Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Нужно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения в Казахстане

акт террора_reswm

 

рустем сыздыков_reswmСобытия в Актобе — это не что иное, как акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение, считает заместитель председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нұрлы білім», член РИПГ при ДУМК Рустем Сыздыков и предлагает законодательно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения на территории Казахстана.

 

 

— Рустем Маликович, усилят ли события в Актобе исламофобию в Казахстане?
— Однозначно, в свете последних событий истерия по исламофобии получит новый виток. Анализ трендов показывает, что мировые и отечественные
медиаресурсы навязывают стереотип, что ислам — религия террора, хотя ислам является религией, призывающей к миролюбию и терпимости. К сожалению, действительность такова, что неосведомленные в религиозных вопросах слои населения будут судить об огромной общине традиционных мусульман по поступку группы людей, которые относят себя к исламу, но на самом деле являются последователями нетрадиционного радикального течения «салафия-ваххабия».
Некоторые граждане негативно относятся к внешним признакам религии ислам — наличие бороды, хиджаба и так далее, но смею заверить, это происходит лишь по причине отсутствия знаний основ традиционной религии.
— Что движет радикалами, чего они добивались?
— По имеющейся информации, буквально за несколько дней до теракта в Актобе в интернете появилось обращение от аль-Аднани — правой руки псевдохалифа аль-Багдади, призывающего вести «джихад» не только на территории Сирии и Ирака, но и при отсутствии возможности выезда за пределы своего государства — развязывать насильственные действия в странах проживания.
Подобные события происходят не впервые. В 2011-2012 годах серию терактов в Казахстане спровоцировали призывы радикальных салафитских лидеров, таких как Абу Мунзир аш-Шынкити (возможно виртуальный) и Абу Аниса — казахстанца, принимающего участие в боевых действиях против правящих режимов Сирии и Ирака. Этими молодыми людьми движут исключительно религиозные чувства и порывы, но они у них являются искаженными, ведь в процессе религиозно-идеологической обработки произошла полная идеологическая трансформация их сознания, подменены ценностные ориентиры, установлена ложная программа по скорому достижению «вечной жизни в раю». После такой обработки любой, даже самый образованный и интеллигентный человек пойдет на все ради «достижения рая», вплоть до самоподрыва и убийства невинных людей. По их понятиям, это тот случай, когда цель оправдывает средства, они верят, что такими действиями приносят пользу обществу.
Вместе с тем события в Актобе — это не что иное, как акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение. Поверьте, ничего особенного в актюбинском регионе нет, такое могло произойти в любом другом регионе страны, ведь течение «салафия-ваххабия» распространено по всему Казахстану без исключения.
— Неужто актюбинский регион ничем не отличается от других регионов?
— Абсолютно ничем. Там так же, как и в других областях, распространены различные деструктивные организации, в том числе радикальное течение «салафия-ваххабия».
— Чего не достает для борьбы с радикализацией общества?
— Начну с того, что наше население, в большинстве своем религиозно безграмотное, проявляет полнейший нигилизм по отношению к религиозному просвещению. А ведь каждый гражданин должен знать, в чем заключаются концепции традиционных религий и чем они отличаются от деструктивных течений.
Наряду с этим многие религиозные деятели — религиоведы, исламоведы, политологи, разного рода эксперты — не обладают достаточно глубокими религиозными знаниями. Поэтому необходимо повышать религиоведческую грамотность населения, это поможет сформировать толерантное, миролюбивое, гуманное религиозное сознание и иммунитет против агрессивной радикальной идеологии деструктивных течений.
Во-вторых, по опыту ряда стран нужно законодательно запретить деятельность таких течений. Так, еще в 1999 году в России, в частности в Дагестане вступил в силу закон о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на их территории. Через десять лет в Таджикистане Верховный суд признал деятельность религиозно-фундаменталистского течения «салафия» незаконной и своим решением запретил его деятельность на территории страны. Подобные законодательные акты имеются и в Чечне, Узбекистане, Ингушетии.
— Какие методы вербовки используют экстремисты и каков возрастной состав потенциальных радикалов?
— Социологический портрет потенциальных жертв идеологической обработки не меняется, это все те же молодые люди 17-30 лет, не имеющие основ религиозных знаний. Лидеры деструктивных течений преподносят им радикальную идеологию как абсолютную истину, причем в такой доступной форме, что все это воспринимается новобранцами без малейшей критики и сомнений. Происходит это путем искаженной интерпретации некоторых коранических аятов, которые вербовщики намеренно трактуют в радикальном формате салафитских ученых петрогосударств Персидского залива (Саудовская Аравия, Египет), чтобы сформировать у адептов неправильное веро-убеждение (акида) и в последующем манипулировать сознанием ничего не подозревающих верующих.
