К закрытию 58-го театрального сезона в русской труппе драмтеатра имени Т. Ахтанова премьера. 32-й сезон казахской труппы закрывается пьесами по произведениям казахских классиков. В актюбинском храме Мельпомены целый букет событий, о которых – по порядку.
Пятая попытка победителя
24 июня, в 18.00, состоится бенефис режиссера названного театра Женисбека Калкабекова. Трудно в Актобе найти человека, который не видел его постановок, будь то спектакли или массовые зрелищные мероприятия. Выпускник Ленинградского института культуры имени Крупской буквально пошел по отцовским стопам, хотя Калкабекову-старшему так и не довелось выйти на сцену.
— В 17 лет он поступил на актерский факультет Алма-Атинской консерватории, а в 19 – в 1943-м – ушел на фронт. Мою маму встретил на станции Жалагаш, когда ехал на фронт из родного Талды-Коргана – пообещала писать. Возвращаясь из Европы домой в 1948-м, заехал за ней в Жалагаш и увез на родину, — рассказывает Женисбек Абитбекович. – На Курской дуге в одном бою из противотанкового ружья отец подбил четыре вражеских танка и был представлен к звезде Героя Советского Союза. Когда шел с офицером в командный блиндаж, на его глазах в блиндаж попал снаряд, и представлять было некому… Отец никогда не употреблял спиртного, но 9 мая 1945-го, приняв по случаю, сказал: «9 мая у меня родится сын, и я назову его Женис». Получилось с пятой попытки, хотя все старшие родились рядышком – с 21 апреля по 5 июня. Вот и не верь после этого в Бога!
В Актобе режиссер попал по любви с первого взгляда. Из южной столицы махнул не глядя.
— Конечно, Алматы долго был родным городом, — продолжил собеседник. – Я говорил жене: «Давай съездим домой». И ехали в Алматы. Лет через 15 я сказал ей в Алматы: «Ну все, домой!». Первое знакомство с Актобе было в 1990-х, в командировке. Вопреки стихийным рынкам на каждом шагу город понравился – есть в нем какой-то дух. А сейчас Актобе – родной город.
Если говорить о постановках Жениса Калкабекова, то наши театралы хорошо помнят его «Айседору», «Бесприданницу», «Мещанина во дворянстве» и другие. Один из самых свежих – «Эй, кто-нибудь!» по пьесе У. Сарояна, а 16 июня, в 18.30, и 17 июня, в 18.00, нас ждет премьера комедии положений «Моя жена – лгунья» по пьесе М. Мэйо и М. Эннекен, где одну из главных ролей, как и в сарояновской, играет Нариман Костыр.
— Мечта любого режиссера – актер, который сделает все без твоей подсказки. К числу таких я отнесу Наримана Костыра и Казихана Балдаирова, хотя это не означает, что больше не с кем работать в нашем театре. Они поцелованы Богом и до конца не представляют своих возможностей.
Что я сделал для ахтановского в директорскую бытность? Пригласил для постановки своего сокурсника Альваро Гевару, ныне покойного, который сделал потрясающий «Дом Бернарды Альбы». Кое-что пошло не так, как мы предполагали, и это получилось непредсказуемо великолепно.
Каким был 58-й сезон? Хорошим. Восстановили в репертуаре «Хозяйку гостиницы» и «Забыть Герострата». Завершаем сезон не 10 июля, а 1-го, у нас новый директор. Сейчас я режиссер русской труппы, в 58-м сезоне поставил два спектакля, которые, надеюсь, войдут в активный репертуар. В новом сезоне поставлю «Пышку» по Мопассану, которую не получилось сделать в уходящем.
Ох, непроста ты, миссия лицедея
«Моя жена – лгунья» – комедия положений. Аванпремьера спектакля показала, насколько непросто уложить объемную пьесу (63 страницы!) в два сценических акта.
Почему Кэтти — лгунья, она объясняет своему мужу Вильяму очень просто: когда девочкам, обучающимся в церковной школе, хотелось играть, пастор настаивал на том, что нет ничего интереснее молитвы. Отсюда ее привычка скрывать правду.
Вечная изворотливость Кэтти надоела Вильяму, и в сердцах он покидает Чикаго. Но жена его любит, скучает за ним, а тут жена ее друга детства со своим советом! Возникшие на этой почве коллизии не только являются движущей силой сюжета, но и кульминацией действа.
Выход есть из любой ситуации, в том числе и чтобы вывести зрителя из серьезного напряжения по ходу развития сюжета. Актерское мастерство ахтановцев не просто держит зал: технические приемы на грани непредсказуемых моментов вызывают внезапный хохот, что непременно выливается в желание посмотреть спектакль и в исполнении второго состава.
