Недавно я провожал своего гостя с железнодорожного вокзала станции Актобе. До отправления поезда было еще очень много времени, поэтому мы решили сдать вещи в камеру хранения. Спустились в подвал, сложили вещи в ячейку, заплатили деньги за хранение. Нам дали номерок. На просьбу моего гостя выдать ему квитанцию и чек, приемщица ответила так: «Мы частная фирма и квитанций не даем».
«Это ваши налоговые службы плохо работают, — начал выговаривать мне гость (кстати, он тоже из Казахстана, но из другого города). — Там, где есть оборот наличных денег, особенно в таких местах, как вокзалы, обязательно должны быть кассовые аппараты и выдаваться чеки. А ответ приемщицы явно рассчитан на отъезжающего иногороднего пассажира, такого, как я, которому все равно, что здесь делается».
Этим разговором он затронул тему, о которой мы уже писали в нашей газете в начале года — о том, что в общественном транспорте города кондукторы не отрывают билеты. И там и здесь речь, по сути, идет о неуплаченных государству налогах — неважно, о какой сумме идет речь: сотнях тенге или миллионах. А рулончики билетов так и висят в общественном транспорте в недосягаемой близости от пассажиров, как вызов обществу.
У нас как не было, так и нет налоговой культуры (если так можно сказать). По-прежнему, если ты сам попросишь у «масломера» в маршрутке билет, на тебя с недоумением и злостью посмотрит не только он один, но и все пассажиры переполненного салона. Помню, на одном из совещаний начальник налоговой инспекции, так она называлась в начале 90-х годов, говорил, что со временем будет позорно не платить налоги. Но до этого времени, видимо, еще, далеко. По-прежнему недобросовестному налогоплательщику, будь он мелкий торговец или нефтяной магнат, не грозит общественное презрение. В лучшем случае — безразличие, а то и восхищение: смог, мол.
Плохо, что безразличны к этому сами налоговики, или мытари, как говорили в старину. После наших выступлений мы не дождались официальных ответов ни от них, ни от перевозчиков, ни от городских служб, контролирующих работу городского пассажирского транспорта.
Правда, надо отметить, тогда, после публикаций, в автобусах и маршрутках, вы не поверите, стали отрывать билеты.
Этот билет «масломер» маршрута №12 вручил мне сам. Я даже не поверил. Поэтому и сохранил его. Но это была, видимо, разовая акция…