Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Новые маршруты и старые проблемы

Какие села теперь доступны на автобусах, сколько стоят поездки и каковы условия на автовокзале, выясняла корреспондент «АВ».

Прибывает и отъезжает по 70 автобусов в день

За два года число рейсовых автобусных маршрутов между районами области и городом Актобе увеличилось до 15. Большинство из них отправляется от автовокзала «Сапар», где и побывала корреспондент «АВ». Условия тут спартанские. В зале ожидания холодно, хотя на улице около нуля градусов. Пассажиры сидят на жестких металлических сиденьях. Вход в туалет расположен со стороны перрона, стоимость услуги — 30 тенге. Уборная работает с перерывом на обед с 11.30 до 12.00. На первом этаже вокзала вновь открылся магазин. Здесь можно купить не только мелкие товары для поездки, но и стакан чая за 200 тенге или кофе за 250 тенге, что в условиях холода весьма актуально.
Пару лет назад с автовокзала можно было уехать разве что в Хромтау, Алгу, Родниковку и Кобду. Транспорт был старый, часто ломался, и рейсы периодически отменяли. Пассажирам приходилось брать такси, и затраты составляли до 5 000 тенге с человека в один конец.
Сегодня с автовокзала можно уехать в восьми направлениях. Судя по расписанию у касс, ежедневно осуществляется по восемь рейсов из Актобе в Хромтау, три рейса в Бадамшу, один в Кенкияк, восемь в Алгу, три в Кобду, два в Родниковку, пять в Кандыагаш и два в Шубаркудык. Такое же количество обратных рейсов.
Не всегда транспорт ходит регулярно. Ежедневно из-за поломок автобусов отменяют по 2-3 рейса. Так, 30 января пассажирам пришлось сдавать билеты на рейс
Актобе – Хромтау, который должен был состояться в 16.20. Ехать оказалось не на чем.
— До пандемии автобусы между Хромтау и Актобе курсировали чуть ли не каждые полчаса. Сейчас они ездят с большим перерывом, ждать следующего рейса до 18 часов мы не можем, дома тоже есть дела, — высказалась жительница Хромтау Зульфия.
Девушка с подругой пошла на такси, за поездку пришлось каждой выложить по 2 000 тенге. В зале ожидания автовокзала остались в основном пенсионеры, семьи с детьми и люди, которые ездят в город на лечение. Им на всем приходится экономить. Среди оставшихся мать двух девочек-подростков. Они ездили в город лечить зубы. В такси за каждое место нужно отдавать полную стоимость билета. В автобусах и газелях за детей в возрасте до 15 лет родители платят 50% от стоимости. К примеру, матери с двумя детьми-подростками на поездку из Хромтау в Актобе и назад на такси нужно будет отдать 12 000 тенге, а на автобусе она уложится в 2 400 тенге. Детский билет стоит не 600 тенге, а 300.
— Мы предпочитаем ездить на автобусе, так безопаснее, — высказывается 77-летняя пенсионерка Надежда Бардадина. – Таксисты носятся по обледеневшей трассе, часто идут на обгон. Врач направила меня на лечение из Хромтау в Актобе, муж взялся сопровождать. То к одному врачу, то к другому, расстояния в областном центре большие. Из-за поломки автобуса мы застряли на полтора часа в холодном здании автовокзала. В 7 утра выехали из дома, за весь день перехватили по стакану чая в здании автовокзала.
Чета пенсионеров устала от поездки. Пока мы общались с супругой, 80-летний аксакал лег и уснул прямо на холодных металлических сиденьях в дубленке и шапке.
— Раньше в здании было тепло, на втором этаже действовал буфет, — вспоминает пассажирка Наталья Шафигуллина. – Можно было поесть хотя бы картошки с сосисками. Почему не улучшат условия?


Купить билеты не выходя из дома

Купить билеты онлайн из Актобе на внутриобластные и международные маршруты можно не только в кассе автовокзала «Сапар», но и с помощью сайта https://avsapar.com/. Билеты для детей младше 15 лет реализуют со скидкой 50%.