Дань казахским классикам
32-й сезон казахская труппа закрывает 21 июня, в 18.30, драмой «Боран», поставленной по произведению Т. Ахтанова Елтаем Кемалом ко Дню Победы. 20 июня, в 18.30, состоится премьера драмы «Әйел», поставленной Мейрамом Хабибуллиным по рассказам Б. Майлина. Оба режиссера охотно прокомментировали свои работы.
— Примерно год я работал над постановкой по Беимбету Майлину, — рассказывает Мейрам Хабибуллин. – Для составления сценария использовано шесть рассказов казахского классика, а велась работа в креативном пространстве «Текемет». Цель спектакля – показать внутренний мир женщины, это спектакль-повествование. Наверное, его изюминка в том, что в определенный момент сюжет останавливается и актриса озвучивает свое мнение о пережитом. Кто хорошо знаком с творчеством этого классика, знает, насколько непросты истории героинь.
Рассказал режиссер и о «Текемете»:
— Работает платформа год, я ее автор и в следующем сезоне работать буду в основном здесь. Помимо привычных форм, здесь мы делаем концерты, иммерсивные постановки, документальные спектакли, социальные ролики, клипы. Обо всем можно узнать на страничке tekemet.art в Инстаграм.
Мейрам Хабибуллин напомнил, что в следующем сезоне драмтеатр имени Т. Ахтанова объявляет республиканский конкурс пьес и сказок для детей и подростков.
В год 100-летия Тахауи Ахтанова его произведение «Боран» оказалось единственным не поставленным на сцене нашего театра.
— Поэтому я выбрал этот спектакль, — комментирует ситуацию Елтай Кемал. — Да, содействовало и простимулировало управление культуры, архивов и документации, идею я принял охотно. У произведения интересная литературная история: сначала Тахауи Ахтанов написал повесть «Дала сыры», потом пьесу «Боран», потом роман. Конечно, на автора как участника Великой Отечественной война не могла не наложить отпечаток, но из истории главного героя, бежавшего из вражеского плена, я вычленил одну линию – отношения Коспана и тоталитарного государства. Режим и его приспешники пытаются сломать героя, но солдат преодолевает все, в том числе нападки недоброжелателей. В спектакле 17 персонажей, ориентирован на 12+, но я рекомендую семейный просмотр.
Буквально на днях Союзом театральных деятелей РК Елтаю Кемалу вручена премия «Дара» за вклад в развитие театрального искусства. «АВ» поздравляет режиссера с наградой и желает ему новых сценических открытий.
Директор из столицы
Сайлау Камиев в должности директора театра имени Т. Ахтанова всего три месяца. Актер, вокалист, режиссер, профессор КазНУИ, заслуженный деятель РК приехал в Актобе из Астаны, оставив в театре драмы и комедии имени А. Мамбетова должность главного режиссера.
— Директор — фактически менеджер, это всегда было моей мечтой, — рассказывает о себе Сайлау Галымжанович. — Когда ты на творческой работе, хочется идеи реализовать так, как заведомо не одобрит директор. Сейчас понимаю, что он был прав, ведь худрука порой посещают феерические проекты. А когда директор — человек творческий, с худруком, режиссерами у них гармоничный тандем. Это мой опыт. За время работы в этом театре фактически выполнял планы, обозначенные в начале сезона. Приехал без команды в надежде осмотреться, летом приступлю к изменениям. Наше управление поддерживает мои идеи. Планировать постановки следующего сезона будем в ближайшее время. Говорю уверенно, что в обе труппы приедут приглашенные режиссеры с командами – Рача Макатаев и Дина Жумабаева. В сентябре у нас пройдет республиканский форум режиссеров, где мастер-классы будут давать Гульназ Балпеисова, Алибек Омирбекулы, Лилия Хисматуллина, Арсений Макаров, Анна Цой, Айя Мейрамова. Следующий сезон откроем примерно 10 сентября, а в августе будет дан спектакль для детей. Делаем это специально на летних каникулах.
Как сообщил собеседник, очень скоро в театре появится свой музей:
— Пустует помещение площадью примерно 200 квадратных метров, вот к 100-летию Ахтанова и откроем в нем музей. История учреждения уже пишется на двух языках. Также к 100-летию мэтра планируется документальный фильм о театре (проект, совместный с телеканалом «Ақтөбе») и гала-концерт-спектакль с участием людей, лично знакомых с классиком. Двери театра для горожан открыты всегда. Кроме касс, приобретать билеты можно на сайте Тикетон.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из архива «АВ»