Вчера на базе областного института повышения квалификации (ИПК) состоялась первая Интернет-конференция для педагогов Актюбинской области на тему «Качество образования как успешное обеспечение принципов устойчивого развития и конкурентоспособности Республики Казахстан». На ней были озвучены и обсуждены нововведения в системе образования нашей страны.
Образовательные области
Так, по словам директора ИПК Шолпан Кубеновой, с которой мы встретились до конференции, произошли значительные перемены в системе дошкольного обучения и воспитания — введен в действие новый образовательный стандарт. Теперь вместо обязательных и вариативных предметов у малышей будет пять интеграционных образовательных областей, не только педагогического, но и психологического характера. Недельная нагрузка уменьшится с 22-х часов в неделю до 15-ти. Пересмотрены и определены возрастные пороги пребывания ребенка в дошкольной организации: от года до шести лет, введены уровневые измерители индивидуального развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Что значит «образовательные области»?
С нового учебного года, поясняет заместитель директора Бибигуль Альмурзаева, в расписании детских садов появятся образовательные области, именуемые «Здоровье», «Социум», «Познание», «Коммуникация» и «Творчество». К примеру, область «Творчество» охватывает такие дисциплины, как рисование, лепка, аппликация, музыка.
Педагогический процесс будет строиться на основе общения, игры, экспериментально-поисковой деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, носить характер межпредметного, междеятельного взаимодействия, создаст оптимальные возможности для самореализации и самоутверждения каждого его участника.
К выпуску у детей должны быть привиты такие компетенции, как общеорганизационные умения, поведение в коллективе, они получат знания по основам экологии, коммуникации, патриотическому воспитанию, одновременно развивая речь и кругозор.
— Обучение в детском саду ни по новому, ни по старому госстандарту не обязывает выпускника детского сада читать, писать и считать, — подчеркивают руководители ИПК. — Это задача учителей начальных классов.
В перспективе — подготовка шестилеток в школах, за партами, но пока, в этом учебном году, во многих детских садах остались подготовительные группы, что, конечно же, удобно как малышам, так и их родителям, считают в ИПК.
Факультативы
Следующие новшества касаются школьных предметов, вернее, факультативов. Теперь, согласно приказу Министерства науки и образования РК, в девятых классах один час в неделю отводится на факультативные занятия по предмету «Основы религиоведения».
— Мы разработали несколько вариантов программ рекомендательного характера, на основании которых учителя смогут планировать свои занятия, делая акцент на истории возникновения религиозных направлений, общем понятии основных вероисповеданий, не выделяя при этом ни одно из течений, не навязывая собственных взглядов, — говорит директор ИПК.
Факультативные часы «Основы финансовой грамотности» разделены на три уровня: первый — 4-6 классы, второй — 7-9 и третий — 10-11 классы.
Раньше в школах была дисциплина «Экономика», которую вели педагоги, получившие соответствующий сертификат, возможно, они и займутся финансовой грамотностью школьников.
В 10-11 классах отводится один час в неделю на урок «Автодело».
Мнение педагогов
Во время Интернет-конференции был рассмотрен вопрос «Моделирование воспитательной системы организаций образования». Педагоги актюбинских средних школ
№ 6 и № 12 представили воззрения на проектирование воспитательной работы в практической деятельности.
Свое мнение о педагогическом менеджменте, мониторинге, компетентности руководителя, внутришкольном контроле высказали руководители архитектурно-строительного колледжа, город-ских средних школ № 40, 50, Шубаркудукской школы-гимназии Темирского района.
Обобщающим итогом рассмотренных вопросов Интернет-конференции стало обсуждение темы «Непрерывное повышение квалификации — приоритетное направление профессионального роста педагога новой формации». Методисты районных и городских отделов образования, ИПК определили точки профессионального роста, жизненные приоритеты учителей, основные критерии результативности их педагогической деятельности через траекторию индивидуального развития, уровень профессионального мастерства, аттестационные испытания.
Приглашаем на форум
Закончилось лето, пролетело, словно один день. И вновь — учебный год.