Автовокзал – это не театр

По сведениям управления пассажирского транспорта и автодорог области, за свои услуги автовокзал получает 20 процентов от стоимости каждого проданного билета.
Руководитель ТОО «Автовокзал Сапар» Азат Ерасилов прокомментировал, что теплых и мягких сидений больше не появится:
— В 2002-2004 годах мы покупали теплые сиденья: внутри синтепон, снаружи дерматин. Через два года все они превратились в хлам. Их изрезали ножами, ключами. После мы установили специальные типовые кресла, предусмотренные для залов ожиданий. Это мебель для вокзалов московского производства: металлическая перфорированная и антивандальная. Но посетители даже на таких креслах умудряются отрывать спинки, — показал Азат Ерасилов.
Температура в зале ожидания, по мнению владельца здания, является вполне достаточной:
— В зале поддерживается температура в пределах 9-11 градусов выше нуля, что вполне допустимо. Учитывайте, что у нас не театр, не торговый дом. Люди обязаны находиться в верхней одежде. Здание не предназначено для ожидания сутками. Пассажиры приезжают за 15 минут до отправки и отправляются в путь.
Что касается кафе, желающих возобновить его работу пока нет. Арендаторы пытались открыть кафе на втором этаже, но затраты не оправдали себя. Они не смогли покрыть даже коммунальные услуги, не говоря уже об аренде. Чай нужно держать постоянно горячим, электроэнергию расходуют тэны и печи. Чтобы столовая стала рентабельной, нужно кормить по 50-60 человек в день. Средний пассажиропоток на вокзале составляет 350-400 человек, из них лишь 8-10 воспользовались бы кафе. На первом этаже здания вокзала действует магазин, совмещенный с общепитом. Сейчас пассажиры ограничиваются чаем, кофе с бауырсаками, пирожками. Возможно, этого пока достаточно.
Как объяснил Азат Ерасилов, простаивает не только второй этаж автовокзала с оборудованием для столовой, но и помещения ресторана с магазином, вход в которые расположен в торцах здания. Желающих взять их в аренду нет.
— Самое важное, чтобы перевозчики внутриобластных маршрутов получали субсидии, — уверен Азат Ерасилов. – Руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Айбек Кайер встретился с владельцем ТОО «Qala Trans», предприниматель взялся обслуживать три внутриобластных рейса: в Хромтау, Кандыагаш и Кенкияк. На них запущены 47-местные автобусы Yutong. Остальные маршруты практически не приносят прибыль вокзалу, так как на них курсирует транспорт малой вместимости, перевозит по 160-180 пассажиров.
Поездки в Сарыжар (Хлебодаровка), Маржанбулак и Мартук остались вне автовокзала «Сапар», так как рейсы у них ежечасные. В Мартук и Сарыжар пассажиров собирают на остановке «Алакай», в районе Жилгородок. Желающие выехать в Маржанбулак встречаются на остановке «Табыс».
Уехать в Уил из Актобе можно на 14-местном Toyota Hiace. Автомобиль отправляется с автостоянки напротив Центрального рынка (со стороны ТД «Арай»). В феврале состоится конкурс на этот маршрут, победитель тоже может рассчитывать на субсидии из бюджета. Сейчас жители Уила жалуются, что четырнадцати мест недостаточно, и просят автобусы большой вместимости.

