Вопрос о пожизненном президентстве Нурсултана Назарбаева надо рассматривать в более широком формате. Об этом вчера заявил, отвечая на вопросы журналистов, первый заместитель председателя НДП «Нур Отан» Дархан Калетаев, сообщает информационное агентство «Казинформ».
«Да, действительно, сейчас эта тема широко обсуждается в СМИ. Причем не только в казахстанских. Хочу вам заявить официально. Этот вопрос в высших коридорах власти и в самой партии «Нур Отан» никак не рассматривается. Более того, даже не обсуждается. По крайней мере, раньше не обсуждался. На наш взгляд, вопрос следует ставить не только лишь по вопросу пожизненного президентства действующего Главы государства, что очень ограниченно, а намного шире», — отметил он.
По его словам, на сегодня у нас в стране есть Конституционный закон «О Первом Президенте Республики Казахстан», принятый 20 июля 2000 года. Этот документ был принят, исходя из заслуг Нурсултана Абишевича, как основателя казахстанской государственности и его первого президентства. Но на сегодня Нурсултан Абишевич Назарбаев не просто Президент, осуществляющий свои функции согласно Конституции РК. Он уже давно вышел из этих рамок. Глава нашего государства — это признанный Лидер страны, пользующийся всеобщей поддержкой народа Казахстана.
Поэтому, в первую очередь, надо обсуждать не бессрочность президентских полномочий, а вопрос, как сопоставить конституционный статус Президента с его общественным статусом. Исходя из этого, мы предлагаем обсудить с привлечением широкого круга экспертов возможность принятия Конституционного закона «О лидере нации», в котором следует обозначить все моменты и параметры касательно статуса Главы государства. В том числе там можно прописать и нормы о пожизненности его президентства. Это уже дискуссия другого содержания и другого формата», — пояснил Д. Калетаев.
Отметим, что в стране предложения от казахстанцев с тем, чтобы Нурсултан Назарбаев возглавлял республику пожизненно, звучали уже не раз. К примеру, в ходе его визита в Актюбинскую область на минувшей неделе известный ученый, доктор исторических наук, профессор Закретдин Байдосов на церемонии открытия водно-зеленого бульвара от имени жителей региона обратился к Главе государства.
— Уважаемый Нурсултан Абишевич, народ всегда голосует за Вас. Вы всегда работаете на благо народа и всей страны. Мы считаем, что в будущем нет необходимости проводить президентские выборы. Вы должны руководить Казахстаном и возглавлять страну всегда. Необходимо внести соответствующие изменения в Конституцию, — заявил З. Байдосов.
Потенциал зарождающейся демократии
Будущее обеспечивается сотрудничеством, а не ядерным оружием
8 сентября влиятельная американская газета «Вашинг-тон Таймс» опубликовала статью Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Потенциал зарождающихся демократий». Статья вышла в первый официальный рабочий день в США после традиционных летних отпусков, что подчеркивает ее актуальность и приоритетность для американского политического истеблишмента и большой интерес к мнению Президента Казахстана как одного из наиболее авторитетных лидеров на мировой арене. Кроме того, излагаемые в статье позиции Главы государства о таких животрепещущих вопросах для международного сообщества, как усиление режима нераспространения оружия массового уничтожения и укрепление толерантности и взаимопонимания на международном уровне, были представлены общественности в канун заседания Генеральной Ассамблеи ООН, где и планируется обсуждение этих проблем. Мы предлагаем вашему вниманию перевод статьи.
Мир меняется. На фоне серьезных экономических вызовов и международных проблем безопасности формируются новые альянсы. Глобальные торгово-экономические процессы и тесное взаимодействие между государствами стирают границы, углубляют взаимоотношения и открывают новые возможности. Казахстан, как и большинство других зарождающихся демократий, смотрит в будущее с осторожным оптимизмом, основанным на непростых уроках истории. Политика всегда имеет последствия; альянсы могут как предоставить свободу действий, так и лишить ее. Такие лидеры супердержав, как президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев, могут одним росчерком пера обратить вспять десятилетие отчужденности, приведя в движение силы и процессы, влияющие на всех нас.
Казахстан и Центральная Азия как никто другой ощущают последствия такого влияния, находясь между Россией, Китаем, Ираном и Афганистаном. Здесь легкий бриз в дипломатических отношениях между такими странами, как Россия, Соединенные Штаты и Китай, может иметь последствия мощной бури, и это, несомненно, заставляет нас всегда думать о нашей роли и влиянии в рамках этих взаимоотношений.
Некоторые неуравновешенные страны предпочитают бряцать оружием, чтобы привлечь к себе больше внимания и получить уступку здесь или там. Безусловно, их тактика позволяет им быть в центре международных новостей. Другие страны оказывают давление на Америку и западные демократии до самого предела, а затем отступают до следующего раунда стратегического прессинга в своем стремлении занять место в клубе ядерных держав. Вместе с тем такие зарождающиеся демократии, как Казахстан, хоть и не находятся в центре внимания СМИ, ответственно играют свою роль на мировой арене, и это гораздо важнее для благополучия всех свободолюбивых стран.
