Три одинаковых мавзолея, связанные с именем Едиге батыра, находятся недалеко друг от друга.
Археологи приступили к раскопкам Едиге жалы в Байганинском районе. Хотя захоронение относится к средневековью (XIV-XV вв.), рано утверждать, что останки, найденные в нем, принадлежат великому полководцу данного периода. Как сообщил директор областного историко-краеведческого музея Мейрам Дуйсенгали, исследование объекта входит в программу «Сакральная география Актюбинской области», рассчитанную на 2019-2024 годы.
– Одна из задач, стоящих перед учеными-историками, – выяснить место захоронения Едиге батыра, для чего проводятся комплексные научные исследования, – пояснил Мейрам Дуйсенгали.
Руководителем проекта является доктор исторических наук, главный научный сотрудник института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова Серик Ажигали. Место раскопок, называемое в народе Едиге жалы (гряда Едиге), находится на территории Копинского сельского округа Байганинского района. Здесь расположено средневековое захоронение Едиге бейити (могила Едиге). Местные краеведы, в том числе доктор филологических наук Жуманазар Асан, выдвигают версию, что именно здесь покоится полководец. Помимо этого, в ходе этнографических исследований местности под руководством Серика Ажигали обнаружено еще два кладбища вдоль реки Сагыз. Первое, корым (кладбище) Алып ана, расположено в 10 км от Едиге жалы, но находится на территории Атырауской области. Там обнаружили один мавзолей, который также разрушен и еле виден на поверхности земли. Другое кладбище, Тукти Ата корымы, расположено в 7 км, на правом берегу реки Сагыз. В конце XX века местные жители огородили его и сделали местом паломничества.
– Их (мавзолеи. – Авт.) объединяет то, что они сделаны из обожженного красного кирпича средних веков стандартом 22 на 22 см, толщиной в 6 см, – поясняет директор музея. – Выводы сделаны на основе изучения возраста кирпичей, которые датируются XIV-XV веками. Для сравнения, мавзолеи Абат-Байтак и Кобыланды батыра в Кобдинском районе являются объектами данного периода.
По словам Мейрама Дуйсенгали, согласно мифологии, отец Едиге – Баба Тукти Шашти Азиз, а мать – дочь пери (феи) Алып ана. Также совпадает и топонимика местности. Если взять период Ногайской орды, Запад Казахстана, а точнее, берега рек Жайык и Жем, являлся центром образования этого государства. Исходя из таких заключений, был создан план изучения, и в его рамках провели этнографическое и геофизическое исследования. Выяснилось, что на глубине 1,5-2 метра есть кирпичные строения. Археологи приступили к раскопкам.
[box type=»shadow» ]Рядом с данным погребением есть более десяти захоронений раннего железного века, сако-сарматской эпохи, которым 2 400-2 500 лет.
– Ранние захоронения очень интересны для изучения археологами с точки зрения конструкции. Будут ли там раскопки, зависит от финансирования. Пока ограничились разведкой и увидели большие курганы на расстоянии 14-15 км. Найденные курганы свидетельствуют о том, что, скорее всего, здесь были стоянки-поселения от каменного века до средневековья. В целом местность изобилует историческими памятниками, которым требуется обстоятельное археологическое изучение, – говорит Аслан Мамедов. [/box]
Найдено пять могил
– Когда мы прибыли на раскопки, увидели лишь груду земли. Следов мавзолея не было, местность выглядела, как курган, – рассказывает старший научный сотрудник музея, археолог Аслан Мамедов. – Исследование проводили по археологическому методу: снимали землю по слоям, пока не дошли до самой могилы.
На данный момент ученые установили купол мавзолея из обожженного кирпича, а внутри кладбища обнаружили пять могил. Но основное захоронение находится в середине. Правда, пока не определили даже пол погребенного. Известно только то, что человека похоронили по мусульманским канонам: голова направлена на северо-запад, рядом нет никакой утвари.
– Два тела принадлежат взрослому человеку, другие – молодым, возможно, даже младенцам. У всех головы направлены на северо-запад, – говорит Аслан Мамедов. – Останки не испорчены, могилы не разрушены и не разграблены. Разве что в центральной останки немного перемещены: челюстная кость и предплечье лежат в сторонке. Пока неизвестно, из-за чего. Нельзя сказать, что они разграблены, так как не были разбросаны. Возможно, это следы хищников.
По словам археолога, могилы сооружены по методу жанама (подбойная могила) и жарма (могила с заплечиками). Оба типа могильных конструкций имеют древние традиции в погребальной практике кочевников и по сей день используются населением запада страны. Самое большое распространение они получили еще во второй половине I тыс. до н.э., то есть в эпоху великих сарматов.
На кладбище похоронен и младенец, его могила неглубокая. Возможно, детские захоронения относятся к 20-30 годам прошлого века, периоду голодомора.
Основное погребение – простое прямоугольное, стены заложены сырцовыми кирпичами, на верхней части специально сделан свод. При входе есть так называемый тамбур, входная часть такая же, как у мавзолея Абат-Байтак. Кирпичи одного размера, но разных видов.
— Можем сказать, что они сделаны недалеко от естественного водоема, так как во время раскопок находили камни эпохи неолита и энеолита, – утверждает Аслан Мамедов. – Вероятно, там были печи для изготовления кирпича, их оттуда завозили на могильник. В то же время пока рано говорить, что здесь похоронен Едиге батыр. Будет известно только после тщательного научного исследования.
Выводы делать рано
Для детального изучения останки отправят в Алматы в антропологическую лабораторию, где определят пол и возраст, а также полученные при жизни ранения. В южной столице проведут и генетический анализ в институте генетики и цитологии. Первоначально была договоренность изучить останки одного человека, на деле только в первом мавзолее обнаружили три. Предстоит исследовать еще два найденных. Чтобы определить период захоронения, необходим другой анализ – радиоуглеродный. Его делают в России, а более точные данные могут дать в лабораториях Швеции, Германии, Венгрии и США. Кстати, в Венгрии и Америке после изучения костей выяснят и степень родства. Как сообщил директор музея, на следующий год ученые планируют раскопки в Тукти ана и Алып ана:
— В обоих некрополях находится по одному мавзолею средневековья, остальные конца XVIII века, — отметили археологи. В Атырауской области на территории некрополя по сей день хоронят людей. Здесь трудность заключается в том, что акимат соседнего региона нам дает добро, однако стоит провести переговоры с населением близлежащего поселка. Местные жители благоустроили некрополь Алып ана и сделали его местом поклонения. При этнографическом и геофизическом исследованиях мы не касались могил, поэтому люди не были против исследования. Разрешат ли они проводить раскопки, неизвестно.
Абат КАРАТАЕВ,
Байганинский район
Фото автора