На сегодня в стране наблюдается недостаточная цифровизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Доля предприятий ЖКХ, которые оцифровывают свои бизнес-процессы, чрезвычайно мала в масштабах всей отрасли.
Практически ни один из инструментов цифровой экономики, таких как блокчейн, смарт-контракты, аналитика больших данных, промышленный интернет, искусственный интеллект, в отрасли ЖКХ не применяется.
Кроме этого, наблюдается разный уровень информатизации одних и тех же групп участников в сфере ЖКХ, разрозненность существующих информационных решений, отсутствие системности сбора информации и, соответственно, отсутствие точной аналитики всех данных отрасли ЖКХ на республиканском уровне.
Для упорядочивания процессов в секторе в настоящее время в проекте Закона «О жилищных отношениях» предусматривается создание Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ).
Создание системы осуществляется в рамках выбранного подхода дальнейшего развития отрасли, основанного на приборизации, цифровизации и внедрении новых технологий.
Приборизация предполагает установку «умных» приборов учета, позволяющих автоматически собирать и передавать показания. Наличие прибора учета сводит к нулю риск возникновения ошибок в процессе начисления счетов, а также позволяет экономить на платах за коммунальные услуги.
Консолидация всех субъектов в одном информационном поле и передача данных позволит сформировать в ЕИС ЖФ и ЖКХ основу больших данных (Big data) для дальнейшей аналитики.
ЕИС ЖФ и ЖКХ объединяет личные кабинеты жильцов, управляющих компаний, субъектов естественных монополий и местных исполнительных органов. Система обеспечит прозрачную деятельность КСК: жители смогут видеть отчетность по расходам и доходам, путем электронного голосования принимать решения по управлению и содержанию дома. Система позволит обеспечить прозрачность расходования эксплуатационных взносов и накоплений на капитальный ремонт.
В целом новая система позволит решить следующие задачи: обеспечение населения качественными услугами ЖКХ; укрепление доверия граждан путем обеспечения свободного доступа к консолидированной, документированной информации; мониторинг состояния объектов ЖКХ и прогнозирование развития в динамике.
Сейчас ЕИС ЖФ и ЖКХ реализуется в пилотном режиме. Для этого в каждом регионе определены 190 многоквартирных жилых домов (МЖД), 51 субъект естественных монополий и 28 КСК для подключения.
В систему будет поступать отчетность органов управления МЖД, статусы исполнения заявок и качество обработки жалоб и обращений.
Потому у жителей всегда будет возможность оставить жалобу на орган управления своего дома. Жалобы будут поступать в личный кабинет жилищной инспекции, и система будет сигнализировать о принятых мерах.
На основе разностороннего анализа будет проводиться аудит органов управления МЖД с присвоением рейтинга компании. За счет этого будет повышаться конкуренция и стимулирование развития рынка услуг в ЖКХ, что сделает его более клиентоориентированным.
Еще одна важнейшая функция системы — это обеспечение прозрачности расходования эксплуатационных взносов и накоплений на капитальный ремонт органами управления МЖД.
При необходимости расходования средств со сберегательного счета на текущие нужды система будет уведомлять жителей и требовать подтверждения. Благодаря возможностям многоканальной рассылки будет оставаться все меньше домов с безразличными собственниками, не принимающими никакого участия в управлении своим домом. На самом деле главное — это, все остальное — уже инструменты реализации воли собственников.
Для оперативного реагирования на динамику изменения жилищного фонда в системе предусматривается оцифровка технических паспортов всех многоквартирных жилых домов и мониторинг технического состояния. За счет аналитических инструментов в системе будет выводиться очередность домов, подлежащих ремонту, и заранее планироваться закупки, что в свою очередь может стимулировать малый и средний бизнес.
Государство, как основной заказчик и пользователь системы, будет постоянно анализировать изменения в отрасли и корректировать правила игры, поддерживая развитие и где-то даже провоцируя его.
Основная цель — достижение баланса интересов населения и государственных задач. Говоря о балансе, необходимо соблюдать равновесие производства и потребления энергоресурсов. Имея в системе данные о потреблении и генерации энергоресурсов, станет возможным выявить потери на сетях, в доме, незаконные подключения, несоответствие температурным режимам, что позволит избежать перетопов и недотопов в жилых домах.
Кенжетай МУХАНОВ, директор филиала АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства области»