Линейка, звонок, отметки, тетрадки… В этой круговерти детских ответов и новых тем есть 20-минутная передышка — большая перемена. Педагоги собираются в учительской и обсуждают новые постановления, указания свыше, внутришкольные мероприятия, открытые уроки, внеклассные часы, поведение хулигана и двоечника с 4 «б», вызывающий наряд десятиклассницы и личные семейные проблемы.
На этой страничке мы предлагаем вам, преподаватели учебных заведений, воспитатели детских садов, работники отделов образования, и всем, кто связан с понятиями «обучать» и «воспитывать», новый проект «Большая перемена». Периодичность ее выхода и насыщенность будет зависеть от ваших звонков и писем в редакцию. Обращайтесь, если вам есть что сказать. Уверяем, что ни один ваш звонок, ни одно рукописное или электронное письмо, ни одна проблема, затронутая вами, ни одна жалоба или вопрос не останутся без нашего внимания.
Надеемся, наши уважаемые постоянные подписчики, наши дорогие учителя, что «Большая перемена» на страницах «АВ» станет вашим спутником и помощником, объединяя усилия каждого из вас в главном деле — воспитании детей.
Контактные телефоны: 560-555, 560-818.
Адрес редакции: город Актобе, проспект Абилкайыр хана, 40, здание областного акимата, левое крыло,
5 этаж, 562 кабинет.
Электронный адрес: gnazarbaeva@mail.ru
Психологи утверждают, что к 5-6 классу у детей резко падает интерес к учебе, и на первое место в их шкале приоритетов выходят взаимоотношения с ровесниками. Реальный, мотивированный интерес к процессу обучения возникает примерно с 8 класса.
Самая лучшая подготовка малыша к школе — это развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Не проявляйте неистовое упорство в обучении ребенка навыкам письма и чтения, пытаясь угнаться за вашей знакомой, которая говорит: «А мой уже с 3 лет читает».
Любить
и принимать
В кабинет психологической культуры обратились учительница начальных классов и родители Ромы Б. Педагог жаловалась: «Это избалованный ребенок, он неусидчив, невнимателен, не умеет вести себя на уроках, все время кривляется и смешит одноклассников. Игнорирует мои замечания, нередко хамит в ответ на просьбу успокоиться. Я уже и к директору его водила, и маму вызывала, и в угол ставила — все бесполезно». Родители Ромы виновато молчали.
Это не единичная ситуация, такое случается сплошь и рядом. Почему ребенок становится неуправляемым? Почему, занимаясь делом, не доводит его до конца? Почему не реагирует на замечания взрослых и ведет себя вызывающе? Что это? Дефекты воспитания или болезнь? И что ждет этого ребенка в будущем? Зачисление в категорию «трудных подростков», а затем и взрослых неудачников?
На эти вопросы отвечает педагог, практический психолог, на консультацию к которому пришли наши герои, Ирина ДЕМЧЕНКО:
«В последнее время гиперподвижные дети стали наболевшей проблемой для родителей и педагогов. Дефицит внимания и гиперактивность часто приводят ребенка к тому, что его считают чуть ли не изгоем в классе. Он получает лишь негативные отметки и выговоры от учителей, которые за его плохим поведением просто не замечают природных талантов. В итоге такие дети чувствуют себя никчемными, неисправимыми, едва ли не больше взрослых страдая от своих особенностей.
К подвижным детям с синдромом дефицита внимания нельзя применять карательные меры, следует понять, что они не в состоянии контролировать некоторые проявления своего характера. Исторические факты свидетельствуют: многие гениальные люди с детства имели свои особенности. Например, Моцарт был болен синдромом Туретта (двигательное расстройство), Эйнштейн, Нильс Бор и Леонардо да Винчи страдали дислексией (нарушение восприятия устной и письменной речи). Но наряду с этим они обладали мысленной визуализацией, были одарены творчески.
Мы, взрослые, должны помочь таким детям понять самих себя, научить их общаться с окружающими, добиваться успехов в учебе, используя свои сильные стороны».
Рекомендации психолога Ирины Демченко будут публиковаться в следующих номерах газеты. Узнаем мы и ее решение проблемы с поведением школьника Ромы Б. Предлагаем вам, уважаемые читатели, присоединиться к обсуждению этой темы и высказать свою точку зрения.
Гульсым НАЗАРБАЕВА