С начала 2015 года проведено 12 расследований о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которых вынесено 12 предписаний об устранении выявленных нарушений. Также в отношении 3 субъектов рынка и 1 должностного лица государственного органа возбуждены дела об административном правонарушении.
В производстве находится еще 3 расследования в отношении субъектов рынка, осуществляющих услуги в сферах реализации сахара, горюче-смазочных материалов и оказания ритуальных услуг.
По результатам завершенных расследований нарушения были квалифицированы как недобросовестная конкуренция (ст. 16 Закона РК «О конкуренции»), злоупотребление доминирующим положением (ст. 13 Закона), антиконкурентное действие местных исполнительных и государственных органов (ст. 33 Закона).
Большая часть нарушений выявлена в действиях должностных лиц местных исполнительных и государственных органов.
К примеру, государственные органы заключали договора о государственных закупках без применения норм законодательства о государственных закупках со своими подведомственными государственными предприятиями, тем самым госорганы ограничивали конкуренцию, поскольку субъекты частного предпринимательства ввиду отсутствия объявлений о проведении государственных закупок не могли участвовать в таких закупках.
Более того, госорганы без предварительного согласия антимонопольного органа незаконно прописывали в уставах подведомственных госпредприятий конкурентные виды деятельности.
Далее, в деятельности субъектов частного предпринимательства выявлялись факты недобросовестной конкуренции – такие, как заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама, а также такое действие, как реализация товара с принудительным ассортиментом.
Основанием для проведения расследования по факту недостоверной рекламы послужило обращение потребителя, который в одном из торговых организации заметила внушительную разницу между ценой, указанной на прилавке, и фактической ценой реализации на кассе.
По результатам расследования виновное юридическое лицо за заведомо ложную, недобросовестную и недостоверную рекламу привлечено к административной ответственности.
Основанием для проведения расследования по факту недобросовестной конкуренции, заключающегося в реализации товара с принудительным ассортиментом, послужило обращение субъекта частного предпринимательства о том, что его конкурент пытается устранить его с рынка оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Суть нарушения заключалась в том, что владелец полигона ТБО отказывал в заключении договора на размещение и захоронение твердых бытовых отходов в объеме, необходимом для заказчика, установив условие, что договор будет заключен на объем, намного превышающий требуемый.
По результатам расследования виновное юридическое лицо за реализацию товара с принудительным ассортиментом привлечено к административной ответственности.
Также на основании требования прокуратуры проведено расследование в отношении компании, которая, по мнению прокуратуры, лоббировала интересы иностранных компаний на всех этапах проводимых им закупок. Проводимые закупки сопровождались отсутствием транспарентности.
Указанные в требовании прокуратуры сведения о нарушении антимонопольного законодательства подтвердились.
В частности, в ходе расследования установлено:
— для резидентов Казахстана предусматривалось условие поставки товаров по условиям DDP (DtliveredDutyPaid — поставка товаров с оплатой таможенных платежей);
— для нерезидентов предусматривалось условие поставки на условиях CIP (CarriageandInsurancePaid – импортные таможенные платежи уплачиваются покупателем, т.е. компанией, проводившей закуп).
Соответственно, ценовые предложения отечественных потенциальных поставщиков формировались с учетом таможенных расходов и превышали стоимость товаров, работ и услуг, поставляемых иностранными поставщиками.
По результатам расследования в адрес юридического лица за антиконкурентные соглашения вынесено предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Болат ТАНАБЕРГЕНОВ,
руководитель департамента Агентства
по регулированию естественных
монополий по Актюбинской области