форму обучения, уверенно ориентируясь на потребности работодателей и современные требования отрасли.
Выпускница колледжа сервиса Малика Алламуратова благодаря полученным знаниям и опыту работы в стенах учебного учреждения смогла построить успешную карьеру сразу после получения диплома кондитера.
– Училась я по специальности «повар-кондитер». Уже в процессе учебы поняла, что будущая профессия – мое настоящее призвание.
С каждым годом все больше углублялась в кондитерское искусство, получая не только теоретические знания, но и практический опыт в лучших кондитерских цехах города, таких как «Bagetto», «Original Cakes» и «Ваниль», – рассказывает Малика.
Этот опыт стал важным шагом в ее профессиональном развитии и укрепил увлечение созданием тортов. Во время учебной практики Малику не раз приглашали на работу, что позволило ей совершенствоваться в мастерстве и стать настоящим профессионалом.
Сразу после окончания колледжа девушка продолжила обучение в Высшем колледже АРУ имени
К. Жубанова по специальности «инженер-технолог», одновременно работая и продолжая развиваться.
В 2022 году в чемпионате World Skills она заняла первое место. После были победы в областных конкурсах, на республиканском чемпионате, где она была признана лучшим специалистом по кондитерским компетенциям.
Значительный опыт и победы на состязаниях не только повысили уровень ее профессионализма, но и стали важным шагом для дальнейшего развития. В 2024 году Малику пригласили работать в родной колледж по молодежной программе. После годичной практики она получила постоянную работу и продолжила свою карьеру как производственный обучающий мастер.
Малика также открыла собственный кондитерский цех. Свой бизнес активно продвигает через Instagram-страницу @malika_cakes_aktobe, принимая заказы на
изготовление тортов.
Сегодня девушка продолжает развивать свой бизнес и обучает будущих кондитеров в колледже. Малика своим примером демонстрирует, как важно сочетать теорию и практическое мастерство для достижения успеха в профессии.
Фото из архива Малики АЛЛАМУРАТОВОЙ
Над Главной темой работала Айжан ШАУКУЛОВА
Фото из архива «АВ»