Знаете ли вы, что казахи XIX века были далеко не малой комплекции?
И описание батыра в эпосе, чьи плечи сравнивали с большим казаном и по силе которому не было равных во всей округе — далеко не выдумка автора.
Хотите ли вы увидеть, в каких блюдах подавали еду хану Арынгазы и какую историческую ценность представляет деревянная чаша для кумыса? Почему юношам не советовали носить тулуп из волчьей шкуры? Экспонаты областного историко-краеведческого музея рассказывают…
Особый интерес для посетителей музея представляет зал этнографии, где собраны самые разнообразные бытовые принадлежности казахов, проживавших в XIX-XX веках. Главное место в собранной композиции занимает семиканатная юрта с полным интерьером и внутренним убранством. Для сравнения: самой богатой казахской юртой считалась десятиканатная, ее еще называют ханской, потому что такую могли позволить себе только зажиточные люди. Ну а распространенной считалась шестиканатная.
— Юрту для музея изготавливали мастера из Мангыстауской области. Собирали ее из семи кереге — деревянных решеток. Кошму для купола и стен валяли вручную, придерживаясь старых технологий обработки и валяния. Только двери юрты — сықырлауық и внутреннее убранство жилища дополнили местные мастера прикладного искусства Айдос Муратов и Кенже Санкибаева. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшены резными орнаментами, окрашена она в разные цвета и инкрустирована костями, — рассказал заведующий отделом краеведческого музея Бекнар Есиркепов.
Центр зала занимают манекены, облаченные в национальную одежду. Высотой они чуть ли не под два метра, что заставляет задуматься о комплекции наших предков.
— Судя по размеру одежды, и мужчины, и женщины были довольно-таки рослыми и массивными. Платья и камзолы женщины просторные, что позволяло скрывать беременность. Ткань для одежды обычно ткали из шерсти верблюдов или баранов. Для теплых вещей использовали войлок. Зажиточные казашки отдавали предпочтение шелкам, парче или бархату.
Мужской тулуп сшит из шкур четырех волков. По народному поверью их носили мужчины за 40 лет, так как считалось, что волчья шкура забирает мужскую энергию. Парни предпочитали зимнюю одежду из бараньей шкуры, — пояснила экскурсовод Жанна Шайманова.
Особое место в коллекции одежды занимает женская обувь. Представлены қыжым кебіс — туфли из бархата и сапоги, инкрустированные металлическими и деревянными пластинами.
— Эта пара обуви, изготовленная мастером Кайипом, с которым связана легенда. Поступил мастеру как-то заказ сшить обувь в приданое Акбобек — девушки из знатной семьи. Пока мастер готовил заказ, полюбил ее. Девушка ответила взаимностью. Молодые трижды сбегали от родителей Акбобек. В финале истории влюбленных все же разлучили, — делится легендой Жанна.
Казахские женщины очень много внимания уделяли украшениям. Даже девочки носили украшения с рождения, это обычно были магические обереги. В музее хранятся үкіаяқ — подвески-обереги, либо бойтұмар, в которых прятали бумажку с молитвой. В богатой коллекции серебряных украшений есть подвески для головных уборов — қоза и жырға, перстни и браслеты, височные подвески и другие.
Среди музыкальных инструментов главное место — төр — занимает копия домбры кюйши-композитора Казангапа. Ее изготовил мастер Биржан Дильманов. К этому мастеру из Кызылординской области поступают заказы со всех уголков страны и даже из зарубежья. В коллекцию инструментов также входят қобыз, жетіген, асатаяқ, сақпан, даңғыра и другие. Что представляют из себя эти инструменты, можно увидеть в самом музее. Многие из инструментов сделаны местным мастером Еркосаем Абиловым.
На почетном месте хранятся чаша для кумыса и блюда, которыми пользовался хан Младшего жуза Арынгазы. Их принесла в дар музею потомок хана Ахметша Арынгазиева.
Коллекцию экспонатов разно-
образили предметами быта казахов. Есть здесь и коржыны, и сахароколки, инкрустированные костями или камнями, футляр для хранения пиал и многое другое. Самобытна коллекция охотничьего и боевого снаряжения батыра, лошадиной упряжи.
Каждый экспонат сможет приоткрыть посетителям выставки завесу того времени, в котором жили наши великие предки.
Айжан ШАУКУЛОВА
Фото Аслана МУСЕНОВА