Популярные казахстанские лидеры деструктивных псевдорелигиозных течений (ДПРТ) занимаются культурно-духовно-нравственной переориентацией своих адептов на экстремистски настроенных радикальных ученых, таких как шейх Солих Фаузан, Усеймин течения «салафия-ваххабия». Искусственно популяризируя, динамично продвигая в религиозное сознание казахстанской молодежи ученых, функционирующих в идейных центрах стран Персидского залива, эти лидеры технологически осуществляют маргинализацию и последующую радикализацию представителей ДПРТ.
В свою очередь шейхи стран Персидского залива интерпретируют религиозные терминологии на свой лад, пропагандируют агрессивное отношение к светским законам, враждебность к правительству и неприязнь к государственной символике. Также призывают к выезду в зоны боевых действий и вступлению в бандформирования, целью которых, как известно, является ведение боевых действий против легитимных правящих режимов.
Искаженная буквальная интерпретация религиозной терминологии приводит к полной идеологической трансформации сознания верующих в вопросах акиды, разделения таухида, имана и деяний, куфра, мазхаба, масих и ширка, что в свою очередь приводит к полному отрицанию истории и опыта мусульманства казахского народа, равенства полов, свободы совести, всеобщей грамотности, к обвинению в неверии (куфре) традиционных мусульман Казахстана, порождает реакционно-утопические стремления возродить мусульманское средневековье.
— На что должны обращать внимание родители, чтобы не допустить радикализации своих детей?
— На то, когда ребенок начинает меняться как ментально, так и внешне. Когда в его речи появляются новые слова религиозного смысла. В целом неплохие слова, но часто повторяющиеся. Когда они начинают отращивать бороду, укорачивать брюки или кутаться в черное. Когда перестают проводить по лицу руками после молитвы или приема пищи, как это принято в нашем традиционном исламе и казахскими национальными обычаями. Когда начинают говорить, что смотреть телевизор — это харам, то есть грех, что нельзя учиться в светских учебных заведениях, что это кафирское учение, ненужное. Это все является признаками того, что ваш ребенок отходит от национальных моральных и религиозных традиций. А происходит это потому, что родные сами зачастую не знают основ традиционной религии. Поэтому нужно и самим быть религиозно грамотными и постоянно следить: где, от кого и какую религиозную информацию получают ваши дети.
— После терактов в Актобе уже в жесткой форме начал обсуждаться вопрос запрета салафизма в Казахстане. Как вы это расцениваете?
— Давайте для начала поясним, что такое традиционный ислам и что такое исламистский радикализм.
Традиционный ислам для казахстанских мусульман — это та форма, которая исторически была принята нашим коренным народом, стала частью его национальной культуры, традиций, самосознания и мировоззрения, которая проповедует мирное сосуществование с представителями других религий, патриотизм, и не ставит перед собой цели изменить политическое устройство страны.
Исламистский радикализм — совокупность проявлений крайних религиозных взглядов и противоправных действий, которые прикрывают и оправдывают извращенным вероучением. Радикалы, выступающие за изменение существующего государственного строя, манипулируют религиозными чувствами рядовых мусульман, жестко противопоставляя себя «неверным». Это исламистский радикализм.
Радикализация сознания происходит в два этапа. Первый — маргинализация, идеологическая религиозно-культурная трансформация, подмена ценностных ориентиров, идеологическая переориентация своих адептов на экстремистски настроенных радикальных ученых течения «салафия-ваххабия».
Маргинализация является первопричиной джихадизма и радикализма. Вспомним казахстанскую молодежь, которая на рубеже 2000-х годов воспитывалась на проповедях «умеренных» проповедников. Так вот, они оказались наиболее склонными к насильственным действиям и радикальным решениям.
Мирная ипостась ваххабитов-салафитов — это лишь начальный этап маргинализации и радикализации. Мировые религиозные эксперты по радикализации считают представителей «умеренных» салафитов завтрашними крайними радикалами. Данный феномен наблюдается повсеместно, когда умеренный салафит в дальнейшем становится агрессивным радикалом, способным на терроризм и насильственные действия.
Из бесед представителей ДУМК с родителями уехавших салафитов выяснилось, что они никоим образом не относились к крайним радикалам. Напротив, были умеренными, можно даже сказать, мирными салафитами-ваххабитами.
Второй этап радикализации — призыв к насильственным действиям, террору. Радикальные лидеры течения «салафия-ваххабия» открыто декларируют о необходимости для каждого мусульманина принимать участие в «джихаде», а некоторые из них напрямую призывают совершать его в своих странах.
— Как искоренить распространение столь опасных радикальных идеологий в Казахстане?
— Для этого нужно в законодательном порядке запретить деятельность не только течения «салафия-ваххабия», но и всех нетрадиционных деструктивных вероучений на территории Казахстана — нурсистов, сулейманистов, гюлленистов, коранитов, ахмадитов, псевдосуфии, неопротестантские течения и так далее.

(Продолжение следует)
 
Источник: Zakon.kz

Колонка "Взгляд"