Бюджет оплатит свыше полумиллиарда

В этом году для субсидирования 12 социально значимых автобусных перевозок бюджет выделяет свыше 577,6 миллиона тенге. Тендеры действуют 5 лет. В первые 3 года перевозчик должен обновить автотранспорт, так как лишь при этом условии управление пассажирского транспорта и автодорог имеет право продлить действие договора до 10 лет.
— В 2024 году ТОО «V-Service» (дочернее ТОО «Qala Trans») за счет собственных средств приобрело восемь автобусов марки Yutong. Вместимость транспорта — 47 пассажиров. Скоро год, как по маршруту Актобе – Хромтау курсирует четыре новых автобуса, — анализирует руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Есбол Базаргалиев. — В марте прошлого года конкурс определил перевозчика по маршруту Актобе — Кандыагаш. С 1 апреля четыре новых автобуса марки Yutong компании «V-Service» вышли на линию. До этого новых автобусов на внутренних перевозках у нас не было. Раньше курсировали ПАЗики 90-х годов прошлого века. В мае определили перевозчика по маршруту Актобе – Шубаркудык, 15 июня началось движение автобусов по маршруту Актобе – Кенкияк, в августе возобновились рейсы Актобе – Бадамша. В направлении Шубаркудыка, Бадамши, Кандыагаша появился хороший пассажиропоток. На субсидирование восьми социально значимых автобусных маршрутов в минувшем году освоили почти 342 миллиона тенге, выделенных из бюджета.
Как рассказал Есбол Базаргалиев, идет планомерное обновление автобусов. Так, в минувшем году перевозчики приобрели 10 автобусов марки ГАЗ А65R35 «NEXT» (18 пассажирских мест) по программе лизингового финансирования через АО «Фонд развития промышленности». Этот транспорт сейчас курсирует по маршрутам Актобе – Кобда, Актобе – Маржанбулак, Актобе – Сарыжар и Актобе – Родниковка.

Села Иргиз и Т. Жургенова ждут перевозчика

Не охваченными автобусным сообщением сегодня остаются направления Актобе – Иргиз и Актобе – село Т. Жургенова (бывшее Комсомольское). Расстояние от Актобе до Иргиза составляет 430 км, от Актобе до села Темибека Жургенова — свыше 300 км. Одно место в такси из Иргиза в областной центр стоит 5 000 тенге, из с. Т. Жургенова – 4 000 тенге.
— Летом прошлого года провели текущий ремонт нескольких участков автодороги в Иргизский и Айтекебийский районы, — продолжает Есбол Базаргалиев. – Кроме того, начали укладывать новую дорогу, которая будет находиться рядом со старой в направлении Актобе – Хромтау – Улгайсын, в сторону Карабутака. Она станет четырехполосной. Это был участок автодороги Западная Европа — Западный Китай, который реконструировали в 2005 году. До 2010 года магистраль считалась лучше остальных. На сегодня межремонтный пятнадцатилетний срок истек и дорогу нужно расширять. Сейчас там проходит основной поток транспорта — по 15-16 тысяч автомашин в сутки. При строительстве рассчитывали на поток из 4-5 тысяч автомашин в сутки.
Жители Иргизского и Айтекебийского районов надеются: как только отремонтируют дорогу, появятся компании-перевозчики с новым транспортом. Пока на самых протяженных направлениях внутриобластных пассажирских перевозок никто не хочет ломать свой транспорт и отвечать за пассажиров, которые могут оказаться в непогоду в степи.
— Просят организовать автобусное сообщение с городом Актобе жители Богословки, Кайындысая, Петропавловки. Мы можем организовать эти маршруты, но без субсидий, так как боюсь, что финансирование на близкие расстояния не будет поддержано, — объяснил Есбол Базаргалиев. – Есть ранее действовавшие перевозки в Сарыжар, Маржанбулак. Они получили субсидирование, их организовали раньше, бросить их мы уже не можем.


Новый транспорт вместо старых пазиков

С 2021 года начали выделять субсидии на общественные перевозки, благодаря чему запущен процесс обновления автобусов через лизинг на 7 лет в АО «Фонд развития промышленности». 16-местные «Газели» стоят около 16 млн тенге. Местные перевозчики обновили ими рейсы в Кобду, Мартук. Для этого руководителям предприятий пришлось заложить свои квартиры, имущество, чтобы обеспечить 15% от стоимости автомашин. Рассчитываться будут благодаря субсидированию из бюджета. С февраля впервые начинают получать субсидии перевозчики из Бадамши, Шубаркудыка, Кенкияка и Алги.
Крупные компании, например, ТОО «V-Service», приобретают транспорт самостоятельно из Китая.

Над Главной темой работала Татьяна ТОКАРЬ

Фото Куандыка Тулемисова

Колонка "Взгляд"