Мониторингом (анализом) осуществленных государственных закупок способом запроса ценовых предложений государственных закупок
по Актюбинской области за истекший период 2016 года установлены нарушения, повлекшие необоснованное заключение договоров.
Анализ государственных закупок посредством веб-портала в 2016 году показал несоблюдение некоторыми организациями требований законодательства в этой сфере.
Отмечу наиболее часто встречающиеся грубейшие нарушения. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Закона РК «О государственных закупках» не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка которых в соответствии с законодательством РК требует получения разрешения или направления уведомления. Заказчиками в нарушение указанных требований осуществляются закупки способом запроса ценовых предложений. Например, предметом закупок являются работы по разработке проектно-сметной документации; приобретение услуг по проведению энергоаудита; услуги по метрологической поверке и оценке состояния средств измерений, приборов и медицинского оборудования с выдачей сертификатов о поверке; установка газового оборудования ІV поколения на служебные автомобили: Toyota Lexus GX470, KIA Mohave, Ssang Yong Kyron, Skoda Super B6; услуги по ежегодному медицинскому осмотру работников предприятия по факту прохождения медосмотра и т.д. Данные государственные закупки должны быть осуществлены способом конкурса, так как согласно Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года № 202-V требуют наличия лицензии у поставщика услуг.
Так, организатором закупок ГУ «Айтекебийский районный отдел жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог и пассажирского транспорта, архитектуры, градостроительства и строительства» на портале государственных закупок размещено объявление о проведении закупок способом запроса ценовых предложений на выполнение таких работ, как «Разработка ПСД на реконструкцию и расширение существующих сетей водоснабжения в с. Комсомольское» и «Разработка ПСД на реконструкцию и расширение существующих сетей электроснабжения в с. Комсомольское».
Закупки должны были проводиться способом конкурса, так как работы по разработке ПСД на реконструкцию и расширение в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях является видом деятельности, требующим наличия лицензии.
Кроме того, установлены факты осуществления государственных закупок отдельных видов товаров, работ, услуг в нарушение требований статьи 51 Закона РК «О государственных закупках» среди иных потенциальных поставщиков.
Хотя согласно п. 4 статьи 51 Закона РК «О государственных закупках» от 04.12.2015 года №434-V осуществление государственных закупок, предмет которых предусмотрен статьей, должен быть осуществлен исключительно среди организаций, производящих и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан.
Так, организатором закупок РГУ «Учреждение КА-168/5» в нарушение пункта 4 статьи 51 Закона РК «О государственных закупках» на портале государственных закупок размещено объявление о проведении закупок способом запроса ценовых предложений «трусы, майки, носки» без указания об осуществлении закупок исключительно среди производящих и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан.
В результате были нарушены принципы осуществления государственных закупок.
Арнаут ШОЛЖАНОВ,
руководитель отдела
департамента внутреннего государственного аудита
по Актюбинской области