Приезд артистов Государственного академического театра танца РК под руководством народного артиста РК Булата Аюханова в наш город с несколькими постановками стал традицией. Так что актюбинцы могли даже выбирать – идти на «Лебединое озеро» или выкроить вечер для балета «Сон Маргариты» на музыку современника Игоря Корнелюка.
Камерный коллектив в нынешнем году отмечает свое 50-летие, и все это время руководит им его основатель – лауреат международной Сократовской премии Булат Аюханов. Артисты часто ссылаются на него: «В постановке Булата Газизовича», «Как кем заложено? Булатом Газизовичем», «Образец профессионализма? Булат Газизович» и так далее.
Педагог-репетитор Сергей Тихонов в коллективе уже 42 года.
— Я пришел сюда сразу после окончания училища имени А. Селезнева в 1975 году. Трудно назвать партии, какие не танцевал – все танцевал. Чем отличается балет Аюханова от классического? Наверное, тем, что он Аюхановский, — шутит Сергей Иванович. – Создавал театр Булат Газизович в паре с Инессой Манской, тоже выпускницей Алма-Атинского хореографического училища. Бывает, смотрю чью-то постановку и понимаю, что мы это уже делали. То есть Булат Аюханов как хореограф опережает время и стиль его неподражаем. Нам он говорит, что в танце должна быть душа…
Худрук театра танца Гульфида Гафурова считает родной коллектив рупором казахстанского балета:
— И рупор не должен молчать, поэтому мы часто гастролируем на периферии, куда большой коллектив никогда не заедет, ведь балет Аюханова – это миссия. Порой до анекдота доходит:
— А чего не начинаем-то?
— Ждем, когда хозяйки коров подоят.
Конечно, хочется большой труппы, но все упирается в зарплату артиста и условия, вот и уезжают молодые таланты в Астану или за рубеж.
Партии одного из ведущих артистов академического театра танца Мади Касымова поражают харизматичностью образов, легкостью и тонкостью движений. В Селезневское училище мальчика привели родители.
— Я понимал, что сопротивляться бесполезно, и терпел, — рассказывает парень улыбаясь. – Но к концу 2008 года принял решение стать артистом балета и сегодня занимаюсь любимым делом. Мужчин в балете мало, как и женщин – здесь непростые физические нагрузки и высокая самодисциплина. Если у моих детей будут хореографические способности, сына я отдал бы в балет, а дочку – нет.
Кроме вышеназванных постановок, алматинцы привезли актюбинской публике «Кармен-сюиту» Безе-Щедрина, «Болеро» Равеля, «Анна Павлова. Лебедь русского балета» на музыку русских и западноевропейских композиторов, «Скифы. Южная ночь» Сергея Прокофьева, несколько хореографических миниатюр.
Жаль, что, несмотря на символическую стоимость билета, аншлага не получилось. И это при том, что на концертах поп-звезд, где билет стоит 7 000-10 000 тенге, зал набивается до отказа.
Татьяна ВИНОГРАДОВА