Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

О ливневках, мусоре и человеческом факторе

В фокусе внимания градоначальника Актобе Азамата Бекета в минувшую субботу были арыки ливневой канализации и одна из важных транспортных развязок областного центра.

Начался объезд с проспекта Санкибай батыра, в широкий канал здесь сливается уличная вода микрорайона Батыс-2. На очистке этого объекта работают несколько ТОО – «Номад Курылыс компаниясы», «Өтес Ақтөбе», «Техносервис» и «SAMGAU-2030».

Как рассказал аким района Астана Алмас Жаксылыков, работы начались десять дней назад и основные ливневки на Батысе-2 уже вычищены:

— Остались арыки по Санкибай батыра, соединяющие стоки с улицы 101-й Стрелковой бригады и речки Сазды, это чуть больше тысячи метров. В кампании в целом задействовано примерно 40 рабочих.

Азамат Бекет дал задание завершить все до 12 ноября.

Мастер участка ТОО «Номад Курылыс компаниясы» Куаныш Карасартов добавил, что вычищены ливневые арыки в микрорайоне, а также старый канал, соединяющий проспект Абилкайыр хана и улицу Есет батыра. Он отвечает за работу бригады из 10 человек.

Причин затора в ливневках, считает Алмас Жаксылыков, несколько:

— В одинаковой степени важны высокое поступление воды во время половодья, осадков и низкая культура горожан. Расчищая каналы, рабочие извлекают огромное количество бытового мусора, выброшенного актюбинцами, и в основном  это пластик. Понятно, откуда он. Камеры наблюдения помогают бороться с бескультурьем, но они установлены только на 100 из 391 придворовой мусорной площадке. На очистку Актобе от мусора ежедневно, а в выходные в усиленном режиме, выходят 50 процентов уличных рабочих и проводят уборку два раза в день! Но куда как чище был бы наш город, если бы каждый пакетик от мороженого или пластиковая бутылка от напитка доносились до урны. Не даром говорят: чистота не там, где метут, а там, где не сорят.

Как уточнил заместитель акима города Жулдызбек Бисембин, всего в Актобе 61 километр уличных ливневых стоков, 55 из которых открытые, 6 – закрытые, вода из них выводится в речку Сазды.

В Батыс-2 особым объектом был участок канала на улице М.Шокая, где 7 октября наблюдался разлив большого объема воды на проезжую часть.

— Причиной стало сваливание строительного мусора в ливневку. Затор ликвидировали, теперь эта система под пристальным вниманием ответственных служб, — уточнил Азамат Бекет. – С начала года все арыки вычищались уже три раза, и всякий раз оттуда извлекалось много бытового мусора. Хотя естественный фактор – заиливание, трава – мы не вычеркиваем, но человеческий фактор – главная причина заторов.

Сейчас в прицеле пять городских районов, где необходимо построить системы ливневой канализации: Гормолзавод, Авиагородок, микрорайон Есет батыра, 11-й и 12-й микрорайоны. Проектно-сметная документация по ним корректируется, по предварительным расчетам необходимо 15-20 миллиардов тенге, которые должны быть заявлены при планировании городского бюджета на 2024 год.

Следующим объектом было строительство сточного арыка в 4-м микрорайоне  в Есет батыр. Буквально один день отведен строителям ТОО «Батыс Актобе» на подготовку траншеи для ливневки, покрытие тротуара и проезжей части новым асфальтом взамен снятого.

Азамат Бекет акцентировал внимание на качество старого асфальта, обращаясь к замдиректора «Батыс Актобе» Александру Лисицкому:

— Видите, насколько добросовестно отработал прежний подрядчик, вы должны проложить такой же.

— Предполагаемая длина всех ливневых арыков в этом микрорайоне – 950 метров, — рассказал Александр Лисицкий. – Выводятся стоки в Кызылжарский канал, оттуда – в речку Жаман Каргала.

В завершение субботнего рейда Азамат Бекет ознакомился с ремонтными работами на мосту, соединяющем проспекты А.Молдагуловой и 312-й Стрелковой дивизии.

Здесь, по словам директора «Ассанадорстрой» Махамбета Салимова, необходимость возникла на фоне просадки старого полотна. На начало работ, вечером 3 ноября, мост в 5-м микрорайоне закрыли – снимали старое покрытие. В течение светового дня 4 ноября продолжались работы на двух полосах по 160 метров шириною в 7 метров (общей площадью 2 000 квадратов).

— Мы задействовали 40 рабочих, как видите, большое количество техники, — заметил Махамбет Салимов. – По окончании работ примерно 12 часов необходимы на отстой асфальта, а утром 5 ноября движение по мосту должно быть возобновлено.

  Татьяна ВИНОГРАДОВА

 Фото Хайредена РАУШАНОВА

Колонка "Взгляд"