Инициатива президентов
Б. Обамы и Д. Медведева по сокращению ядерных арсеналов их стран на одну треть вновь напоминает о такой роли Казахстана. На нынешний размер этих арсеналов существенно повлияло принятое нашей зарождающейся демократией ровно 18 лет назад решение о закрытии Семипалатинского ядерного испытательного полигона и последующее решение о ликвидации унаследованных от СССР 104 межконтинентальных баллистических ракет СС-18, каждая из которых несла по десять ядерных боеголовок. Для исторического сравнения: считается, что Северная Корея, за которой сегодня напряженно следит весь мир, обладает плутонием, достаточным для создания не более полудюжины ядерных бомб.
Сохранив ядерное оружие, Казахстан, возможно, мог бы стать более влиятельным игроком в нашем потенциально нестабильном регионе, и, уж конечно, в этом случае мир бы знал о нас куда больше. Некоторые даже уговаривали нас не отказываться от ядерного арсенала. Однако при принятии решения мы руководствовались более важными соображениями, включая понимание роли и ответственности зарождающихся демократий, подобных нашей. Нашей главной целью было создание в Казахстане новой экономической и политической модели, и мы твердо верили, что наше будущее благополучие напрямую зависит от отношений с Западом в сферах безопасности, торговли и инвестиций.
Нашей задачей было осуществление того, что я хотел бы назвать «созидательным лидерством», то есть прагматического и конструктивного взаимодействия с многочисленными и часто весьма непростыми силами в нашем регионе. Именно такая философия привела нас к отказу от ядерного оружия и активному развитию отношений не только с США, но и с Россией, Китаем, Ираном и, по сути, со всеми странами, стремящимися сотрудничать с Казахстаном.
29 августа мы отметили годовщину принятого тогда решения. Философия «созидательного лидерства», вдохновившая нас на его принятие, продолжает приносить пользу Казахстану и нашим международным связям. Приверженность демократическим ценностям, верховенству закона, транспарентности, толерантности и свободной торговле позволила нам создать стабильное государство и сформировать устойчивый и хорошо образованный средний класс. Этот все более устойчивый фундамент внутри страны позволяет нам играть важную роль на мировой арене путем стратегического сотрудничества и предоставления возможностей для взаимодействия странам, которые зачастую не получают должного внимания или обычно не склонны к совместной работе.
Разделяя общие ценности свободы и мирного развития, демократии твердо поддерживают друг друга. Именно поэтому со времени терактов 11 сентября, потрясших все человечество, Казахстан выступает плечом к плечу с США в борьбе с международным терроризмом и сегодня продолжает оказывать весьма нужную помощь усилиям по стабилизации Афганистана. Будучи зарождающейся демократией, проповедующей «созидательное лидерство», Казахстану удается поощрять диалог даже между противоборствующими сторонами. Состоявшийся недавно в Казахстане 3-й съезд лидеров мировых и традиционных религий, на который съехались духовные лидеры почти всех стран и религий, чтобы поддержать толерантность и взаимопонимание, — лишь один из примеров наших достижений. Аналогично, наша готовность создать международный банк ядерного топлива под управлением МАГАТЭ, что позволит Ирану и другим странам открыто и честно реализовывать свои энергетические программы, находит поддержку у лидеров США, России и Китая. А недавно президент Израиля Шимон Перес предложил Казахстану принять у себя историческую встречу ключевых лидеров из его страны, Саудовской Аравии и исламского мира.
Именно так зарождающиеся демократии могут вносить свой вклад. Не неся на себе груза укоренившихся, иногда догматичных, противоречий прошлого, «новички» на глобальной арене свободы способны стать катализаторами создания климата для принятия подлинно прагматичных решений. Президент Обама хорошо это понимает. Спустя две недели после своего избрания он позвонил мне, чтобы обсудить вопросы регионального сотрудничества, меры по нераспространению ядерного оружия и энергетическое взаимодействие. Во время этого разговора, как и много раз в своих последующих выступлениях, президент Обама дал понять, что ценит прагматизм в качестве фундамента для цивилизованного ведения государственных дел.
Некоторые высказывали мнение, что подобный подход явно не соответствует целям нового поворота во внешней политике, обещанного президентом Б. Обамой. Однако я считаю такую критику необоснованной, поскольку прагматизм необходим в деле государственного строительства. Прагматичная политика куда быстрее вызовет положительную реакцию партнеров, нежели так называемый идеологический «крестовый поход». Этот вызов хорошо понятен зарождающимся демократиям, которые всего лишь за десятилетия осуществляют тот эксперимент, на который у Америки ушло уже более 200 лет. Созидательное лидерство — это важная роль, которую мы можем сыграть, и важный пример, который мы можем дать другим.