Многие исторические памятники области до сих пор не изучены. Им поклоняются, о них слагают легенды, но что за тайны они хранят, неведомо никому.
Первое впечатление
До высокого увала Темирастау, расположенного на востоке Иргиз-ского района, в нескольких километрах к западу от аула Шенбертал, мы добрались ближе к вечеру. Дорога пересекла мелководную в этих местах речку Иргиз и запетляла по склону глубокого урочища к перевалу, затем резко повернула направо, и вскоре мы оказались на утесе, возвышавшемся над долинами Иргиза и впадавшим в него Шет-Иргиза. Со стороны последнего склон был еще в какой-то мере пологим, а со стороны Иргиза резко обрывался. С высоты утеса одна из крупных рек области казалась узким голубым пояском, извивающимся, как змея.
Стояла глубокая осень, посвистывая, дул сырой, пронизывающий ветер, тусклые тучи полностью занавесили небо. С самого начала это место показалось сумрачным и неприветливым. А когда мы направились к оконечности утеса, впечатление унылого одиночества усилилось. Перед нами как-то неожиданно предстало заброшенное кладбище. Весь его вид свидетельствовал о том, что ему уже не один век.
Захоронение представляло из себя скопление мазаров, сложенных из плохо обработанных пластин горной породы, почерневших от времени. Рядом, вне этого круга могил, находились другие, появившиеся, видимо, в более поздние времена.
Старший из сопровождавших нас встал на колени (мы за ним – сложив ладони вместе) и зачитал молитву за упокой душ неведомых нам усопших. Вставая, я споткнулся и упал на руки, как будто сама земля притянула меня еще раз поклониться их праху.
Чуть позже я осмотрел захоронение, выслушал легенды, связанные с утесом, в изложении местных жителей, а затем, уже в городе, познакомился с теми немногими сведениями об этом малоизвестном некрополе, и у меня появилось желание проанализировать всю имею-щуюся информацию.
Для начала разведем в разные стороны легенды о шенбертальской святыне, которую назвали Аулие Мани, от самого захоронения. Легенды – это легенды, а кладбище – вот оно, пусть и загадочное, но реальное. Есть отдельные стыковки, но об этом позже. Начнем, пожалуй, с легенд.
Легенды о Мани
Самая популярная легенда гласит следующее.
18 век. Калмыки опустошают казахские земли. Во время одного нашествия к ним в плен попала беременная женщина. Они увезли ее с собой. Она вышла замуж за калмыцкого батыра и родила дочь. Прошло время, женщина почувствовала приближение смерти и завещала дочери, которой исполнилось 17 лет: «Ты не калмычка. У тебя есть родина. Вместе с нами попал в плен и 7-летний малыш. Его заковали в кандалы и заставили пасти овец. Сейчас он вырос. Стал батыром. Найди его и вместе бегите». Дочь последовала совету матери и после ее смерти сговорилась с джигитом, и, взяв быстроногих коней, они устремились на родину. Но спохватился отчим и отправился в погоню за ними. Он настиг беглецов. Положение у них было отчаянное. И тогда девушка сказала джигиту: «Я его остановлю, а ты беги и не оглядывайся». Батыр поскакал дальше, но не выдержал и оглянулся. То, что он увидел, его остановило: девушка целилась в отчима из лука. И он повернул назад. «Зря ты вернулся, — вымолвила девушка. — Я его остановила, но ты все испортил. Что теперь будет, даже не знаю». Отчим, подъехав ближе, в гневе вымолвил: «Пусть не дотронутся твои руки до того, что ты увидишь!»
Проклятье осуществилось. Отчим повернул обратно, а девушка с парнем продолжили свой путь на родину. Так они добрались до слияния Шет-Иргиза с Иргизом. И здесь решили передохнуть и искупаться. Как это водится между джигитом и девушкой, они разошлись порознь. Купаясь, парень услышал отчаянный крик попутчицы и тут же поспешил ей на помощь. Прибежав, он увидел, что девушку обвивает укусившая ее змея. Умирая, она попросила: «Проклятие отчима сбылось, я увидела родину, но надышаться ее воздухом мне не довелось. Похорони меня здесь, но никогда не называй моего имени». Сказала и умерла.
В народе говорят, что тем джигитом был Жанибек, ставший соратником Есета. И только перед смертью он признался последнему, что девушку звали Акбилек. И то, что свое имя она скрыла для того, чтобы предотвратить столкновения казахов с калмыками.
Другая легенда рассказывает о том, что жила-была женщина по имени Мани и погибла она в битве с врагами. Место ее захоронения народ и назвал Аулие Мани.
Кто здесь захоронен?
Некрополь занимает площадь около трех гектаров. В 80-х годах 20 века здесь работала экспедиция во главе с известным археологом Сериком Ажигалиевым. Исследования закончились ничем. Одни гипотезы. Местные жители сетуют: «Кто только к нам ни приезжал, но никаких заключений, кто здесь захоронен, так и не было сделано».
Между тем научное описание некрополя все-таки было произведено. И выдвинуты некоторые версии его образования.
По заключению ученых, при создании некрополя были использованы самые различные образцы кладки камней и мазаров – от четырех-угольных до купольных. На крупных надгробных камнях много родовых знаков. Немало в изголовьях мазар крупных валунов, на которых изображены тамги — родовые знаки.
Очень много кулпытасов, появившихся уже позднее, в 19 веке.
Ответ на вопрос, кто здесь может быть захоронен, у ученых один: это могилы воинов, погибших с врагом за независимость родной земли. Значит ли сие, что некрополь можно датировать XVIII-XIX веками? Из предположений: здесь покоится прах воинов Кенесары, погибших в столкновениях с царскими войсками в предгорьях Мугоджар.
Не обойден вниманием вопрос о том, откуда в Иргизской степи нашлись камни для кладки могил. По одной из версий, они были завезены из Мугоджарских гор. Но как можно было перенести такую массу горной породы в то далекое время, да еще находясь в зоне боевых действий? Почему бы для начала не обратить внимание на то, из чего сложен сам увал Темирастау. Может быть, камень добывали здесь же.
А была ли девушка?
В долине реки Иргиз, на склоне близлежащего от Темирастау урочища, стоит одинокое высохшее дерево. Оживляют его сухие ветки лишь ленточки, повязанные местными жителями. Легенда гласит, что именно напротив этого дерева на берегу реки и нашла свою смерть Мани. Считается, что здесь водится много змей, а дерево в определенные периоды льет слезы по погибшей. Если это так, то где могила девушки? Мнения местных жителей по этому поводу разделились. Одни говорят, что дерево как раз и отмечает место ее захоронения. Другие верят, что ее могила находится в самом центре некрополя, в окружении других каменистых кладок. Если это соответствует действительности, то тогда становится ясным, почему захоронение возникло на самой верхушке горы, что не в традициях местного населения. Оно возникло вокруг могилы Мани. И второе, находит свое объяснение название некрополя – Аулие Мани.
Памятники нуждаются в охране
Предположения и есть предположения. Тайны захоронения могут приоткрыть только комплексные его исследования с раскопками. Лишь тогда станет ясным, действительно ли казахские батыры нашли здесь свой последний приют и жила ли на свете девушка Мани, или это всего лишь легенда. Но все дело в том, что некрополь, всеми и повсеместно считающийся историческим памятником, в своде памятников истории и археологии области отсутствует, а значит, и денег на его изучение никто не выделит.
А для местных жителей – это место святое. И, пока археологи раскачиваются, они его почитают. Но что могут сделать люди для сохранения памятника? Возле отдельных могил на сухой земле робко набирают силу небольшие деревца, на которых трепещутся на ветру ленточки. Уступ со стороны Иргиза постепенно разрушается, и очевидно, что скоро часть захоронений обвалится вниз. Повсюду валяются камни от мазаров, кулпытасы разбросаны по всей территории некрополя, и уже неясно, где они находились прежде. Об ограждении исторического места даже говорить не приходится, поэтому здесь, даже в самую позднюю осень, постоянно бродит скот, поедая пожухлую траву и листву с прижившихся деревьев и разрушая мазары.
С тем же чувством беспокойства и безысходности, с которым встречаешься с некрополем Аулие Мани, ты и покидаешь его. Тайны захоронений по-прежнему за семью печатями.
Георгий ОСАДЧИЙ